Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Доронина Татьяна Владимировна

тема: МИР НАСЕКОМЫХ

Цель. Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи.

Образовательные:

– уточнить и расширить представление детей о насекомых (божья коровка, муравей, пчела,бабочка) и их характерные признаки.

– познакомить со строением тела насекомых.

– объяснить значение насекомых в природе и жизни человека.

Развивающие:

– развивать зрительное восприятие.

– развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, диалогическую и связную речь.

– активизация и обогащение словаря.

Воспитывающие:

– воспитывать интерес к окружающей природе

– воспитывать бережное отношение к родной природе

Оборудование:

– иллюстрации насекомых.

– цветы, пруд из бумаги

– цветные бумажные квадраты, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

Виды детской деятельности:

– игровая

– коммуникативная

– познавательная

– изобразительная

– двигательная

Предварительная работа с детьми:

- рассматривание иллюстраций

- чтение литературы

- отгадывание загадок о насекомых

- просмотр мультфильмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_nasekomyh_itogovoe_po_oom.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

тема: МИР НАСЕКОМЫХ

Цель. Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи.

Образовательные:

– уточнить и расширить представление детей о насекомых (божья коровка, муравей, пчела,бабочка) и их характерные признаки.

– познакомить со строением тела насекомых.

– объяснить значение насекомых в природе и жизни человека.

Развивающие:

– развивать зрительное восприятие.

– развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, диалогическую и связную речь.

– активизация и обогащение словаря.

Воспитывающие:

– воспитывать интерес к окружающей природе

– воспитывать бережное отношение к родной природе

Оборудование:

– иллюстрации насекомых.

– цветы, пруд из бумаги

– цветные бумажные квадраты, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

Виды детской деятельности:

– игровая

– коммуникативная

– познавательная

– изобразительная

– двигательная

Предварительная работа с детьми:

- рассматривание иллюстраций

- чтение литературы

- отгадывание загадок о насекомых

- просмотр мультфильмов

Ход занятия.

Воспитатель: Рядом друг с другом становитесь, и друг другу улыбнитесь. Ребята, давайте встанем в круг и поделимся хорошим настроением друг с другом. Я улыбнусь и передам свою улыбку… (называю имя ребёнка, стоящего справа), он передаст свою улыбку следующему. Улыбка должна вернуться ко мне. (Дети по очереди передают улыбки друг другу).

     В. –Скажите, пожалуйста, какая часть суток у нас наступила?

     Д. – Утро.

    В. – Какие еще части суток вы знаете?(Утро день, вечер, ночь)

В. – Правильно, утро. А кто из вас был утром в лесу? (ответы детей)

Как вы думаете, кого можно там увидеть? (ответы)

В. – Утром природа просыпается, все лесные жители радуются рассвету, солнышку. И сегодня мы с вами отправимся в гости к жителям полянки. Хотите? Скажите, какие жители могут жить на одной небольшой полянке?

Д. – Зайцы, ежи, птицы. (дети перечисляют)

В. – Зайцы, ежи – одним словом как можно их назвать?

Д  – Звери, животные.

В -  Какие это животные?(дикие)

В- какие еще бывают животные?

Д- Домашние

В- Чем отличаются дикие животные от домашних?

В. – А ещё есть жители, которых мы почти не замечаем, но они всегда рядом с нами?

Они живут в траве. Но эти обитатели пугаются нас. (воспитатель подводит детей к ответу - «насекомые»(ответы детей)

Д. – Конечно это насекомые.

В. – Ребята, а каких насекомых вы знаете? (дети перечисляют)Тогда пойдём к ним в гости.

Мы к зелёной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто так ловко зашагал,

Не споткнулся, не упал?

(звуки природы)

Полянка. На полянке цветы, пруд с лотосами, лягушки, ромашки, божьи коровки.

В. – Ребята, посмотрите, какая красивая полянка, сколько на ней цветов. Давайте отдохнём, посидим, поговорим.

Здесь есть и насекомые. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать и найти их.

