Методическая разработка ООД №___ По теме: «Хлеб — всему голова» (кубановедение)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Валентина Владимировна Туринцева

Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: Формировать представление о труде хлеборобов,

Программное содержание:

• Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.

• Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт.

• Закрепить названия профессий людей, растящих хлеб, познакомить с процессом изготовления хлеба, воспитывать гордость за кубанских земледельцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb-vsemu_golova.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка ООД №___

По теме: «Хлеб — всему голова» (кубановедение)

Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цель: Формировать представление о труде хлеборобов,

Программное содержание:

• Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.

• Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт.

• Закрепить названия профессий людей, растящих хлеб, познакомить с процессом изготовления хлеба, воспитывать гордость за кубанских земледельцев.

• Развивать мыслительные операции, зрительного и слухового восприятия, мелкую моторику.

• Обогащать словарный запас, развивать связную речь

• Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Словарная работа: хлебороб, комбайнер, тракторист, мельник, пекарь, хлебозавод, элеватор, ток, соха, плуг, пшеница, рожь, кукуруза, овес, жито, житница, ароматный, аппетитный, черствый.

Оборудование: ноутбук, слайд-презентация, музыкальное сопровождение «Гимн Кубани», стихотворение кубанского поэта Нины Агошковой «Хлеб всему голова», лупы, зерна пшеницы.

Методы и приемы:

• наглядный – показ презентации

• словесный – художественное слово, беседа, вопрос-ответ

• игровой – дидактические игры и упражнения

• практический – экспериментальная деятельность

Использованные технологии:

- здоровьесберегающие;

- игровые;

- личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

 1этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.

 Слушание отрывка гимна Кубани «Ты, Кубань, ты наша Родина».

Ты, Кубань, ты наша Родина,

Вековой наш богатырь,

Многоводная, раздольная,

Разлилась ты вдаль и вширь.

Воспитатель: Так пели наши предки, кубанские казаки, их деды и прадеды. Так называют нашу благодатную землю – Кубань.

По легендам Северная Америка – родина подсолнечника и кукурузы, Азия – чечевицы и пшеницы, Китай – риса. Все эти растения есть и в России, а в особенности в таком хлебном крае как Кубань. Это значит, что на Кубани выращивают все зерновые культуры, которые можно смолоть в муку и испечь из нее хлеб. Это пшеница, рожь, ячмень, кукуруза… Еще на Кубани выращивают рис. Овес, гречиху, из которых готовят вкусные каши.

Кубань – житница России. Как вы думаете, что означают эти слова? В старину житницами называли помещения для хранения зерна. Жито – название немолотой ржи или пшеницы – «хлеба в зерне», и происходит от слова «жить». Это говорит о том, что хлеб человеку жизненно необходим.

Послушайте стихотворение кубанского поэта Нины Агошковой «Хлеб всему голова»(Воспитатель зачитывает стихотворение).

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на столбе золотом. (колос)

СЛАЙД № 2

Воспитатель: Правильно отгадали, это колос. Посмотрите, какой он красивый, словно позолоченный. Из чего он состоит? Верно, из зерен. (Раздать каждому ребенку по зернышку пшеницы и лупы для рассматривания зерен).

Ярко светит солнышко, в поле зреют зернышки.

В каждом зернышке пшеницы сила солнышка хранится.

Воспитатель: Скажите. А как называют людей, которые выращивают хлеб? Правильно, хлеборобами. А как вы думаете, ребята, легко ли растить хлеб? Давайте проследим, какой путь проходит хлеб прежде, чем попасть к нам на стол.

Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились на земле.

СЛАЙД № 3

Воспитатель: Чтобы посеять зерно в землю, что нужно сделать? (Ответы: вспахать, разровнять, взрыхлить, удобрить). Землю пашут тракторами, гусеничными и колесными, сзади которых прицеплены плуги. Кто управляет тракторами? (Ответы). Правильно, тракторист.

В поле трактор, в поле плуг,

Все распахано вокруг.

Воспитатель: Сейчас мы с вами говорили, как готовят почву к посеву, а когда сеют пшеницу? (Ответы). Засевать могут и весной и осенью. Пшеницу, которую сеют осенью, называют озимой, а ту, которую сеют весной – яровой.

