ФЦКМ "Кто и как готовиться к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Открытое занятие на РМО по ФЦКМ "Кто и как готовиться к зиме"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_otukrytoe_zanyatie_po_ftskm_kto_i_kak_gotovitsya_k_zime.docx | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора
Тема: «Кто и как готовятся к зиме».
Педагогические цели:
Познавательное развитие: Расширять и закреплять представление детей о диких животных: где живут, чем питаются, об их поведении осенью, как готовятся к зиме. Вырабатывать умение находить правильный ответ. Развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями и жизнью зверей; внимание, логическое мышление, любознательность.
Речевое развитие: Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями, загадывать загадки о животных. Обогащать словарь детей существительными: дупло, берлога, логово, нора, кладовая, шерсть, глаголами: линяет, впадает в спячку.
Социально-коммуникативное развитие: Развивать умение общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в процессе познавательной деятельности. Познакомить детей с тем, как человек заботится о диких животных зимой. Развивать интерес к жизни животных. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным.
Художественно-эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие образа животных
Физическое развитие: Формировать правильную осанку, координацию движений.
Виды взросло-детской (партнерской) деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Предварительная работа:
Разучивание загадок, считалок по теме «Дикие животные». Дидактические игры «Кто, где живет», «Дикие животные». Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные нашей области и др..
Наглядный материал:
Раздаточный материал: деревянные кубики, листья цветов
кусочки белой ткани, сложенные пополам;
Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев, деревья.
Методы и приемы :
Художественное слово, сюрпризный момент, дидактические игры, рассматривание, исследовательская деятельность, вопросы, словесная инструкция, практические упражнения, пальчиковая гимнастика, игровые приемы, динамическая пауза.
Ход занятия
Педагог настраивает детей на доброжелательное отношение друг к другу, создает положительный психологический настрой. - «Ребята к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:
«Утром солнышко проснулось,
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбку подарило.
Оглядело все вокруг: слева друг и справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте: Здравствуйте».
Воспитатель: а это что за гость? (в группе висит голубь с конвертом)
Дети: голубь
Воспитатель: верно голубь, да только голубь не простой, а почтовый, посмотрите у него конверт. Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано.
Откроем конверт? Да.
(воспитатель открывает конверт, там лежит разрезная картинка и письмо)
- в конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберем и может тогда узнаем откуда письмо.(дети собирают картинку на ней изображен лес)
Воспитатель: все ясно, значит письмо пришло из леса, теперь мы его прочитаем
«Здравствуйте дорогие ребята! В нашем лесу происходит, что-то странное, скоро зима, лесные жители перепутали, кто и как готовится к зиме. Просим вас о помощи!»
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?
Дети : осень.
Воспитатель: правильно осень. Давайте вспомним, какая бывает осень?
Дети: ранняя (золотая), поздняя
Воспитатель: скажите, пожалуйста, а поздней осенью, какая погода?
Дети: дождливая, морозная, холодная, пасмурная, облачная и т.д.
Воспитатель: а к какому времени году мы готовимся поздней осенью?
Дети: к зиме
Воспитатель: а к зиме готовятся только люди?
Дети: нет, еще звери, птицы и растения
Воспитатель: а вот жители леса забыли, как нужно готовится к зиме.
Ну что ребята поможем им?
Дети: да!
Воспитатель: давайте встанем на волшебную тропинку и вспомним правила поведения в лесу, шагаем и проговариваем- не шуметь, не кричать и друг другу помогать. (дети повторяют)
Воспитатель: и так мы в лесу на поляне, каких животных вы видите
Дети: зайца, волка, медведя, ежа.
Воспитатель: посмотрите какие они грустные. А все потому, что не знают, как им готовится к зиме. Ребята! Смотрите а это что?
Дети: берлога
Воспитатель: зверь мохнатый косолапый, он сосет в берлоге лапу.
Дети: медведь
Воспитатель: умницы, медведь, заглянем в берлогу. Ой, кто это?
Дети: лиса
Воспитатель: она, что в берлоге живет
Дети: нет
Воспитатель: Саша, унеси лису на ее место под елочкой.
Ребята, расскажите мне, как медведь готовится к зиме
Дети: медведь запасает жир на зиме, питается рыбой, готовит уютную берлогу.
Воспитатель: а лиса как готовится к зиме
Дети: утепляет свою шубку
Воспитатель: молодцы. Продолжим свой путь по волшебной тропинке. Посмотрите, что это впереди?
Дети: НОРА
Воспитатель: не портной, а с иголками ходит
Дети: еж
Воспитатель: конечно же еж, а в норке кто спрятался?
Дети: сова
Воспитатель: неужели сова живет в норке?
Дети: нет она живет в дупле или в гнездах
Воспитатель: Настя, унеси сову на ее место, а ежа посадим в норку. Расскажите мне, как еж готовится к зиме?
Дети: осенью ежик готовит себе домик для зимовки. Дом ежика называется нора. Он нанизывает себе на спинку листики, а потом в норе их стряхивает. В своей норке ежик впадает в спячку.
Воспитатель: молодцы ребята, продолжаем путь. Посмотрите, что вы видите?
Дети: дупло
Воспитатель:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет
Сушит на зиму грибы.
Дети: (Белка) молодцы,
Воспитатель: а расскажите пожалуйста как белка готовится к зиме. И где у белки убежище
Дети: Белка мороза не боится. Её можно встретить в лесу даже когда очень холодно. В отличие от многих зверей, впадающих на зиму в спячку, белки бодрствуют всю зиму.
