Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по самообразованию на тему «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Инесса Халанская

 

 

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по самообразованию на тему

 «Круговорот воды в природе»

  • Познакомить с явлением круговорота воды в природе.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность детей.
  • Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.
  • Расширить представления детей о значении и свойствах воды.
  • Развивать социальные навыки у детей, доказывать правильность своего мнения.
  • Развивать логическое мышление;
  • Совершенствовать навыки экспериментальной деятельности.
  • Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.

Предварительная работа: Наблюдение за дождем, за солнцем. Беседа с детьми о значении и свойствах воды.

Материалы и оборудование: Мультфильм «Путешествие Капельки». По два стакана прозрачных для каждого ребенка, ложка, блюдце на каждого. Глобус, 3-х литровая банка, крышка со льдом, эл. Чайник, молоко, соль, яблоко.

Ход организованной образовательной деятельности

Звучит музыка дождя или журчание ручейка.

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!

(сели на стульчики)

Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте и скажите, о чем она.

Я туча, и туман
И ручей, и океан.
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу (Вода)

Правильно, ребята, речь сегодня пойдет о воде, и не только, мы узнаем много нового и интересного, а также повторим то, что знаем.

Воспитатель (показывает детям глобус): Что у меня в руках?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель Земли.

Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети: Голубого.

Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Это вода.

Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. А что означают другие цвета?

Дети: Это суша.

Воспитатель: Правильно. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока (воспитатель разрезает яблоко на 4 части, показывает детям). 3 части - это вода, 1 часть - суша.

Скажите, где же в природе встречается вода?

Дети: родник, ручей, река, озеро, болото, лужа, море, океан.

ПРАВИЛЬНО! Все эти водоемы состоят из маленьких капелек воды.

Физминутка

Капля первая упала - кап (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)
И другая, пробежала - кап.
Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)
Кап- -кап капельки запели.
Намочились наши лица, мы их вытирали,
Туфли посмотрите, мокрыми стали (наклон вперед)
Мы плечами потрясем,
Капельки стряхнем.
От дождя мы убежим
Под кусточком посидим (присесть).

Воспитатель: Молодцы, ребята, отдохнули немного, садимся на свои места.

Давайте с вами посмотрим фильм «Путешествие капельки».

Что же мы узнаем из него?

Показ мультфильма «Путешествие капельки»

Воспитатель: Ребята, посмотрев фильм, скажите, какие приключения происходили с капелькой?

Где в начале была Капелька?
Почему капелька попала на облако?
Что произошло с капелькой на облаке?
Почему капелька вернулась на землю?

(Разнообразные ответы детей)

Вывод диалога воспитателя и детей: Капельки воды в природе постоянно путешествуют - с дождем или росой выпадают на землю. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем солнце снова нагревает землю и вода повторяет свой путь. Она словно движется по кругу, поэтому это явление называется круговорот воды в природе.

А сейчас я вам покажу, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт «Облако в банке»

Оборудование: 3-хлитровая банка, горячая вода в термосе, поднос со льдом.

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (2,5-3 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.

Воспитатель: Посмотрите, горячий пар внутри банки поднимается, охлаждается, превращается во множество капелек, которые от холода прижимаются друг к другу и образуют облако. Но вот капелек стало слишком много. Что происходит с нашим облаком?

Дети: Капельки падают вниз. Оно превратилось в дождь.

Воспитатель: Правильно, капельки снова возвратились на землю в виде дождя. Такое путешествие капельки и называется круговоротом. Давайте мы сейчас попутешествуем, как капельки.

Подвижная игра «Круговорот»

(Дети садятся в круг на корточки)

  • По сигналу «жара» дети отпускают руки и медленно поднимаются, начинают хаотично летать.
  • По сигналу «холодно» дети прижимаются друг к другу.
  • По сигналу «тучка» дети со словами «кап-кап» становятся в круг, раскачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вспомнить свойства воды и провести несколько опытов. Я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, где МЫ с вами станем Лаборантами.

Воспитатель: Но, чтобы попасть в лабораторию нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки (составим слово по первым буквам отгадок и прочитаем)

Разгадываем загадки

Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
(Водопад)

Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли.
(Облака)

Меня ждали,
Меня звали,
Показался - убежали.
(Дождь)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем.
(Роса)

Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода» (читают)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.

(Дети садятся, у всех на столах стаканчики с водой).

1 опыт

Воспитатель: Ребята, вы наверно уже и пить хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: У вас в стаканах вода, можно ее выпить. (Выпили).

Вкусная была водичка, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: А какой у нее вкус? У нее есть вкус?

Дети: Нет, она безвкусная.

Воспитатель: Правильно ребята, вода не имеет вкуса, она безвкусная!

Это одно из качеств воды. Давайте попробуем найти еще одно качество воды.

2 опыт

Возьмите ложечки, которые у вас на подносах лежат, и поставьте в стакан. Видно ли вам ложку?