Воспитатель: Раньше, когда не было таких машин, пшеницу сеяли вручную: сеятель надевал большое лукошко с поясом через плечо, чтобы легче было носить, насыпал в лукошко зерно, шел по вспаханному полю и вручную разбрасывал зерна в стороны. Это была трудоемкая, медленная и тяжелая работа. Посмотрите на картину, на которой сеятель рассыпает зерно. 

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

СЛАЙЫ № 4-5

Сеял сеятель старинный из лукошка-решета.

Нынче сеялка – машина этим делом занята.

Роет борозды проворно, в них укладывает зерна.

- Уж ты семечко, зерно, ляжешь в борозду на дно.

Ты не бойся, золотое, ничего, что там темно!

К свету, к солнцу из земли ты, росток скорей пошли.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, как хлебороб узнает, что пора убирать урожай? (Ответы: поле станет желтым, колосья сухими). Верно.

СЛАЙД № 6

Воспитатель: Когда урожай созреет, в поля выйдут другие машины. Скажите, как они называются? (Ответы). Сейчас я вам покажу картины об уборке урожая. Сравните их и расскажите, как раньше убирали урожай и как это делают сейчас. (Дети рассказывают об увиденном).

СЛАЙД № 7

Физминутка. «Золотая рожь».

Ветерок спросил пролетая: Бегут по кругу на носочках,

руки на поясе;

- Отчего ты рожь золотая? меняют направление бега

А в ответ колоски шелестят: Останавливаются, руки вверх,

наклоны в стороны.

- Золотые руки растят! Два наклона к носочкам.

Воспитатель: Дети, а что надо сделать с зерном, когда его обмолотят? (Ответы).

СЛАЙД № 8

Отвезут на ток зерно,

Там просушится оно.

В закромах пусть отлежится

Первоклассная пшеница.

Воспитатель: Ребята, а где хранится зерно? (Ответы). Правильно. Зерно хранят на элеваторе. А кто же смелет нам зерно? (Ответы). 

3 этап: способствуем реализации детского замысла

СЛАЙД № 9

Мельник смелет пусть зерно

Станет все мукой оно.

Воспитатель: А чтобы из муки получились хлебобулочные изделия, какого мастера пригласим? (Ответы).

Хлебопек пускай в печи

Выпекает калачи.

Воспитатель: Ребята, скажите, какие продукты получают из зерна? (Ответы: муку, крупы, крахмал, отруби). А что можно приготовить из муки? (Ответы).

СЛАЙД № 10

Воспитатель: Ребята, скажите, люди каких профессий трудились, чтобы на столе у нас был вкусный, свежий хлеб? (Хлеборобы, комбайнеры, трактористы, мельники, хлебопеки). Видите, сколько труда нужно затратить, чтобы к нам на стол пожаловал хлеб с хрустящей корочкой. Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы). Вот вы покушали, и остался кусочек хлеба, что нужно с ним сделать? (Ответы: брать сколько съешь, отдать кошке, собаке, птицам, посушить сухарики).

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Бесконечное предложение». Я скажу слово «хлеб», а вы ответите, какой он, передавая друг другу игрушку «Колобок». Хлеб: «душистый, ароматный, мягкий, теплый, вкусный, полезный, свежий. Хрустящий, белый, ржаной, отрубяной и т. д.».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

Учебно-методический материал. Презентация на тему "Хлеб-всему голова"

В работе представлен учебно-методический материал по проведению совместной деятельности с детьми в детском саду по теме "Хлеб"....

Разработка целевой экскурсии в пекарню на тему «Хлеб- всему голова»

конспект целивой экскурсии в пекарню на тему "Хлеб всему голова старшая группа....

Методическая разработка по окружающему миру Хлеб всему голова

Методическая разработка по окружающему миру...

Тема: «Хлеб всему голова». Познавательно-исследовательский проект «Каким бывает хлеб».

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;Задачи:1. формировать представление о процессе производства хлеба;2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культ...

Методическая разработка проекта для младшей группы детского сада на тему «Хлеб всему голова»

Методическая разработка в рамках образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" для второй младшей группы детского сада....