Путешествие в Антарктиду
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Антошкина Анна Валерьевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир «Путешествие а Антарктиду»

подготовительная к школе группа)

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Интегрированные задачи:

образовательные:

  • формировать представление об особенностях природы Антарктиды;
  • продолжать  формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (полярные животные);

развивающие:

  • учить высказывать предположения и делать выводы;
  • развивать память, мышление, внимание;

воспитательные:

  • воспитывать бережное и осторожное отношение к животным.

Оборудование: демонстрационное: карта, слайды, домики; раздаточное: карточки с животными.

Словарная работа: обогащение словаря: Антарктида, айсберг; активизация словаря: пингвин, тюлень, касатка.

Предварительная работа: беседы об Антарктиде, чтение художественной литературы.

Ход

Воспитатель приглашает детей в круг.

День и ночь стучат машины.

От винта бежит вода.

Вот уже поплыли льдины

И настали холода.

Айсбергов громады

Проплывают рядом.

И видна уж с корабля

Сквозь трубу подзорную

Ледовитая земля,

Берега просторные.

Ни дорог на них, ни троп,

Ни жилья не видно…

Малый ход!

Машина, стоп!

Здравствуй, Антарктида!

В: Как вы думаете, какие препятствия встречают путешественники в пути?

Д: Айсберги, огромные горы льда. 

В: Айсберги могут просуществовать 6-12 лет, постепенно тая и делясь на мелкие. Формы у них бывают самые разные. В солнечную погоду айсберги кажутся разноцветными и выглядят очень красиво. Плавают или тонут айсберги? Опасны ли они? Чтобы это выяснить, мы отправляемся в лабораторию.

Опыт

В: Я беру и помещаю в воду большой кусок льда. Представьте, что это откололся кусок льда от айсберга. Утонул он?

Д: Нет.

В: Почему?

Д: Лед легче воды.

В: Где находится большая часть льда?

Д: Под водой.

В: Какой вывод мы можем сделать?

Д: Айсберги опасны для кораблей.

В: Почему? Д: Потому что под водой находится его большая часть и она не видна, поэтому нужно плыть осторожно, чтобы не столкнуться и не пробить дно корабля.

Игра «Хорошо или плохо?»

В: Лед не всегда плох, он еще и полезен. Давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо?» Показываю веселый смайл, говорите, когда лед – это хорошо, а грустный, когда плохо.

Д: Лед хорошо – можно заморозить продукты,  чтобы не испортились; пить воду, добавить лед в горячий чай; каток для занятий спортом – хоккей, фигурное катание; если ударишь ногу – можно приложить к больному месту и станет легче; лед плохо –  упадешь, поломаешь ногу, руку; провалиться и утонуть; холодно – простынешь.

Игра «Птица, рыба или зверь»

В: Мы подплывем к Антарктиде. Давайте вспомним пока, каких животных мы с вами уже встречали. У нас будет три «домика», в которых они живут. Рыбы, птицы и звери. Я раздаю вам карточки, и по команде вы должны собраться у своего «домика». Приготовились, начали.

Дети расходятся по «домикам», все, кроме пингвина.

В: Живут ли в Антарктиде животные? Оказывается, живут. Это животное – пингвин, но вот вопрос: кто он – рыба, птица или зверь?

Проблемная ситуация

Ребенок с карточкой пингвина попадает в затруднение – он не знает, куда ему пойти.

В: Посмотрите: пингвин охотится за рыбой и хорошо плавает. Может быть, это рыба?

Д: Нет, он ведь и на земле живет.

В: Пингвин толстый, с трудом передвигается по земле, как морж. Может, это морской зверь?

Д: У пингвина есть клюв и крылья, значит – это птица.

В: Правильно. Эти птицы очень интересные. Они хорошо ныряют и плавают, т.е. это водоплавающие птицы. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц? Во-первых, строение лап. Почему они похожи на ласты?

Д: Чтобы этим птицам было удобно плавать.

В: Какие же должны быть лапы у пингвинов?

Д: Лапы у них мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.

В: Второй секрет – оперение, которое не намокает, иначе бы вылезший из моря мокрый пингвин на таком морозе сразу бы превратился в сосульку и погиб. Почему перья пингвинов не намокают?

Д: Они покрыты жиром, как у гусей и уток.

Опыт

В: В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (маслом).

Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.

В: Как вы думаете, чем питаются эти птицы? Для этого вам надо вспомнить, есть ли травоядные на Северном полюсе.

Д: Пингвины – хищники, значит, они питаются рыбой.

В: Как и все птицы, пингвины откладывают яйца и выводят птенцов. В самый сильный мороз пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Потом отец-пингвин берет яйцо и держит его, зажав между лапами, прижимая к низу живота, не давая прикасаться к холодной ледяной земле. Так он будет стоять на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встанет на ножки, его отправят в пингвиний «детский сад», где он будет находиться среди других малышей под присмотром взрослых пингвинов.

