Нравственный аспект в экологическом воспитании дошкольников.
статья по окружающему миру (старшая группа)
С давних времен поэты, художники и философы отдают дань поистине вечной и всегда актуальной теме человека и природы. Но за всю историю человечества эта тема впервые встала так остро. Нависла реальная угроза экологического кризиса, поэтому решение проблемы экологизации всех сфер деятельности человека не просто жизненная необходимость, а одно из условий сохранения планеты Земля.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нравственный аспект в экологическом воспитании дошкольников.
Экологическое воспитание предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы
С давних времен поэты, художники и философы отдают дань поистине вечной и всегда актуальной теме человека и природы. Но за всю историю человечества эта тема впервые встала так остро. Нависла реальная угроза экологического кризиса, поэтому решение проблемы экологизации всех сфер деятельности человека не просто жизненная необходимость, а одно из условий сохранения планеты Земля.
Формировать экологическую грамотность можно посредством специального экологического воспитания, причем, как считают психологи, этот процесс стоит запускать как можно раньше - еще в дошкольном возрасте. Сегодняшним дошкольникам предстоит жить в третьем тысячелетии в обстановке все ухудшающейся экологии. Их экологическая грамотность, ответственность и социальная активность станут определяющими факторами в преодолении экологического кризиса.
Экология как наука впервые изучается детьми только в школьном возрасте, поэтому может показаться, что экологическое воспитание детей дошкольного возраста преждевременно и совсем не соответствует тем возможностям, которые есть у ребенка в 4 или 5 лет. Однако психологами и педагогами доказано, что детство дошкольника - это именно тот период, когда закладываются основы мировоззрения маленького человека: отношение к окружающему миру, к себе и к другим людям. Именно поэтому так важно заложить детям понимание взаимосвязи всех процессов, происходящих в природе.
Экологическое воспитание детей в ДОУ рассматривается, прежде всего, как воспитание нравственное, ведь не секрет, что в основе отношения человека к окружающей природе лежат гуманные чувства. Под ними подразумевается бережное отношение к любому проявлению жизни, стремление беречь и защищать природу и т.д.
Осознанное и гуманное отношение к природе определяется следующими критериями:
- Понимание необходимости бережного отношения к окружающей среде, основанное как на практическом, так и на нравственно-эстетическом значении природы для человека;
- Применение определенных норм поведения в природе и соблюдение их на практике и в быту;
- Активное проявление заботы о природных объектах и умение оценивать деятельность других людей по отношению к окружающей среде.
В экологическом воспитании детей дошкольного возраста стоит добиться главного: ребенок должен осознать, что природа и человек взаимосвязаны, а значит, заботясь о природе, человек заботится и о себе, и о своем будущем. А причиняя вред окружающей среде, человек вредит себе и разрушает наш общий дом, то есть такие действия безнравственны.
Эффективные методы экологического воспитания дошкольников:
Сформировать гуманное отношение дошкольников к природе возможно благодаря эффективным методам экологического воспитания, среди которых выделяют три крупные группы: наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы - это наблюдение за живой природой и разнообразными явлениями, происходящими в ней. Воспитатель целенаправленно организует разное по времени активное восприятие природных объектов. В результате наблюдения дети усваивают различные знания - свойства, качество, структуру предметов, причины их изменения и развития.
Наблюдение – это основной метод экологического воспитания дошкольников, так как дети видят природу и ее многообразие в естественных условиях, получают яркие и живые знания о ней, переживают полученные знания через эмоции.
Также к наглядным методам относятся демонстрация моделей, просмотр кинофильмов и рассматривание картин. С помощью таких материалов закрепляются представления детей о природе, полученные в результате живых наблюдений.
Словесные методы знакомят дошкольников с природой через чтение рассказов, сказок, бесед. Художественные произведения о природе затрагивают эмоциональную сферу, глубоко воздействуя на чувства детей. Как правило, такие рассказы содержат оценку происходящего. Дети, живо переживая различные чувства (страх, радость, волнение), учатся любить природу и бережно к ней относиться.
Практические методы также играют не последнюю роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. К таким методам относятся различные игры, моделирование и элементарные опыты.
Дидактические игры, то есть такие, в которых есть готовое содержание и правила (лото, домино, игры с предметами природы, игры с подражанием животным) позволяют развить память, внимание и наблюдательность, а также применять отдельные предметы природы и сравнивать их.
К другой группе игр относятся творческие игры, организуемые самими детьми, например, игры в снежки, лепка из песка и глины, игры с шишками и другими природными материалами.
Для эффективного экологического воспитания детей в ДОУ необходимо использовать все методы в комплексе и правильно сочетать их между собой. Дошкольники должны иметь непосредственный контакт с природными объектами, наблюдать, при необходимости ухаживать за растениями и животными, а затем закреплять увиденное в процессе обсуждения и игр.
Главная задача для воспитателей и родителей - донести до детей понимание ответственности за нашу планету и осознание того, что сохранять и приумножать красоту Земли может каждый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание дошкольников - нравственное воспитание»
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать д...
Актуальность в экологическом воспитании дошкольников в аспекте ФГОС
Воспитывающее значение природы нельзя переоценить, поскольку общение с природой позитивно влияет на людей, делает их мягче, добрее, может будить в них лучшие чувства. В особенности большая роль природ...
Статья: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В современном мире вопрос экологического воспитания стоит на первом месте, особенно в воспитании подрастающего поколения. Взрослые уже выросли, и их сложно перевоспитать и заставить пересмотреть свое ...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
Методическое пособие "Духовно-нравственный аспект в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
Для работы педагогов с детьми и родителями....
«Нравственный аспект экологического воспитания дошкольников»
Методическая разработка...
Красная книга, как важный аспект в экологическом воспитании старших дошкольников.
Экологическое воспитание дошкольников является одним из ключевых направлений работы педагога ДОУ. Важным аспектом данной деятельности в старшем дошкольном возрасте является знакомство ребят с Красной ...