Пособие "Умка-box" (авторская разработка, пособие - участник фестиваля "Развивающая игрушка 2020"
методическая разработка по окружающему миру
Дидактическое пособие «Умка – box»,
направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза,
умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ
и их нормотипичных сверстников.
Цель: формирование представлений детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников о том, что включают в себя обобщающие понятия, доступные для их возраста, а также представлений о том, что обобщающие слова – это не абстрактные понятия, а то, что окружает нас в повседневной жизни.
Задачи:
Возрастная аудитория: дети с ОВЗ 4 - 7 лет и нормотипичные дети дошкольного возраста.
Ожидаемый результат: дети владеет обобщающими понятиями, доступными для их возраста, используют их в речи; у них заметно расширился словарный запас; увеличилась работоспособность, объем зрительной памяти и внимания; повысился уровень развития логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_umka_-_box.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактическое пособие «Умка – box », направленное на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, умения классифицировать и обобщать предметы у детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников. Цель: формирование представлений детей с ОВЗ и их нормотипичных сверстников о том, что включают в себя обобщающие понятия, доступные для их возраста, а также представлений о том, что обобщающие слова – это не абстрактные понятия, а то, что окружает нас в повседневной жизни. Задачи: создать условия для формирования у детей с ОВЗ понятий о том, что такое обобщающие слова; расширить активный словарь детей с ОВЗ; способствовать усвоению обобщающих слов, доступных для детей с ОВЗ на данном этапе их развития и дальнейшему их использованию в речи; повысить работоспособность детей с ОВЗ, устойчивость их внимания; увеличить объем зрительной памяти и внимания детей с ОВЗ; способствовать развитию логического мышления детей с ОВЗ. Возрастная аудитория: дети с ОВЗ 4 - 7 лет и нормотипичные дети дошкольного возраста. Ожидаемый результат: дети владеет обобщающими понятиями, доступными для их возраста, используют их в речи; у них заметно расширился словарный запас; увеличилась работоспособность, объем зрительной памяти и внимания; повысился уровень развития логического мышления.
Пособие «Умка – box » представляет собой 13 рабочих карточек, на каждой из которых изображена 1 обобщающая картинка и рядом с ней, изображены 5 свободных мест для крышек, с нанесенным на них изображением одного из предметов. В процессе игры, ведущим достается по 1 из крышек и играющие должны определить место этого предмета. Таким образом, в процессе игры, все поля будут заполнены. Для изготовления этого пособия были использованы следующие материалы: картон; крышки от пластиковых бутылок; фломастеры; картинки; клей.
Появление этого пособия было вызвано трудностями усвоения детьми с ОВЗ обобщающих слов. У детей с нормой эти понятия формируются быстрее, в процессе общения и совместной деятельности с детьми и взрослыми. Помимо всего прочего, дети с нормой способны к более продолжительной работе с карточками, рисунками, любыми печатными материалами, чем дети с ОВЗ, что часто обусловлено их темпом деятельности, недостаточной работоспособностью, быстрой истощаемостью и утомляемостью. Дети с ОВЗ особого интереса к простым печатным материалам не проявляют, в связи с чем, большинство заданий приходится размещать на объемных материалах. Так же, как и с этим пособием, его пришлось разместить на крышках от пластиковых бутылок. И у большинства детей с ОВЗ появился интерес, а также у многих из них включился тот вид деятельности, который доступен им на данном этапе их развития – предметно – манипулятивная деятельность. Усвоение операции обобщения предметов чрезвычайно важно! Поскольку она является предпосылкой к будущему чтению, пониманию математических действий сложения и умножения! А мыслительная операция синтез – это предпосылка к будущему звукобуквенному анализу, развитию фонематического слуха у детей, пониманию математических действий вычитания и деления.
Пособие «Умка – box » рекомендуется использовать следующим образом: детям предлагаются карточки, на каждой из которых изображена 1 обобщающая картинка и рядом с ней, изображены 5 свободных мест для крышек, с нанесенным на них изображением одного из предметов. В процессе игры, ведущим достается по 1 из крышек, детям предлагается назвать что это за предмет, и постараться определить место этого предмета на одной из карточек. Когда все поля будут заполнены, детей просят назвать предметы на каждой из карточек одним словом, попытаться обобщить их.
Изначально пособие было создано только для одной игры – формирования операций анализа и синтеза, но позже, в процессе совместной деятельности с детьми, появились и другие игры, например, такие как эта. «Загадки о свойствах предметов» Перед ребенком выкладываются несколько крышек, которые будут служить отгадками к загадкам. Взрослый загадывает ребенку загадку о каком-либо из этих предметов, описывая только его свойства. Ребенок должен догадаться, о каком из предметов идет речь. Например: Красивая, легкая, летающая (бабочка); Бурый, косолапый, дикий (медведь); Красное, сочное, сладкое (яблоко) и т.д. Таким образом, увеличивается словарь прилагательных детей и формируются понятия о родах предметов.