В: Как вы думаете, почему пингвины собрались в круг, а в центр поместили пингвинят.

Д: Чтобы согреться и защитить пингвинят.

В: Пингвины собираются в большие круги, повернувшись спинами к пронизывающему ветру, чтобы сохранять тепло. В такой группе они могут поднять температуру на двадцать градусов. Птицы, в спины которых больше дует ветер,  передвигаются периодическими волнами, постоянно меняя структуру группы, что позволяет птицам из внешнего ряда со временем переместиться внутрь стаи. Пингвины постоянно меняются местами, давая согреться каждому. Хорошо скоординированная система позволяет всем птицам сохранять тепло.  А еще чтобы не замерзнуть пингвины часто стоят опираясь на хвост и пятки, а лапы при этом приподняты над землей. Физминутка. Игра «Пингвин-папа»

Дети зажимают мяч между коленей и идут по кругу.

Игра-задание «Прятки»

В: Пингвинята решили поиграть в прятки. Сколько пингвинов спряталось на рисунке?

Д: Трое пингвинят.

Чтение стихотворения Г. Гопле «Пингвины». Звучит аудиозапись метели.

Жмутся к берегу крутому холода.

Строит вьюга голубые города.

Ветер носится по снегу, словно пёс,

Потому что щиплет нос ему мороз.

Даже лёд к такой погоде не привык,

И трещит по швам ледовый материк.

А пингвинам, а пингвинам хоть бы что!

Выбегают на прогулку без пальто,

Им морозы-разморозы нипочём:

Антарктида для пингвинов тёплый дом.

В чёрных фраках, в белых майках

Круглый год

Ходит этот удивительный народ.

Посмотрите: папы с мамами спешат,

В детский сад своих отводят пингвинят.

В: Пока пингвинята в «детском саду», родители отправляются в море за пищей для малышей. В море пингвинов подстерегают опасные хищники: касатка и морской леопард (тюлень). Как спастись от них?

Д: Быстро уплыть.

В: Пингвины умеют не только быстро и проворно плавать. Они умеют, как пробка, вертикально выпрыгивать из воды на ледяной берег, уходя от преследования.

Игра «Пингвины на льдине»

По команде «Пингвины, на льдину! Морской леопард рядом!» дети становятся на лист бумаги, изображающий льдину.

В: По суше пингвины передвигаются медленно  «вразвалочку», из-за вертикального положения туловища и коротких лап они семенят мелкими неуклюжими шажками. Но эти птицы могут совершать и короткие прыжки, штурмуя прибрежные скалы. Если же пингвин «торопится», он ложится животом на лед и отталкивается задними лапами. С  горы  пингвины быстро передвигаются, съезжая лёжа на животе.

Игра-задание «Пищевая цепочка»

В: Кто изображен на картинке?

Д: Рыба, пингвин, тюлень, касатка.

В: Покажите стрелками, кто чем питается.

Просмотр фильма про животных Антарктиды

В: Антарктида – самая холодная земля на планете, но там живут такие интересные животные!

В: Понравилось вам путешествие по Антарктиде?

Д: Да, очень интересно.

В: Так к какой группе мы отнесем пингвина?

Д: Пингвин – это птица.

В: А где живут пингвины?

Д: А Антарктиде.

Игра-задание «Материк»

В: Давайте придумаем герб для Антарктиды так же, как мы это делали для других континентов. Только помните – герб должен рассказать об этом континенте самое важное. Вспомните, что отличает Антарктиду.

Д: Везде лед, снег, нет растительности, живут пингвины, есть полярные станции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К О Н С П Е К Т занятия по окружающему миру в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»

На данном занятии по окружающему миру в подготовительной к школе группе дети отправляются в путешествие на ледоколе на необычную землю на нашей планете под названием Антарктида. Дети находят изображен...

"Путешествие в Антарктиду. В гости к пингвинам"

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы...

Конспект НОД "Познание" в подготовительной группе по теме "Путешествие в Антарктиду"

На данном занятии дети с помощью разных заданий в игровой форме отыскивают маму пингвиненка...

«Путешествие в Антарктиду или твёрдая вода и айсберги»

« День и ночь трещат морозы       От винта бежит вода…...

НОД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познавательное развитие» по теме: «Путешествие в Антарктиду».

Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой;Образовательные задачи: дать детям представления об особенностях географического...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Путешествие в Антарктиду"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Путешествие в Антарктиду"...

Конспект НОД в подготовительной группе по реализации образовательной области «Познание» по теме: «Путешествие в Антарктиду» с использованием ИКТ.

Цель: Развивать экологическую  компетентность и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой; Задачи:Образовательные:- дать детям представления об особенностях географи...