Для того, чтобы выжить в сильные морозы, белка должна усиленно питаться.
Они собирают желуди, орехи лещины и кедровые, грибы, прячут их в дупла деревьев, в траву и мох.
В сильные морозы белка, отыскав запасы, наедается орешков или грибов и затем спешит обратно в своё тёплое гнёздышко или в дупло. Там она спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.
Белка не забывает поменять летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шуба у белки сероватая, и гораздо теплее, чем летняя.
Воспитатель: ну вот ребята, посмотрите как мы ловко с вами помогли зверям найти свое жилье.
Физ. Минутка.
Раз присядка, два прыжок
Это заячья зарядка
А лисята как проснуться
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
Ну, а мишка косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте
А кому зарядки мало начинает все сначала.
Воспитатель: послушайте
Длинные ушки, зовется косой
Очень боится быть пойман лисой
Скачет, петляет, но это не танец
Так удирает от хищников (заяц)
Воспитатель: Ребята а расскажите, а как зайцы готовятся к зиме
Дети: зайцы готовятся к зиме еще осенью. Они меняют шубку
Воспитатель:Ребята, послушайте, как тихо в лесу только изредка слышно птичье пение, ребята кого вы слышите (сова филин) слышите кто –то все время стучит, как вы думаете кто это (дятел), а хотите узнать как он готовится к зиме.(да)
Пожалуй, дятлы наиболее запасливые птицы в мире! Почему? А все потому, что они выдалбливают множество отверстий в коре деревьев, в которые позже прячут желуди, запасаясь ими на предстоящую зиму.
А какие еще птицы остаются в наших краях ( голуби, вороны, сороки, воробьи, синицы)
Ребята а ведь к зиме готовятся не только люди, звери, птицы, но и деревья тоже готовятся к зиме, расскажите как они это делают (сбрасывают листья)
Воспитатель: Ребята, а почему у деревьев опадают листья?
Дети: Мало солнца, стало холодно.
Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?
Дети: Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега. Воспитатель: Правильно, ребята.
А почему же листья желтеют осенью и опадают, мы узнаем в лесной лаборатории.
Опыт «Почему лист зеленый?»
Воспитатель: Ребята как вы думаете, чем отличается лист летний от осеннего
Дети: Цветом, осенние листья разных цветов, а летние зеленые, сочные, крепко держатся на дереве, а осенние опадают
Воспитатель:Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным . давайте проведем опыт, так ли это
Возьмите зеленый лист и приложите его к щеке , что вы чувствуете? (теплый он или прохладный)
Дети: прохладный
Воспитатель: теперь возьмите осенний лист, приложите к щеке, что вы чувствуете
Дети: он теплый
2 часть. Следующее, что мы с вами проверим, есть ли в летних и осенних листьях влага. Кладем листочки на доску и прикрываем их белой тканью.возьмем кубик и хорошенечко постучим по летнему листочку, что мы видим
Дети: выступила зеленая жидкость.
Воспитатель: правильно. Теперь постучим по осеннему листочку.
Дети: Ничего не происходит
Воспитатель: что мы обнаружили в ходе опыта?
Дети: что в летних листьях есть влага, жидкость, а в осенних нет
Воспитатель: дело в том, что летом листочки питаются соками дерева, а осенью деревья очень мало поглощают влаги., так как начинают готовиться к зиме, и листья желтеют, засыхают и опадают. А деревья засыпают.
Воспитатель: ребята давайте вернемся на нашу волшебную полянку и возьмем по листочку. Подойдите ко мне поближе и поднимите руки вверх. Какой красивый у нас получился букет из осенних листьев. Вы ведь обратили внимание, что у вас листья с разных деревьев. Давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?»
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
(В руках у детей осенние листья берёзы, клёна, дуба. Под музыку дети прикрепляют листья к определённому макету дерева: листья березы – на березу, листья клена – на клен, листья дуба – на дуб. (Затем дети называют эти деревья).
Воспитатель: Молодцы, вы точно определяете и называете деревья. Посмотрите, какие красивые деревья в осеннем уборе.
Вот и пришла пора прощаться с лесом.
Встанем на волшебную тропинку и вернемся в нашу группу
Ребята расскажите, пожалуйста, где вы сейчас побывали? С кем вы повстречались? Вам понравилось путешествие? Мне тоже понравилось с вами путешествовать. А ведь и лесным жителям вы понравились, и они отправили вам эту корзиночку. Давайте попрощаемся с нашими гостями, асами пойдем и посмотрим, как применить подарки из леса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное музыкальное занятие "Как звери готовились к зиме"
Программное содержание. 1. Продолжать развивать чувство ритма у детей. Формировать артикуляционно-телесные и...
" Как звери готовятся к зиме"
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений....
Конспект занятия во второй младшей группе " Как дикие животные готовятся к зиме"
Этот данный материал поможет воспитателю познакомить младших дошкольников с родным краем. Дети отправляются в увлекательное путешествие, где узнают много нового о диких животных,их повадках и среде об...
Зима. Как звери готовятся к зиме.
Уважаемые родители! Вашим детям предлагается материал ввиде презентациипо теме "Зима". В котором раскрывается тема о том, как звери готовятся к зимним холодам. А еще нужно п...
Тема недели : "Кто как готовиться к зиме.Зимующие птицы" с 27 ноября по 01 декабря
Задачи: 1. Формировать умение детей различать сороку среди зимующих птиц. Знать внешний вид,строение ее тела.2. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.3. Попо...
Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей природе. Задачи: развивать знания о том, как дикие животные готовятся к зиме; помочь дет
Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» (старшая группа)Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей ...