Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по самообразованию на тему «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по самообразованию на тему
«Круговорот воды в природе»
- Познакомить с явлением круговорота воды в природе.
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей.
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.
- Расширить представления детей о значении и свойствах воды.
- Развивать социальные навыки у детей, доказывать правильность своего мнения.
- Развивать логическое мышление;
- Совершенствовать навыки экспериментальной деятельности.
- Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.
Предварительная работа: Наблюдение за дождем, за солнцем. Беседа с детьми о значении и свойствах воды.
Материалы и оборудование: Мультфильм «Путешествие Капельки». По два стакана прозрачных для каждого ребенка, ложка, блюдце на каждого. Глобус, 3-х литровая банка, крышка со льдом, эл. Чайник, молоко, соль, яблоко.
Ход организованной образовательной деятельности
Звучит музыка дождя или журчание ручейка.
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
(сели на стульчики)
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте и скажите, о чем она.
Я туча, и туман
И ручей, и океан.
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу (Вода)
Правильно, ребята, речь сегодня пойдет о воде, и не только, мы узнаем много нового и интересного, а также повторим то, что знаем.
Воспитатель (показывает детям глобус): Что у меня в руках?
Дети: Глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Это модель Земли.
Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?
Дети: Голубого.
Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?
Дети: Это вода.
Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. А что означают другие цвета?
Дети: Это суша.
Воспитатель: Правильно. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока (воспитатель разрезает яблоко на 4 части, показывает детям). 3 части - это вода, 1 часть - суша.
Скажите, где же в природе встречается вода?
Дети: родник, ручей, река, озеро, болото, лужа, море, океан.
ПРАВИЛЬНО! Все эти водоемы состоят из маленьких капелек воды.
Физминутка
Капля первая упала - кап (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)
И другая, пробежала - кап.
Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)
Кап- -кап капельки запели.
Намочились наши лица, мы их вытирали,
Туфли посмотрите, мокрыми стали (наклон вперед)
Мы плечами потрясем,
Капельки стряхнем.
От дождя мы убежим
Под кусточком посидим (присесть).
Воспитатель: Молодцы, ребята, отдохнули немного, садимся на свои места.
Давайте с вами посмотрим фильм «Путешествие капельки».
Что же мы узнаем из него?
Показ мультфильма «Путешествие капельки»
Воспитатель: Ребята, посмотрев фильм, скажите, какие приключения происходили с капелькой?
Где в начале была Капелька?
Почему капелька попала на облако?
Что произошло с капелькой на облаке?
Почему капелька вернулась на землю?
(Разнообразные ответы детей)
Вывод диалога воспитателя и детей: Капельки воды в природе постоянно путешествуют - с дождем или росой выпадают на землю. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем солнце снова нагревает землю и вода повторяет свой путь. Она словно движется по кругу, поэтому это явление называется круговорот воды в природе.
А сейчас я вам покажу, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Опыт «Облако в банке»
Оборудование: 3-хлитровая банка, горячая вода в термосе, поднос со льдом.
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (2,5-3 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.
Воспитатель: Посмотрите, горячий пар внутри банки поднимается, охлаждается, превращается во множество капелек, которые от холода прижимаются друг к другу и образуют облако. Но вот капелек стало слишком много. Что происходит с нашим облаком?
Дети: Капельки падают вниз. Оно превратилось в дождь.
Воспитатель: Правильно, капельки снова возвратились на землю в виде дождя. Такое путешествие капельки и называется круговоротом. Давайте мы сейчас попутешествуем, как капельки.
Подвижная игра «Круговорот»
(Дети садятся в круг на корточки)
- По сигналу «жара» дети отпускают руки и медленно поднимаются, начинают хаотично летать.
- По сигналу «холодно» дети прижимаются друг к другу.
- По сигналу «тучка» дети со словами «кап-кап» становятся в круг, раскачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вспомнить свойства воды и провести несколько опытов. Я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, где МЫ с вами станем Лаборантами.
Воспитатель: Но, чтобы попасть в лабораторию нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки (составим слово по первым буквам отгадок и прочитаем)
Разгадываем загадки
Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
(Водопад)
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли.
(Облака)
Меня ждали,
Меня звали,
Показался - убежали.
(Дождь)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем.
(Роса)
Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода» (читают)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
(Дети садятся, у всех на столах стаканчики с водой).
1 опыт
Воспитатель: Ребята, вы наверно уже и пить хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: У вас в стаканах вода, можно ее выпить. (Выпили).
Вкусная была водичка, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: А какой у нее вкус? У нее есть вкус?
Дети: Нет, она безвкусная.
Воспитатель: Правильно ребята, вода не имеет вкуса, она безвкусная!
Это одно из качеств воды. Давайте попробуем найти еще одно качество воды.
2 опыт
Возьмите ложечки, которые у вас на подносах лежат, и поставьте в стакан. Видно ли вам ложку?
