Познавательно-исследовательский проект "Птичья столовая"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptichya_stolovaya.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР- детский сад с. Бакчар»
Проект
«Птичья столовая»
Тип проекта: эколого-социальный, информационно-творческий с элементами исследовательской деятельности.
Проект групповой.
Участники проекта: дети старшей группы (5 – 6 лет), родители воспитанников, воспитатель.
Срок реализации проекта: долгосрочный (с ноября по март).
Автор проекта: Горлова Елена Яковлевна
2020 – 2021
Проблема: Проблема экологического воспитания детей была и остается одной из злободневных проблем. Особую актуальность она приобрела в наши дни, в дни технического прогресса и всеобщей компьютеризации. Дети мало общаются с природой, поэтому не замечают её красоты и многообразия. Природа – это материя, которую можно увидит, услышать, ощутить и принять детской душой. В период дошкольного детства закладываются основы духовных качеств человека, происходит становление его как личности, формируются зачатки экологической культуры и социальной значимости. Поэтому очень важно именно в дошкольный период пробудить в ребенке желание познать секреты природы, привить любовь к ней и научить созидать, а не разрушать.
Актуальность: Проект «Птичья столовая» возник неслучайно. В октябре месяце был проведёт цикл бесед на тему: «Как люди и природа готовятся к зиме». В результате выявлено, что дети старшей группы не знают птиц родного края и не имеют понятия о том, как можно помочь им перезимовать нашу суровую зиму. В связи с этим, детям и родителям была предложена анкета «Птичья столовая», которая содержала следующие вопросы: 1. Перечислите зимующих птиц родного края.
2. Есть ли у вас кормушка для птиц? (ДА, НЕТ)
3. Если нет, то могли бы вы её смастерить вместе с ребенком? (ДА, НЕТ)
4. ВЫ регулярно подкармливаете птиц зимой? (ДА, НЕТ)
Обработав анкеты, сложилась следующая картина:
Опрошенных – 27 человек
Перечислили всех, наиболее известных, зимующих птиц - 0
Перечислили от 90% до 50% зимующих птиц – 15 человек;
Перечислили от 50% до 20% зимующих птиц –8 человек
Перечислили менее 20 % зимующих птиц – 5 человек.
Имеют кормушку - 12 семей.
Готовы смастерить вместе с детьми – все.
Регулярно подкармливают птиц - 4 семьи.
Подкармливают, но не всегда – 8 семей.
Проблема | Цель |
Дети не знают зимующих птиц родного края, а также не имеют сформированных навыков оказания помощи зимующим птицам. | Формирование экологических знаний о зимующих птицах родного края и ответственного, отношения к ним. |
Причина | Задачи |
Узкий кругозор | Расширить кругозор детей о зимующих птицах родного края, учить распознавать птиц по их особенностям |
Мало внимания уделяется в программе образования. | Обогатить предметно–развивающую среду наглядным и практическим материалом по теме проекта |
Мало внимания уделяется дома проблемам зимующих птиц | Вызвать желание воспитанников и родителей помогать зимующим птицам. Воспитывать чувства гуманизма и сострадания. |
Дети не умеют фантазировать, мыслить творчески, плохо развита мелкая моторика рук. | Способствовать развитию тактильных ощущений и творческих способностей детей. |
Объект исследования: зимующие птицы родного края.
Предмет исследования: образ жизни зимующих птиц родного края, способы оказания им помощи.
Гипотеза: Если дать детям полное представление о зимующих птицах: какие птицы зимуют в нашем районе, почему зимой им нужна помощь человека, какую помощь птицам можем оказать мы, дать возможность презентовать свои работы по теме проекта, то возможно, у детей произойдёт повышение самооценки, осознание собственной значимости в окружающем нас мире, появится желание в поиске новой информации, желание созидать, а не разрушать.
Этапы развития проекта
I этап
Организационный
- Раскрытие проблемы. Анкетирование детей и родителей группы, выявление факторов актуальности темы.