Дети: Да!

Воспитатель: Значит, что еще можно сказать о свойстве воды? Какая она, если мы можем разглядеть в ней ложечку?

Дети: Бесцветная, прозрачная.

Воспитатель: Правильно, вот вам еще одно свойство воды, она не имеет цвета! Она бесцветная, другими словами прозрачная.

Теперь давайте добавим в воду немного молока, а сейчас видно ли вам ложку?

Дети: Нет.

Воспитатель: О чем этот говорит?

Вода имеет свойство окрашиваться.

3 опыт

Продолжим искать свойства воды? Возьмите в руки ваши стаканчики и понюхайте. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет! У воды нет запаха!

Воспитатель: Правильно, ребята, вода не имеет запаха!

4 опыт

Теперь, ребята, у меня к вам такой вопрос. А есть ли у воды форма? Какой она формы?

Дети: Круглой, квадратной и так далее…

Воспитатель: Перелейте, пожалуйста, немного воды в блюдца которые перед вами. Теперь какой формы стала вода.

Дети: Приняла форму блюдца.

То есть, что мы можем сказать о воде, она имеет свою какую ни - будь форму?

Дети: Нет!

Воспитатель: А почему, ребята, она не имеет формы?

Дети: Потому что она жидкая, текучая!

Воспитатель: Правильно дети! Вода не имеет своей определенной формы, но вода УМЕЕТ принимать форму того сосуда или предмета в который она попадет!

Давайте, ребятки, вспомним, что нового, мы узнали о воде из нашего первого опыта? (Круговорот воды в природе)

Дети: Вода все время, не прерывно движется, превращается в пар, затем выпадает на землю дождем.

Воспитатель: Правильно, капельки воды в природе никогда не останавливаются, они все время путешествуют, то выпадают на землю дождем, затем под теплом солнечных лучей, превращаются в пар и снова все идет по кругу.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему было посвящено наше занятие? Что Вам больше всего запомнилось? А что мы можем сказать о свойствах воды?

Дети обобщают, делают вывод.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по самообразованию на тему

 «Круговорот воды в природе»

  • Познакомить с явлением круговорота воды в природе.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность детей.
  • Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.
  • Расширить представления детей о значении и свойствах воды.
  • Развивать социальные навыки у детей, доказывать правильность своего мнения.
  • Развивать логическое мышление;
  • Совершенствовать навыки экспериментальной деятельности.
  • Способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.

Предварительная работа: Наблюдение за дождем, за солнцем. Беседа с детьми о значении и свойствах воды.

Материалы и оборудование: Мультфильм «Путешествие Капельки». По два стакана прозрачных для каждого ребенка, ложка, блюдце на каждого. Глобус, 3-х литровая банка, крышка со льдом, эл. Чайник, молоко, соль, яблоко.

Ход организованной образовательной деятельности

Звучит музыка дождя или журчание ручейка.

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!

(сели на стульчики)

Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадку, а вы подумайте и скажите, о чем она.

Я туча, и туман
И ручей, и океан.
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу 
(Вода)

Правильно, ребята, речь сегодня пойдет о воде, и не только, мы узнаем много нового и интересного, а также повторим то, что знаем.

Воспитатель (показывает детям глобус): Что у меня в руках?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель Земли.

Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети: Голубого.

Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Это вода.

Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. А что означают другие цвета?

Дети: Это суша.

Воспитатель: Правильно. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока (воспитатель разрезает яблоко на 4 части, показывает детям). 3 части - это вода, 1 часть - суша.

Скажите, где же в природе встречается вода?

Дети: родник, ручей, река, озеро, болото, лужа, море, океан.

ПРАВИЛЬНО! Все эти водоемы состоят из маленьких капелек воды.

Физминутка

Капля первая упала - кап (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)
И другая, пробежала - кап.
Мы на небо посмотрели 
(руки подняли вверх)
Кап- -кап капельки запели.
Намочились наши лица, мы их вытирали,
Туфли посмотрите, мокрыми стали 
(наклон вперед)
Мы плечами потрясем,
Капельки стряхнем.
От дождя мы убежим
Под кусточком посидим 
(присесть).

Воспитатель: Молодцы, ребята, отдохнули немного, садимся на свои места.

Давайте с вами посмотрим фильм «Путешествие капельки».

Что же мы узнаем из него?

Показ мультфильма «Путешествие капельки»

Воспитатель: Ребята, посмотрев фильм, скажите, какие приключения происходили с капелькой?

Где в начале была Капелька?
Почему капелька попала на облако?
Что произошло с капелькой на облаке?
Почему капелька вернулась на землю?

(Разнообразные ответы детей)

Вывод диалога воспитателя и детей: Капельки воды в природе постоянно путешествуют - с дождем или росой выпадают на землю. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем солнце снова нагревает землю и вода повторяет свой путь. Она словно движется по кругу, поэтому это явление называется круговорот воды в природе.