Дети: Да!
Воспитатель: Значит, что еще можно сказать о свойстве воды? Какая она, если мы можем разглядеть в ней ложечку?
Дети: Бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: Правильно, вот вам еще одно свойство воды, она не имеет цвета! Она бесцветная, другими словами прозрачная.
Теперь давайте добавим в воду немного молока, а сейчас видно ли вам ложку?
Дети: Нет.
Воспитатель: О чем этот говорит?
Вода имеет свойство окрашиваться.
3 опыт
Продолжим искать свойства воды? Возьмите в руки ваши стаканчики и понюхайте. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет! У воды нет запаха!
Воспитатель: Правильно, ребята, вода не имеет запаха!
4 опыт
Теперь, ребята, у меня к вам такой вопрос. А есть ли у воды форма? Какой она формы?
Дети: Круглой, квадратной и так далее…
Воспитатель: Перелейте, пожалуйста, немного воды в блюдца которые перед вами. Теперь какой формы стала вода.
Дети: Приняла форму блюдца.
То есть, что мы можем сказать о воде, она имеет свою какую ни - будь форму?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему, ребята, она не имеет формы?
Дети: Потому что она жидкая, текучая!
Воспитатель: Правильно дети! Вода не имеет своей определенной формы, но вода УМЕЕТ принимать форму того сосуда или предмета в который она попадет!
Давайте, ребятки, вспомним, что нового, мы узнали о воде из нашего первого опыта? (Круговорот воды в природе)
Дети: Вода все время, не прерывно движется, превращается в пар, затем выпадает на землю дождем.
Воспитатель: Правильно, капельки воды в природе никогда не останавливаются, они все время путешествуют, то выпадают на землю дождем, затем под теплом солнечных лучей, превращаются в пар и снова все идет по кругу.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему было посвящено наше занятие? Что Вам больше всего запомнилось? А что мы можем сказать о свойствах воды?
Дети обобщают, делают вывод.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по самообразованию на тему
«Круговорот воды в природе»
- Познакомить с явлением круговорота воды в природе.
Задачи:
- Развивать познавательную активность детей.
- Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.
- Расширить представления детей о значении и свойствах воды.
- Развивать социальные навыки у детей, доказывать правильность своего мнения.
- Развивать логическое мышление;
- Совершенствовать навыки экспериментальной деятельности.
- Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.
Предварительная работа: Наблюдение за дождем, за солнцем. Беседа с детьми о значении и свойствах воды.
Материалы и оборудование: Мультфильм «Путешествие Капельки». По два стакана прозрачных для каждого ребенка, ложка, блюдце на каждого. Глобус, 3-х литровая банка, крышка со льдом, эл. Чайник, молоко, соль, яблоко.
Ход организованной образовательной деятельности
Звучит музыка дождя или журчание ручейка.
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
(сели на стульчики)
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте и скажите, о чем она.
Я туча, и туман
И ручей, и океан.
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу (Вода)
Правильно, ребята, речь сегодня пойдет о воде, и не только, мы узнаем много нового и интересного, а также повторим то, что знаем.
Воспитатель (показывает детям глобус): Что у меня в руках?
Дети: Глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети: Это модель Земли.
Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?
Дети: Голубого.
Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?
Дети: Это вода.
Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. А что означают другие цвета?
Дети: Это суша.
Воспитатель: Правильно. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока (воспитатель разрезает яблоко на 4 части, показывает детям). 3 части - это вода, 1 часть - суша.
Скажите, где же в природе встречается вода?
Дети: родник, ручей, река, озеро, болото, лужа, море, океан.
ПРАВИЛЬНО! Все эти водоемы состоят из маленьких капелек воды.
Физминутка
Капля первая упала - кап (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)
И другая, пробежала - кап.
Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)
Кап- -кап капельки запели.
Намочились наши лица, мы их вытирали,
Туфли посмотрите, мокрыми стали (наклон вперед)
Мы плечами потрясем,
Капельки стряхнем.
От дождя мы убежим
Под кусточком посидим (присесть).
Воспитатель: Молодцы, ребята, отдохнули немного, садимся на свои места.
Давайте с вами посмотрим фильм «Путешествие капельки».
Что же мы узнаем из него?
Показ мультфильма «Путешествие капельки»
Воспитатель: Ребята, посмотрев фильм, скажите, какие приключения происходили с капелькой?
Где в начале была Капелька?
Почему капелька попала на облако?
Что произошло с капелькой на облаке?
Почему капелька вернулась на землю?
(Разнообразные ответы детей)
Вывод диалога воспитателя и детей: Капельки воды в природе постоянно путешествуют - с дождем или росой выпадают на землю. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем солнце снова нагревает землю и вода повторяет свой путь. Она словно движется по кругу, поэтому это явление называется круговорот воды в природе.