Красный, маленький комочек,

На спине немного точек,

Не кричит и не поет,

А по листику ползет.

(Божья коровка.)

В. – Правильно. (иллюстрация божья коровка) Посмотрите на божью коровку

– Какого цвета божья коровка?

– А давайте посчитаем, сколько лапок у божьей коровки? (Дети пересчитывают)

– Какие части тела у неё есть? (Дети перечисляют: головка, грудка, брюшко. Усики как маленькая антенна)

– А как вы думаете, чем питается божья коровка? (Она поедает тлю)

В. – Эти жучки поедают насекомых, которые являются вредителями важных для человека растений.

В. Как еще называют божью коровку? Божья коровка – помощник огородникам.

В. – А, вы знаете, ребята, божьей коровке необязательно прятаться от своих врагов. Цвет ярко-красный, чтобы видели: есть опасно! Отпугивает хищников, намекая им, что она не вкусная.

В. – В минуту своей опасности она выделяет плохо пахнущую жидкость и может притвориться мёртвой.

В - Скажите божья коровка вредное или полезное насекомое? Почему?

Кто не знает силача?

Груз он носит не ворча.

Для него везде тропинка:

И дорожка, и былинка,

Может вниз нести и вверх;

Он работник лучше всех. (Муравей)

В. – Да, это муравей? (Рассматриваем муравья)

– Сколько ног у муравья? (Ответы детей: 6 ног)

– Сколько усов? (2 коротких усика или пара)

– Посмотрите, тельце муравья делится на несколько частей. Голова, грудка, брюшко.

– Как вы думаете, чем питаются муравьи? (Ответы детей)

( Питаются муравьи сладким выделением тлей, трупами насекомых, но иногда нападают и на живых. Кроме того взрослые особи питаются семенами, грибами, нектаром и соком растений.)

В– Как еще называют муравьев?

Д -  Муравьи –санитары леса: они поедают мелких жучков, которые поедают деревья, значит, они спасают деревья.

В– Эти трудолюбивые насекомые очень любят отдыхать. На гигиенические процедуры они тратят приблизительно четверть своего времени. Спят муравьи около трех часов, а проснувшись – подобно людям, зевают и потягиваются.

В- Муравьи вредное или полезное насекомое? Почему?

В. – Ещё загадка

Кто чуть свет уже в полёте

От цветка и до цветка -

Вся в пыльце, весь день в работе

И жужжит наверняка!

Кто нам дарит мёд душистый:

Майский, липовый, лучистый,

Чтоб простуда не взяла?

Больно жалит кто? (Пчела)

В. – Посмотрите на пчелу. (Рассматриваем.) Тело пчелы состоит из трёх частей, как и у остальных насекомых: голова, средняя часть и брюшко.

-Какую пользу приносят пчелы?

- Чем она питаеться?

– Пчёлы любят угоститься сладким нектаром цветов. Они имеют крепкие челюсти и длинный хоботок, которым они пользуются для высасывания нектара растений, Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения, без этих насекомых не было бы на лугах ярких цветов, деревья не давали бы плоды и семена. На зиму пчелы запасают много вкусного мёда. Продукты пчеловодства широко используются людьми в косметологии, а яд из жала пчелы применяют для лечения ревматизма.

В. – А сейчас мы с вами поиграем. Но в этой игре есть загадка.

В – Пчела полезное насекомое или вредное?

Физкультминутка.

Спал цветок (сидя на корточках, голову спрятать в колени, руки сложить, как крылышки)

и вдруг проснулся (встать, выпрямить плечи, развести руки)

Больше спать не захотел, (наклоны головы влево – вправо)

Шевельнулся, встрепенулся, (потянуться, помахать руками – крылышками)

Взвился вверх и улетел (полететь в разные стороны, как бабочки)

В. – А каком цветке говорится в этой загадке? (Ответы детей)

– Правильно, это – бабочка. А какие они? (Показываю картинку бабочки. Рассматриваем)

Д. – Бабочки похожи на маленькие цветы.

В. – А вы знаете, ребята, что бабочки никогда не бывают малышами. Одна бабочка отложит много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду.

А из куколки появится бабочка: зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Сначала крылья у неё будут висеть, как мокрые тряпочки, но пройдёт час - другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими и улетит и будет порхать с цветка на цветок. На нашей поляне нет бабочек. Давайте мы с вами попробуем смастерить красивых бабочек (Дети рассаживаются за столы, где для каждого приготовлены два квадрата 10х10 из цветной бумаги и брюшко)

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Ах, красавица, какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
(Упражнение повторить 2 раза)
Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к выполнению работ.


В. – Дети, какие геометрические фигуры и какого цвета у вас лежат на столе?

Д. – Квадраты. Розовые, голубые, зелёные…

В. – Тогда приступаем к работе. Сложили квадрат по диагонали уголок к уголку пополам, пальчиком прогладили сгиб. Какая геометрическая фигура получилась?

Д. – Треугольник.

В. – Возьмите ещё один квадрат и превратите его в такой же треугольник.

– Сколько треугольников у нас получилось? (Ответы детей)

– На что похожи наши треугольники? (Ответы детей)

Д. – На крылья бабочки.

В. – Правильно. Молодцы!

Теперь приклеиваем крылышки к брюшку бабочки. (Показываю). Чтобы не испачкать стол клеем, пользуемся клеёнкой. Для этого нужно уголки треугольника намазать клеем и приклеить к середине брюшка. Не забываем пользоваться салфеткой. Точно также поступаем со вторым треугольником. (Дети выполняют работу, по необходимости подсказываю).

Посмотрите, какие разные бабочки у нас получились. Они будут резвиться на нашей полянке и радовать нас. Сейчас ваши бабочки полетят на нашу полянку и сядут на любой цветок. (Дети выбирают цветок и сажают бабочку). (Картинки выставляются перед детьми)

Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья?

Дети: чтобы летать с одного места на другое.

Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них также есть и лапки.

- Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы…

Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые.

- А скажите каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: например, муха, комар.

Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой?

Дети: нет

Воспитатель: почему?

Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вон какие большие, а они маленькие.

Игра много –мало!

Одна божья коровка – много (Божьих коровок)

Одна Бабочка – много…(Бабочек)

Один муравей – много (муравьев)

Одна пчела – много (пчел)

Заключительная часть.

В. – Вот и подошла наша прогулка к концу. Вы довольны ей? А что интересного вы для себя

узнали? (Ответы детей)

Что больше всего вам понравилось?

Вы мне сегодня очень понравились, были внимательны, активны, хорошо поработали. Молодцы! Вам спасибо!

Литература

1. Т. А. Шорыгина «Насекомые». Какие они?» М. 2003.

2. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой»М«Просвещение», 1983

3. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой»М: Просвещение 1973

4. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008

5. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. –Воронеж: Учитель, 2007.

6. Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Полёт шмеля»

www.muhi-buki.ru

http://bio.1september.ru/

http://nasekomiyr-mir.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Домашние животные»

Цели: расширять знания о домашних животных, правильно называть детенышей животных (образовывать слова с помощью суффиксов –енок,  -онок ). Совершенствовать умение ориентироваться в простран...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Домашние животные»

Цели: расширять знания о домашних животных, правильно называть детенышей животных (образовывать слова с помощью суффиксов –енок,  -онок ). Совершенствовать умение ориентироваться в простран...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Витамины из-за моря»

Цель: Закрепить знания детей об овощах происхождения у нас в России. Знакомить с витаминами содержащие в овощах, их пользу дающую нашему организму. Учить детей сажать картофель; строение картофеля, об...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Как дикие звери готовятся к зиме?"

Уточнить знания детей о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой (чем питаются,как приспосабливаются к жизни). Продолжать учить детей аккуратно рисовать гуашью. Развивать внимание,память,р...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе

тема: МИР НАСЕКОМЫХЦель. Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.Задачи.Образовательные:– уточнить и расширить представление детей о...

Конспект НОД интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пасха»

Конспект НОД интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пасха»...