А сейчас я вам покажу, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт «Облако в банке»

Оборудование: 3-хлитровая банка, горячая вода в термосе, поднос со льдом.

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (2,5-3 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.

Воспитатель: Посмотрите, горячий пар внутри банки поднимается, охлаждается, превращается во множество капелек, которые от холода прижимаются друг к другу и образуют облако. Но вот капелек стало слишком много. Что происходит с нашим облаком?

Дети: Капельки падают вниз. Оно превратилось в дождь.

Воспитатель: Правильно, капельки снова возвратились на землю в виде дождя. Такое путешествие капельки и называется круговоротом. Давайте мы сейчас попутешествуем, как капельки.

Подвижная игра «Круговорот»

(Дети садятся в круг на корточки)

  • По сигналу «жара» дети отпускают руки и медленно поднимаются, начинают хаотично летать.
  • По сигналу «холодно» дети прижимаются друг к другу.
  • По сигналу «тучка» дети со словами «кап-кап» становятся в круг, раскачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вспомнить свойства воды и провести несколько опытов. Я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, где МЫ с вами станем Лаборантами.

Воспитатель: Но, чтобы попасть в лабораторию нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки (составим слово по первым буквам отгадок и прочитаем)

Разгадываем загадки

Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
(Водопад)

Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли.
(Облака)

Меня ждали,
Меня звали,
Показался - убежали.
(Дождь)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем - не найдем.
(Роса)

Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода» (читают)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.

(Дети садятся, у всех на столах стаканчики с водой).

1 опыт

Воспитатель: Ребята, вы наверно уже и пить хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: У вас в стаканах вода, можно ее выпить. (Выпили).

Вкусная была водичка, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: А какой у нее вкус? У нее есть вкус?

Дети: Нет, она безвкусная.

Воспитатель: Правильно ребята, вода не имеет вкуса, она безвкусная!

Это одно из качеств воды. Давайте попробуем найти еще одно качество воды.

2 опыт

Возьмите ложечки, которые у вас на подносах лежат, и поставьте в стакан. Видно ли вам ложку?

Дети: Да!

Воспитатель: Значит, что еще можно сказать о свойстве воды? Какая она, если мы можем разглядеть в ней ложечку?

Дети: Бесцветная, прозрачная.

Воспитатель: Правильно, вот вам еще одно свойство воды, она не имеет цвета! Она бесцветная, другими словами прозрачная.

Теперь давайте добавим в воду немного молока, а сейчас видно ли вам ложку?

Дети: Нет.

Воспитатель: О чем этот говорит?

Вода имеет свойство окрашиваться.

3 опыт

Продолжим искать свойства воды? Возьмите в руки ваши стаканчики и понюхайте. Вы чувствуете какой-нибудь запах?

Дети: Нет! У воды нет запаха!

Воспитатель: Правильно, ребята, вода не имеет запаха!

4 опыт

Теперь, ребята, у меня к вам такой вопрос. А есть ли у воды форма? Какой она формы?

Дети: Круглой, квадратной и так далее…

Воспитатель: Перелейте, пожалуйста, немного воды в блюдца которые перед вами. Теперь какой формы стала вода.

Дети: Приняла форму блюдца.

То есть, что мы можем сказать о воде, она имеет свою какую ни - будь форму?

Дети: Нет!

Воспитатель: А почему, ребята, она не имеет формы?

Дети: Потому что она жидкая, текучая!

Воспитатель: Правильно дети! Вода не имеет своей определенной формы, но вода УМЕЕТ принимать форму того сосуда или предмета в который она попадет!

Давайте, ребятки, вспомним, что нового, мы узнали о воде из нашего первого опыта? (Круговорот воды в природе)

Дети: Вода все время, не прерывно движется, превращается в пар, затем выпадает на землю дождем.

Воспитатель: Правильно, капельки воды в природе никогда не останавливаются, они все время путешествуют, то выпадают на землю дождем, затем под теплом солнечных лучей, превращаются в пар и снова все идет по кругу.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему было посвящено наше занятие? Что Вам больше всего запомнилось? А что мы можем сказать о свойствах воды?

Дети обобщают, делают вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе "Праздник Красивой речи"

Конспект открытой  непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе "Праздник Красивой речи"Цель: Определение уровня речевой готовности дошкольников к школе.З...

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе "Посящение в магистры"

Систематизировать математические представления через взаимосвязь с другими науками, используя компьютерные технологии....

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующего направленности для детей с ТНР «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание»

Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10.  Умение называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число. Умен...

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию: формирование элементарных математических представлений «Планета математика»

Определить уровень знаний детей по изученным темам;Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 20 в прямом и обратном   порядке;Закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировк...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Бумага своими руками»

Цель: воспитание эмоционально-положительного отношения к объектам природы; показать значение деревьев в жизни человека и животных. Задачи: Образовательные:Формировать представление о зн...