- Постановка цели вытекающей из проблемы. Определение задач для реализации цели проекта.
- Ввод детей в проект с помощью беседы, наблюдений.
- На родительском собрании привлечение интереса взрослых к существующей проблеме. Вызвать желание родителей участвовать в реализации проекта.
II этап
Планирование деятельности
«Модель трёх вопросов»
Что мы знаем? | Знаем, что осенью не все птицы улетают в тёплые края, многие из них остаются зимовать. |
Что мы хотим узнать? | -Названия зимующих птиц родного края. -По каким признакам их можно отличать друг от друга. -Чем они питаются зимой. -Где могут найти корм. -Какую помощь можем оказать птицам мы. -Все ли зимующие птицы прилетают в кормушку. Почему? -Услышать голоса птиц. -Как можно слепить птичку из пластилина. -Можно ли сделать птичку из бумаги. -Из чего ещё можно сделать птичку. -Из чего и как смастерить кормушку. -Чем подкармливать птиц. |
С помощью чего узнаем? | С помощью художественной литературы, энциклопедий, бесед, загадок, стихов, экскурсий, экспериментов, продуктивных видов деятельности, наблюдений, игр дидактических и подвижных. |
«Паутинка проекта»
Образовательная область | Формы и методы работы |
познание |
|
Игровая деятельность |
Пазлы «Зимующие птицы», «Пятый лишний». |
Коммуникация, социализация |
|
Чтение детям литературы |
|
Художественное творчество |
|
Трудовая деятельность |
|
Совместная деятельность детей и родителей |
|
III Этап
Реализация проекта
Задачи педагога:
- Беседы – («Какую помощь оказывают птицы людям», «Как живая природа готовится к зиме», « Какую помощь может оказать человек зимующим птицам».)
- Изготовление настольных игр (привлечь родителей группы)
- Подбор литературы по теме проекта, стихов, загадок.
- Обучение детей через дидактические, пальчиковые, подвижные игры, динамические паузы, стихи, загадки.
- Оформление уголка «Зимующие птицы».
- Продумывание практической, экспериментальной деятельности (фоторепортажи, дневник наблюдений, продумывание экспериментальной деятельности).
- Продумывание продуктивных видов деятельности (на занятиях, вне занятий)
- Чтение научной и художественной литературы по теме проекта, привлечение родителей к продуктивным видам деятельности, к экспериментам, наблюдениям, творческим и познавательным проектам (детско-родительские проекты, рефераты).
- Проведение тематических экскурсий (детская библиотека, Бакчарский музей, «Фотоохота на птиц»).
Задачи детей:
- Участвуют в разучивании игр, стихов, в наблюдениях, в подсчёте птиц, в продуктивной и экспериментальной деятельности, ищут новые знания по теме вместе с воспитателем и родителями.
- Принимают участие в оформлении уголка «Зимующие птицы».
- Приносят корм, подкармливают птиц, чистят кормушки.
Задачи родителей:
- Ищут информацию вместе с детьми о зимующих птицах.
- Открывают «фотоохоту» на зимующих птиц.
- Оказывают помощь в обогащении развивающей среды группы, изготовлении настольных игр (по просьбе воспитателя).
- Изготавливают с детьми кормушки, придумывают стишки, оформляют проекты, рефераты, газеты.
- Ведут подсчет птиц, участвуют в эксперименте вместе с детьми.
- Оформляют выставку рисунков и поделок.
IV этап
Завершение проекта
Ожидаемые результаты | продукт |
|
|
План осуществления проекта.
