Викторина для детей старшего дошкольного возраста по окружающему миру "Удивительные насекомые".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 

Развлекательная викторина для детей, направленная на развитие познавательного интереса, формирование коммуникативных навыков и положительных эмоций у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_udivitelnye_nasekomye.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Удивительные насекомые».
Старший дошкольный возраст.

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о насекомых, их строении, образе жизни и значении в природе.

Задачи:

-активизировать и расширять словарь по теме,

-развивать логическое мышление, слуховое  и зрительное внимание, память, сообразительность,

-формировать коммуникативные умения детей в процессе взаимодействия,

-развивать умение применять свои знания, быстро отвечать на вопрос,
     -развивать познавательный интерес к насекомым,
     -воспитывать желание охранять и беречь живую природу.

Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых (комар, бабочка, лиса, пчела, ящерица, крокодил, змея, гусеница, воробей, паук, муха, голубь, стрекоза, собака, кузнечик, муравей), разрезные картинки с изображением бабочки и стрекозы, эмблемы команд, жетоны, карточки с загадками, мяч, силуэты насекомых (теневой театр), грамоты и призы.


Ход викторины.

Воспитатель читает:

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Там многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней.

Большой сосны на толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись -

Волшебную увидишь жизнь!

Воспитатель: Скажите, ребята, о ком это стихотворение? 

Дети: О насекомых.

Воспитатель: Правильно. А кто это? (Ответы детей.)

Воспитатель: Насекомые – это маленькие беспозвоночные животные, разновидностей которых очень много. Сегодня я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы знакомы с насекомыми. Вас ждет викторина.  

Для этого нам надо разделиться на две команды.

На столе лежат пазлы с изображением насекомых (бабочка, стрекоза). Собрав целое, вы узнаете название своей команды. (Дети приступают к выполнению задания.)

Воспитатель: Итак, одна команда у нас – «Бабочки», а другая команда – «Стрекозы».

Дети надевают эмблемы с изображением этих насекомых.

Воспитатель: Правила викторины очень просты. Мы поучаствуем в нескольких конкурсах, где можно будет заработать жетоны. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Какая команда больше жетонов наберет, та и победила. А победителя ждет приз. После каждого конкурса будем считать жетоны. Итак, начинаем.
Воспитатель: Команды, займите свои места. Наша викторина начинается!

1 конкурс – конкурс загадок (воспитатель читает загадки по очереди каждой команде).

В ярком платье модница –

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомиться – отдыхает.               (Бабочка.)

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки -

Черненькие точки.                      (Божья коровка.)

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза.

Называют ее….. (стрекоза).

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее…..(пчела).

     С ветки на тропинку,

С травинки на травинку

Прыгает пружинка -

Зелененькая спинка.

По травам и былинкам

Перепрыгнет и тропинку.            (Кузнечик.)

     Не зверь, не птица

Нос как спица.

Там, где садится,

Может кровь пролиться.              (Комар.)

     Кто над нами вверх ногами?

Ходить не страшится

И упасть не боится?

Целый день летает,

Всем надоедает?                           (Муха.)

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног, да все без копыт.       (Жук.)

Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней

Наш трудяга…..(муравей).

     Пролетела мимо уха

Вроде муха, но не муха.

Эта муха не жужжала.

У нее, ребята, жало.

Коль ужалит, будет «ай»!

Кто же это отгадай!

— Муха с жалом? – Чудеса!

Знают все, это…..(оса!)

     2 конкурс – блиц-опрос «Умные вопросы» (воспитатель читает вопросы по очереди каждой команде).

     1. Какое насекомое считается самым трудолюбивым? (муравей)
     2. Чем полезна божья коровка? (поедает тлю, спасает урожай)

3. Что насекомые делают зимой? (спят)

4. Как пчелы-разведчики сообщают, что рядом есть мед? (танцуют)

5. Сколько частей тела у насекомых? (3 части: голова, грудь, брюшко)

6.Самое назойливое насекомое? (муха)

     7. Есть ли дом у бабочки? (нет)

8. Почему насекомых называют насекомыми? (на брюшке есть насечки)

9. Какое насекомое появляется из куколки? (бабочка)
     10. Где у кузнечиков уши? (на ногах)

     11. У какого насекомого глаза переливаются всеми цветами радуги и занимают почти всю голову? (стрекоза)
     12. Какое насекомое светится в темноте? (светлячок)

     13. В какой семье насекомых есть королева? (пчелиной)
   
14. Сколько ног у насекомых? (6 ног)

15. Какое насекомое является самым большим врагом растений и плодов? (гусеница)
     16. Чем питаются бабочки? (нектаром)

17. Какое насекомое имеет на крылышках специальную жилку, которой он водит по маленькой перепонке, как скрипач? (кузнечик)
     18. После укуса какого насекомого кожа зудит и чешется? (комар)

Воспитатель: Давайте отдохнем!