Также элементы этого пособия можно использовать с целью формирования звукобуквенного анализа у детей . Взрослый берет одну из крышек и кладет ее перед ребенком. Тот должен постараться определить какой звук последний в названии этого предмета и положить рядом крышку с предметом, название которого начинается с этого звука и так далее.
С целью развития зрительной памяти и внимания детей с ОВЗ данное пособие можно использовать следующим образом: перед ребенком выкладываются несколько крышек (от 5 до 12) в произвольном порядке. Ребенку необходимо запомнить какие картинки изображены на крышках. Затем ребенка просят закрыть глаза, взрослый переворачивает несколько крышек, просит ребенка открыть глаза и назвать, каких предметов не стало? Либо игру можно немного изменить и в то время, когда ребенок закрыл глаза, взрослый убирает некоторые крышки со стола, а на их место кладет крышки с другими картинками. Когда ребенок открыл глаза его просят назвать, что изменилось на столе?
В дошкольном детстве важно научить детей задавать «правильные» вопросы, то есть вопросы, наводящие человека на путь к правильному ответу. Для этого можно попробовать использовать это пособие следующим образом: взрослый загадывает какой-либо предмет, изображенный на крышках, а дети могут задавать ему любые вопросы, для того, чтобы выяснить, что это за предмет. Взрослый может отвечать на вопросы детей только «ДА» или «НЕТ». Например: взрослый загадал грушу. Ребенок задает ему вопросы: Это живой предмет? – нет Этот предмет большой? – нет Этот предмет круглый? – нет Я видел когда-нибудь этот предмет? – да Он продается в магазине? – да Его можно кушать? – да Это овощ? – нет Это фрукт? – да Этот предмет желтого цвета? – да Это груша? - да
Побуждая детей к непрерывному поиску, логическим умозаключениям, взрослые способствуют развитию логического мышления детей . Для этого можно использовать пособие следующим образом: взрослый задает детям вопросы, они должны выбрать в качестве ответов на вопросы предметы, изображенные на крышках. Что может быть круглым? Что может быть красным? Что или кто может расти? У кого есть хвост? Что бывает железным? Что бывает тяжелым? И т.д.
Используя данное пособие с детьми с ОВЗ, отмечаю, что они легче включаются в деятельность, более заинтересованы, поскольку это не простые печатные материалы, они объемные, цветные, ими можно разнообразно манипулировать. Когда ты работаешь с детьми с ОВЗ, приходит понимание того, что это уже результат, поскольку детей с ОВЗ тяжело вовлечь в совместную деятельность со взрослым, они долго включаются в деятельность, их внимание часто не устойчиво, у них низкая работоспособность. А данное пособие позволяет включить детей с ОВЗ в деятельность и заинтересовать. Что касается значимых результатов использования пособия в работе с детьми с ОВЗ, то к ним могу отнести следующие достижения: у детей с ОВЗ появляются представления о том, что такое обобщающие слова, они используют их в своей речи, имеют представления о том, какие предметы входят в каждую из обобщающих категорий; у детей с ОВЗ увеличивается активный словарный запас и они начинают оперировать этими словами в повседневной деятельности; дети с ОВЗ в процессе игр с пособием учатся соблюдать правила! Что чрезвычайно важно – ведь умение понимать правила, соблюдать их – одно из главных достижений дошкольного возраста; дети с ОВЗ становятся увереннее в себе. Если в начале нашего с ними взаимодействия они выполняют только роль игроков, то со временем я им доверяю роль ведущего, что делает их более ответственными и повышает их самооценку и уверенность в себе; а также, поскольку пособие можно использовать по разному, у них увеличивается объем памяти и внимания, развивается их логическое мышление, увеличивается объем знаний об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Ай, да игрушка"
Методическое пособие по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование нетрадиционных игр и пособий “Ай, да игрушка&rdquo...
Дидактическое пособие "Мои любимые игрушки"
Дидактическое пособие к тематической неделе "Я и моя семья"(младший возраст), "Детский сад, моя семья" (старший возраст)...
Участник "Воспитатель года 2020"
Эссе участника...
История елочной игрушки 2020
История елочной игрушки...
Визитная карточка участника "Воспитатель года-2020"
Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Воспитатель года-2020" муниципальный этап...
Сертификат участник "Большая игротека -2020"
Сертификат участник "Большая игротека -2020"...
Презентация "Богородская игрушка" (2020 год).
Иллюстрации богородской игрушки....