А сейчас я вам покажу, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Опыт «Облако в банке»
Оборудование: 3-хлитровая банка, горячая вода в термосе, поднос со льдом.
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (2,5-3 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.
Воспитатель: Посмотрите, горячий пар внутри банки поднимается, охлаждается, превращается во множество капелек, которые от холода прижимаются друг к другу и образуют облако. Но вот капелек стало слишком много. Что происходит с нашим облаком?
Дети: Капельки падают вниз. Оно превратилось в дождь.
Воспитатель: Правильно, капельки снова возвратились на землю в виде дождя. Такое путешествие капельки и называется круговоротом. Давайте мы сейчас попутешествуем, как капельки.
Подвижная игра «Круговорот»
(Дети садятся в круг на корточки)
- По сигналу «жара» дети отпускают руки и медленно поднимаются, начинают хаотично летать.
- По сигналу «холодно» дети прижимаются друг к другу.
- По сигналу «тучка» дети со словами «кап-кап» становятся в круг, раскачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вспомнить свойства воды и провести несколько опытов. Я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, где МЫ с вами станем Лаборантами.
Воспитатель: Но, чтобы попасть в лабораторию нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки (составим слово по первым буквам отгадок и прочитаем)
Разгадываем загадки
Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
(Водопад)
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли.
(Облака)
Меня ждали,
Меня звали,
Показался - убежали.
(Дождь)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем.
(Роса)
Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода» (читают)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
(Дети садятся, у всех на столах стаканчики с водой).
1 опыт
Воспитатель: Ребята, вы наверно уже и пить хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: У вас в стаканах вода, можно ее выпить. (Выпили).
Вкусная была водичка, ребята?
Дети: Да!
Воспитатель: А какой у нее вкус? У нее есть вкус?
Дети: Нет, она безвкусная.
Воспитатель: Правильно ребята, вода не имеет вкуса, она безвкусная!
Это одно из качеств воды. Давайте попробуем найти еще одно качество воды.
2 опыт
Возьмите ложечки, которые у вас на подносах лежат, и поставьте в стакан. Видно ли вам ложку?
Дети: Да!
Воспитатель: Значит, что еще можно сказать о свойстве воды? Какая она, если мы можем разглядеть в ней ложечку?
Дети: Бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: Правильно, вот вам еще одно свойство воды, она не имеет цвета! Она бесцветная, другими словами прозрачная.
Теперь давайте добавим в воду немного молока, а сейчас видно ли вам ложку?
Дети: Нет.
Воспитатель: О чем этот говорит?
Вода имеет свойство окрашиваться.
3 опыт
Продолжим искать свойства воды? Возьмите в руки ваши стаканчики и понюхайте. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет! У воды нет запаха!
Воспитатель: Правильно, ребята, вода не имеет запаха!
4 опыт
Теперь, ребята, у меня к вам такой вопрос. А есть ли у воды форма? Какой она формы?
Дети: Круглой, квадратной и так далее…
Воспитатель: Перелейте, пожалуйста, немного воды в блюдца которые перед вами. Теперь какой формы стала вода.
Дети: Приняла форму блюдца.
То есть, что мы можем сказать о воде, она имеет свою какую ни - будь форму?
Дети: Нет!
Воспитатель: А почему, ребята, она не имеет формы?
Дети: Потому что она жидкая, текучая!
Воспитатель: Правильно дети! Вода не имеет своей определенной формы, но вода УМЕЕТ принимать форму того сосуда или предмета в который она попадет!
Давайте, ребятки, вспомним, что нового, мы узнали о воде из нашего первого опыта? (Круговорот воды в природе)
Дети: Вода все время, не прерывно движется, превращается в пар, затем выпадает на землю дождем.
Воспитатель: Правильно, капельки воды в природе никогда не останавливаются, они все время путешествуют, то выпадают на землю дождем, затем под теплом солнечных лучей, превращаются в пар и снова все идет по кругу.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему было посвящено наше занятие? Что Вам больше всего запомнилось? А что мы можем сказать о свойствах воды?
Дети обобщают, делают вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе "Праздник Красивой речи"
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе "Праздник Красивой речи"Цель: Определение уровня речевой готовности дошкольников к школе.З...
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "Посящение в магистры"
Систематизировать математические представления через взаимосвязь с другими науками, используя компьютерные технологии....
.Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по самообразованию на тему «Круговорот воды в природе»
Познакомить с явлением круговорота воды в природе....
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего направленности для детей с ТНР «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»
Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число. Умен...
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию: формирование элементарных математических представлений «Планета математика»
Определить уровень знаний детей по изученным темам;Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;Закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировк...
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Бумага своими руками»
Цель: воспитание эмоционально-положительного отношения к объектам природы; показать значение деревьев в жизни человека и животных. Задачи: Образовательные:Формировать представление о зн...