Физминутка «Сороконожка».

Шла сороконожка по сухой дорожке.

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

Вдруг закапал дождик: Кап, кап, кап! Ой, промокнут сорок лап!

(дети останавливаются и приседают)

Насморк мне не нужен, обойду я лужи!

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи)

Грязи в дом не принесу, каждой лапкой потрясу!

(дети останавливаются, трясут одной ногой, трясут другой ногой)

И потопаю потом. Ой, какой от лапок гром!

(дети топают ногами)

3 конкурс – «Кто это?» - угадайте насекомое из сказки (воспитатель читает вопросы по очереди каждой команде).

-Кто спешил домой из сказки В. Бианки?  (муравьишка)

-Какое насекомое спасло Муху - Цокотуху?  (комар)

-Какие насекомые прятались в сказке «Под грибом»? (муравей и бабочка)

-Какое насекомое потушило горящее море своими крыльями? (бабочка)

-Какое насекомое в сказке напугало всех зверей? (таракан)

-Для каких насекомых Винни-пух пел свою песенку? (для пчел)

4 конкурс – «Четвертый лишний» (на доске 4 картинки с изображением животных, дети выбирают лишнюю картинку и объясняют, почему она лишняя).

Например:

  • Комар, бабочка, лиса, пчела.
  • Ящерица, крокодил, змея, гусеница.
  • Воробей, паук, муха, голубь.
  • Стрекоза, собака, кузнечик, муравей.

Воспитатель: А сейчас мы проведем разминку перед последним, самым сложным конкурсом.

    Игра - разминка с мячом «Скажи наоборот».

Комар злой, а бабочка -…..добрая.

Шмель большой, а божья коровка -….. маленькая.

Пчела полезная, а муха -…..вредная.

Кузнечик прыгает, а муравей -…..ползает.

Жук жужжит, а паук -…..молчит.

Стрекоза летает быстро, а комар -…..медленно.

Пчела жужжит, а комар -…..пищит.

У бабочки нет дома, а у муравья -…..муравейник.

5 конкурс – «Узнай по силуэту».

Воспитатель: Последний и самый сложный конкурс. Командам предстоит по силуэту угадать насекомое. Задание для всех, какая команда быстрее ответит, получит жетон. А команда, которая проигрывает, у вас есть шанс обогнать соперников. Раз, два, три, начни: всё внимание команд на доску (теневой театр).

Итог занятия.

Воспитатель: Вот и подошла наша викторина к концу. Какие вы все молодцы! Все ребята играли дружно и проявили себя, как настоящие знатоки царства насекомых.

Подсчитываем общее количество жетонов у каждой команды.

Команда «Стрекозы»

Команда «Бабочки

И так, победителем стала команда…

Торжественное вручение грамот за 1 и 2 место и призов.

Воспитатель: И в конце, ребята, мне хочется прочитать вам стихотворение.

В лесу летают мотыльки, ползут козявки и жуки.

Природа-мать им жизнь дала, у них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути – не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой, и одинокий, и пустой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Наши знакомые - это насекомые»

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Наши знакомые - это насекомые»...

Игра – викторина для детей старшего дошкольного возраста «В царстве насекомых»

Программные задачи: - закрепить представления детей о насекомых;- создать у детей положительный эмоциональный отклик;- развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание;- формировать комму...

Презентация к НОД по окружающему миру в старшей группе на тему «Космическое путешествие» Викторина для детей старшего дошкольного возраста.

слайд 1 История о древних людяхслайд 2 Летательные аппараты в сказкахслайд 3 Легенда о Дедале и Икареслайд4 Заставка космосаслайд 5 ответ на вопрос: космодромслайд 6 ответ на вопрос: скафандрслайд 7 о...

Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста

         Музыкально-литературная  викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект викторины на 9 мая в детском саду Детям о героях войны (викторина для детей старшего дошкольного возраста)

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад №53»      Конспект викторины на 9 мая в детском садуДетям о гер...