Подготовительный этап
Дата | Содержание работы | Участники | Ответственные |
Ноябрь | -Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта. -Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, книги). -Подбор художественной литературы, наглядно - демонстрационного материала, дидактических игр. -Разработка бесед. Разработка анкеты и рекомендаций для родителей. Организация развивающей среды (картины, иллюстрации, книжки о птицах) Родительское собрание (введение в проект, анкетирование) | Родители Родители | Воспитатель. Воспитатель Воспитатель воспитатель |
Основной этап
Дата | Содержание работы | Участники | Ответственные |
ноябрь декабрь январь Февраль март | Беседа: «Птицы – наши друзья» Чтение и обсуждение рассказа Л.Н. Толстого « Воробей на часах». ИЗО деятельность. Тема: «Воробей на ветке». Рассматривание иллюстраций воробья, выявление особенностей строения его тела, окрас. Пошаговое изображение птицы. Заучивание наизусть стихов про воробья. Беседа: «Кому нужна помощь зимой» ИЗО деятельность. Тема: «Я дизайнер» (рисование кормушки для птичек) Изготовление кормушек для птиц. Чтение рассказа о синице. Автор рассказа: Ирис Ревю. Заучивание стихов про синицу. Беседа: «Чем питаются птицы». Развешивание кормушек на территории школы. Подкормка птиц. -Введение детей и родителей в процесс наблюдения за птицами (какие птицы прилетают к нам в кормушку, каких птиц мы видим в селе, но в наших кормушках их мы не наблюдаем). -Подготовка рефератов про синицу и воробья (задание по желанию) Занятие аппликация. Тема: «Птичка – синичка» ЕЖЕДНЕВНО!!! Наблюдения за птицами, подкормка птиц, чистка кормушек, ведение дневника наблюдений в уголке «Зимующие птицы» 1. Беседа по результатам наблюдений детей. Вопросы: -Кто за выходные дни сделал кормушку для птиц. Где ее подвесили. -Каких птиц видели в кормушке у дома, в школе. - Каких птиц видели в с. Бакчар. - Как вы думаете, почему некоторые птицы не прилетают к нам в кормушку. -Чем вы подкармливали птичек? 2.Оформление уголка «Зимующие птицы» 3. Заучивание наизусть стихов про снегиря. 4. Подготовить рефераты про снегиря, сороку, ворону. Задание по желанию детей. Заслушивание рефератов о воробье и синице. Чистка кормушек. Раскладывание корма. Развешивание новых кормушек на территории школы, изготовленных детьми и родителями. -Подвижная игра «Птички в гнёздышке» Чтение рассказа Георгия Скребицкого «Сиротка» Заучивание наизусть стихотворения о сороке. Лепка. Тема: «Сорока» (выявление характерных признаков строения тела птицы и её окраса) Заслушивание рефератов про снегиря, сороку, ворону. Экспериментальная деятельность. Введение детей в экспериментальную деятельность: «Что предпочитают кушать птицы» ( В кормушки сыпать одновременно горох, семечки подсолнуха, овёс, зерно, пшено, подвесить кусочки сала). Наблюдать за тем, что в первую очередь склёвывают птицы. Что для них самое вкусное. Какие птицы, какой корм предпочитают. Ведение дневника наблюдений. «Фотоохота на птиц» (экскурсия по селу Бакчар с фотоаппаратом.) Чтение рассказа Ларисы Скребицкой «Ворона» (из цикла Серёжкины приключения) Беседа с детьми по результатам экспериментальной деятельности. «Что предпочитают кушать птички». -Заучивание наизусть стихотворения Николая Шумова «Про ворону». -Чтение рассказа В.Н. Степанова «Вовкины голуби» -рассматривание иллюстраций с изображением голубей. Аппликация «Голубь» (использование в работе пластилина и различных круп) Подведение результатов экспериментальной деятельности. Занесение выводов в дневник наблюдений. «Фотоохота на птиц» коллективная экскурсия по селу Бакчар с фотоаппаратом. Выявление зимующих птиц нашей местности. Сбор материала для оформления фотогазеты. Тематическая экскурсия в библиотеку. Тема: «Зимующие птицы невидимки». (Каких птиц мы очень редко наблюдаем в нашем селе, а некоторых и вообще не встречали никогда. Почему?) -Подготовка детско–родительских рефератов «Зимующие птицы невидимки». (Выбор птички по желанию) -Беседа с детьми по результатам наблюдений за птицами во время каникул. Какие птицы и в каком количестве прилетали в кормушку. -Чтение рассказа В. В. Бианки «Теремок». -Выступления детей и родителей с проектами, рефератами по теме «Зимующие птицы невидимки» - ЕЖЕДНЕВНО!!! Наблюдения за птицами, подкормка птиц, чистка кормушек, продолжать вести подсчет птиц. Тематическая экскурсия в бакчарский музей. Тема: «Зимующие птицы Томской области». Чтение рассказа В. Бианки «Сова», обсуждение. Коллаж – творческая работа. Тема: «Птичка – которая меня поразила и очаровала» (коллективная работа). - ЕЖЕДНЕВНО!!! Наблюдения за птицами, подкормка птиц, чистка кормушек, продолжать вести подсчет птиц. Подготовка к празднику птиц (презентация детских работ с помощью воспитателя, родителя; оформление выставки; фото – презентация: «Птицы - наши друзья, мы им будем помогать»; альбом: «Зимующие птицы Бакчарского района»; общая презентация по результатам проекта). Праздник птиц (Выставка, презентация выполненной работы, чтение стихов, игры, чаепитие) | дети дети дети дети Дети Дети Дети, родители, воспитатель. Дети Дети, родители, Воспитатель Дети, родители Дети, родители Дети Дети, родители, воспитатель Дети Дети, родители дети, родители, воспитатель дети дети Дети, Дети, родители воспитатель дети, родители, воспитатель Дети, Воспитатель Дети Дети, Дети. Дети, Дети, Дети, воспитатель Дети, воспитатель Дети, родители Дети, Дети, родители, воспитатель Дети, родители, воспитатель Дети, Воспитатель, Дети, Дети, Дети, родители, воспитатель Дети, родители, воспитатель Дети, родители, воспитатель | воспитатель воспитатель Воспитатель. родители воспитатель. воспитатель Родители воспитатель. родители воспитатель. Родители, воспитатель воспитатель Родители воспитатель. воспитатель, родители воспитатель воспитатель. воспитатель. воспитатель. Воспитатель Воспитатель родители Воспитатель Воспитатель Воспитатель воспитатель Воспитатель Воспитатель воспитатель воспитатель Работники школьной библиотеки Родители воспитатель родители родители воспитатель Работники музея Воспитатель Воспитатель Воспитатель, родители. Воспитатель, родители Воспитатель родители |
Рефлексия.
Вопросы детям | Ответы детей |
3. Узнали ли вы что – нибудь, что вас удивило, поразило? | - Зимующих птиц нашей местности - их образ жизни -как одну птичку отличить от другой - чем питаются -что больше всего любят кушать - чем нельзя кормить - голоса птиц - вылупляются из яйца - какую пользу приносят людям -как можно помочь птицам зимой -подкормка птиц -наблюдать за птицами - эксперимент (что предпочитают кушать птички) -фотоохота -лепка, рисование -экскурсия в музей -экскурсия в библиотеку -украшать кормушки -вместе с родителями делать кормушки -выступать перед группой с рефератом -собирать пазлы с изображением птиц - температура тела птицы - выше чем у человека -вороны хорошие родители -сороки много «трещат» -птиц нельзя кормить жаренными семечками и чёрным хлебом; -глухарь может нырять в снег -глухарь хорошо слышит -птенцы - вылупляются из яйца -мама птица насиживает яйца, папа приносит корм -филин хорошо видит ночью |
Критерии оценки результатов по диагностике проектной деятельности.
Низкий уровень. Называет 2 – 3 зимующих птицы. Не может рассказать об образе жизни этих птиц даже с помощью ребят или взрослого. Лепит, рисует, не отражая характерных особенностей. Не имеет кормушку дома или имеет, но подкармливать забывает. Нет желания найти новые знания.
Средний. Называет большую часть зимующих птиц, которых можно увидеть в селе и некоторых обитающих в лесу. Может рассказать об образе жизни некоторых из них. Лепит, рисует, но не всегда самостоятельно отражает характерные особенности птицы, просит подсказки, помощи у товарищей, воспитателя. Имеет кормушку дома, но иногда забывает покормить птичек. Есть желание узнать новое.
Высокий. Называет 7 зимующих птиц, которых можно увидеть в селе и 4 птицы обитающих в лесу. Может рассказать об образе жизни этих птиц. Пытается искать новую информацию о птицах самостоятельно и с помощью взрослых. Лепит, рисует, отражая их характерные особенности. Имеет кормушку дома. Регулярно подкармливает птиц.
- Диагностика детей на начало работы по проекту.
№ | Ф.и. ребенка | Знание 7 птиц, которых можно увидеть в селе воробей, синица, снегирь, ворон, сорока, голубь, свиристель) | Знание 4 птиц, обитающих в лесу(сова, дятел, кедровка, глухарь) | Знание образа жизни воробья, синицы, снегиря, голубя, дятла, вороны, глухаря. | Умение рисовать, лепить птиц, отражая их характерные признаки. | Есть ли кормушка дома. | Регулярно подкармливаю птиц | Познавательная активность, любознательность, самостоятельность |
1 | Катя В. | 3 птички | - | - | - | - | - | - |
2 | Даша Г | 2 птички | - | - | - | - | - | - |
3 | Леша Г. | 3 птички | 1 | - | - | - | - | - |
4 | АртемГ. | - | - | - | - | - | - | - |
5 | Кирилл Д. | 1 | - | - | - | - | - | - |
6 | Дима Е. | 4 птички | 1 | - | - | - | - | - |
7 | Аня К. | 2 птички | - | - | - | - | - | - |
8 | Саша К. | 1 | 1 | - | - | - | - | |
9 | Варя К. | 2 | 1 | - | - | - | - | - |
10 | Александр К. | 3 | 2 | - | - | - | - | - |
11 | Катя К. | 1 | - | - | - | - | - | - |
12 | КоляЛ. | 2 | 2 | - | - | + | - | - |
13 | Алексей М. | - | - | - | - | - | - | - |
14 | Есения К | 2 | - | - | - | - | - | - |
15 | Кирилл М. | - | - | - | - | + | - | - |
16 | Аня О. | - | - | - | - | - | - | - |
17 | Елизавета П. | 4 | 2 | - | - | + | - | - |
18 | Роман Р. | 1 | - | - | - | - | - | - |
19 | Эвелина С. | 4 | 2 | - | - | + | - | - |
20 | Арина С. | 3 | 1 | - | - | + | - | - |
21 | Кирилл С. | 1 | - | - | - | + | - | - |
22 | Артём С. | 3 | 2 | - | - | + | - | - |
23 | Дарья Т. | - | - | - | - | - | - | - |
24 | Варвара Х. | 3 | 2 | - | - | + | - | - |
25 | Игорь Ч. | 2 | 1 | - | - | - | - | - |
26 | Данил Ч. | 2 | 1 | - | - | + | - | - |
27 | Кирилл Ч. | 2 | - | - | - | + | - | - |
- Диагностика детей на конец работы по проекту.
№ | Ф.и. ребенка | Знание 7 птиц, которых можно увидеть в селе воробей, синица, снегирь, ворон, сорока, голубь) | Знание 4 птиц, обитающих в лесу(сова, дятел, кедновка, глухарь) | Знание образа жизни воробья, синицы, снегиря, голубя, дятла, вороны, глухаря. | Умение рисовать, лепить птиц, отражая их характерные признаки. | Есть ли кормушка дома. | Регулярно подкармливаю птиц | Познавательная активность, любознательность, самостоятельность |
1 | Катя В. | + | + | + | средне | + | + | + |
2 | Даша Г | + | 3 | + | + | + | + | + |
3 | Леонид Г. | + | + | + | + | + | + | + |
4 | Юрий Г. | 5 | 3 | средне | + | + | + | + |
5 | Кирилл Д. | 6 | + | средне | + | + | + | + |
6 | Дима Е. | + | + | + | Средне | + | + | + |
7 | Афанасия К. | + | + | + | средне | + | + | + |
8 | Слава К. | 5 | 3 | средне | + | + | + | + |
9 | Валентина К. | + | + | + | + | + | + | + |
10 | Александр К. | + | +_ | + | + | + | + | + |
11 | Константин К. | 6 | 3 | средне | + | + | + | + |
12 | Константин Л. | + | + | + | + | + | + | + |
13 | Алексей М. | 3 | 1 | - | - | - | - | - |
14 | Ксения М. | 6 | 3 | средне | средне | - | - | + |
15 | Кирилл М. | 5 | 2 | средне | средне | + | + | - |
16 | Антон О. | 4 | 1 | - | средне | + | Не всегда | - |
17 | Елизавета П. | + | + | + | + | + | + | + |
18 | Роман Р. | 6 | 2 | средне | средне | + | Не всегда | - |
19 | Эвелина С. | + | + | + | + | + | + | + |
20 | Арина С. | + | + | + | + | + | + | + |
21 | Кирилл С. | 6 | 3 | средне | + | + | + | - |
22 | Артём С. | + | + | + | + | + | + | + |
23 | Дарья Т. | 5 | 2 | средне | + | + | + | + |
24 | Варвара Х. | + | + | + | + | + | + | + |
25 | Игорь Ч. | + | + | + | + | - | - | + |
26 | Данил Ч. | 5 | 3 | средне | + | + | + | + |
27 | Кирилл Ч. | + | + | + | + | + | + | + |
Проект был реализован в полном объёме. Работа получилась интересной, увлекательной и познавательной. Позволила расширить знания каждого ребенка, не только на занятиях, но и в совместной деятельности с родителями и общественностью (музей, библиотека). Результаты проекта получили высокую оценку и одобрение родителей. Дети готовы продолжать наблюдать за птицами, помогать им и участвовать в новых проектах любой направленности.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- искать необходимую информацию;
-участвовать в выполнении творческого задания;
- презентовать свои работы
- Мониторинг образовательной деятельности.
Таким образом, мы видим, что метод проектов, реализующийся в образовательном процессе, приводит к формированию социальных компетенций, способствует развитию социальной зрелости дошкольника, готовности его к адаптации в социуме.
- Мониторинг развития интегративных качеств
При реализации проектов отмечается выраженная динамика в формировании интегративных качеств дошкольников. Возрастает познавательная активность, любознательность детей, самостоятельность в получении информации и разнообразие способов ее обработки.
5.4. Риски, при которых не может быть реализован проект.
1. Низкий уровень развития некоторых детей, вследствие чего не все дети
освоят умения на необходимом уровне.
2. Отсутствие системы не приведет к ожидаемому результату
3. Отсутствие взаимодействия родителей, воспитателя, социума не приведет к желаемому результату.
- Список литературы:
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012
2. В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
- Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина «Окружающий мир»:
«ЮВЕНТА», 2006г.
- Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.
- Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры
дошкольников», «Учитель» Волгоград 2008г.»
6. Н.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. «Программа воспитания и обучения в детском саду». 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
«ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Познавательно-исследовательский проект «Птичья столовая» направлен на обогащение представления детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА о зимующих птицах, их образе жизни при сезонных изменения...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Познавательно - исследовательский проект «Птичья столовая»
Паспорт проектаВид проекта: познавательно - исследовательскийПродолжительность проекта:4 месяцевУчастники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.Образовательная облас...
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...
Познавательный семинар МБДОУ «ДС «Лада» по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории»
план проведения познавательного семинара...