Беседа о Москве
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
обогатить знания детей о столице нашей Родины – Москве. Закрепить достопримечательности Москвы; чем славится город Москва.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«СТОЛИЦА РОССИИ – ГОРОД МОСКВА»
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ БЕСЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
ПОДГОТОВИЛ:
Тимошина Е.А. – воспитатель 1 квал. категории
Группа № 3
2019
Беседа представлена в виде презентации.
Цель: обогатить знания детей о столице нашей Родины – Москве. Закрепить достопримечательности Москвы; чем славится город Москва.
1 слайд. Титульный. Столица России – город Москва.
Ребята, предлагаю вам совершить удивительное путешествие не выходя из детского сада. Сегодня мы поговорим о России и о её столице. Россия – очень большая страна. И городов в ней много. Ребята, какие вы знаете города? Сейчас насчитывают целых 1096 городов и у каждого города своё лицо. Своё значение. Своя история.
Ребята, предлагаю вам первую прогулку по нашему городу – историческая прогулка.
2 слайд. Первая прогулка. Историческая.
C чего начиналась Москва? В старинной песне были такие слова:
С мала ключика студёна потекла река,
С невелика начиналась Матушка Москва.
Известно, что в старину города строились как защита от врагов на крупных реках, озерах, морских побережьях. Позже решение о строительстве города мог принять царь. Сейчас есть специальная профессия – градостроитель, ей обучают в архитектурном институте. И вы, если захотите, сможете построить свой город, когда вырастите. А пока… Можно читать книжки.
Существует старая легенда. Жил когда-то боярин СТЕПАН ИВАНОВИЧ
КУЧКА.
3 слайд. Владел он красивыми сёлами вдоль Москвы-реки. Поэтому и место это называлось КУЧКОВО. Сам боярин жил в хорошо укрепленной усадьбе. Жил-поживал да забот не знал.
4 слайд. Но однажды поссорился с КНЯЗЕМ ЮРИЕМ ДОЛГОРУКИМ.
Надо сказать, что в те времена главными на Руси были князья. Князь – это значит главный, старейшина. Все слушают князя, он руководит войском, когда приходится воевать. Именно князь ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ основал наш город.
5 слайд. Изображение князя Юрия Долгорукого с войском.
6 слайд. К тому времени как основалась Москва, Юрий Долгорукий уже основал другие города: Переславль-Залесский, Кострома, Дмитров, Перемышль, Стародуб, Звенигород.
Юрий старался укрепить свои владения. Но ему нужен был город на Москве-реке. (Изображение города Переславль-Залесский, Перемышль)
7 слайд. В старинной легенде рассказывается, как ехал однажды князь Юрий Долгорукий из Киева во Владимир. Путь шёл через болото.
8 слайд. И вдруг появился посреди болота странный зверь с тремя головами и пестрой шерстью. И вдруг растаял, как будто его и не было. Сведущие люди растолковали князю это видение. Мол встанет в этих местах большой город и будет столицей царства великого. А пёстрая звериная шкура предвещает: сойдутся в этот город люди всех племён и народов.
9 слайд. Увидел князь поселение на Москве-реке: владел им боярин Кучка. Понравились князю эти земли, решил он их прибрать к своим рукам. Боярину Кучке это не понравилось. Между ними вспыхнула ссора. Боярин был убит. Так будущая Москва стала частью владений Юрия Долгорукого.
Князя Долгорукого прозвали – ДОЛГОРУКИМ, ( рука длинная); от того, что он был главным и хотел присоединить другие земли, те, которые находились от него далеко.
10 слайд. Никакого Кремля тогда еще не было. Зато стоял небольшой городок на обрывистом лесистом холме, что высился над Москвой-рекой. Здесь жили ремесленники, купцы, крестьяне. Вокруг будущей Москвы шумел лес с разнообразной дичью. Даже Боровицкие ворота Кремля названы так потому, что на этом месте росла сосновая роща – бор. Юрий Долгорукий очень любил охоту, и охотился в этих лесах.
11 слайд. Великий князь Юрий Долгорукий большую часть времени проводил в Киеве – древнерусской столице. Поэтому Москву начал строить его сын – АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. В первые русская летопись упоминает о Москве в 1147 году.
12 слайд. После смерти своего отца Андрей начал приглашать на Русь искусных зодчих для строительства Москвы. Москва – еще не была столицей. Столицей был – город ВЛАДИМИР. Строительство Москвы начиналось со строительства Кремля. Постепенно на холме возводилась трёхметровая бревенчатая стена. На стене стояли несколько сторожевых башен. Под Кремлёвскими стенами располагался рынок – торг и городская пристань. Недостатка в древесине не было: Москва была окружена густыми лесами. Рассказывали, что в 1175 году два войска, идущие воевать друг с другом, заблудились в лесах, и битва не состоялась.
13 слайд. Шло время, русские князья постоянно воевали друг с другом за право обладать Москвой. Несколько раз сражения шли в самом городе. Полыхали пожары, гибли мирные жители. Но самые страшные испытания выпали на москвичей, когда на Русь пришли монголо-татарские полчища.
В 1238 году хан БАТЫЙ сжёг Москву дотла. Но прошло всего 10 лет, и город вновь ожил. Москва стала центром княжества, а затем и столицей Великого Московского княжества.
Изображение Батыя.
14 слайд. Нашествие на Русь монголо-татар.
15 слайд. Сражение в Москве с монголо-татарами.
16 слайд. МОСКВА БЕЛОКАМЕННАЯ. Фотоколлаж.
17 слайд. Пожары были бедой деревянных городов. Однажды пожар возник из-за оставленной на ночь в одной из церквей свечи. И вот после большого пожара в Москве, новый московский князь – ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ДОНСКОЙ решил строить Кремль из белого камня. Его добывали в селе Мячкове и по замёрзшей Москве-реке привозили в город.
18 слайд. Портрет Дмитрия Ивановича Донского.
19 слайд. Кремль был окружён двухкилометровой каменной стеной с железными воротами, бойницами и башнями. Москву уже стали называть белокаменной.
В летописи написано: «Город Москва велик и чуден и много людей в нем». Белокаменный Кремль превратился в неприступную крепость.
Во время правления князя Донского на Москву было много набегов. Врагам казалось, что ненавистная Москва погибла навсегда. Но прошло немного времени, и город вновь ожил. Вместо сгоревших церквей вставали каменные храмы
20 слайд. Москва продолжала расширяться. Улицы становились длиннее. Они, как лучи расходились в разные стороны, указывая путь к русским городам. Тверская улица вела в Тверь, Малая Дмитровка – в Дмитров. Вокруг Москвы расположились сёла, принадлежавшие князьям и боярам.
Оказывается, знаменитые Лужники так называются потому, что здесь были заливные луга, где пасли скот. Отсюда и пошло название – ЛУЖНИКИ. Сейчас Лужники – это спортивный комплекс.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
21 слайд. Прошло время и другой князь ИВАН ТРЕТИЙ решил построить другой Кремль и расширить размеры Москвы. Со временем стены из белого камня обветшали. Иван Третий решил выстроить стены заново – из кирпича.
Слово КРЕМЛЬ означает «КРЕПОСТЬ ВНУТРИ ГОРОДА». Строительство кремлёвских стен осуществляли итальянцы им помогали русские строители. Строили этот Кремль более 10 лет. И стоит этот Кремль – красавец до сих пор.
Все, кто приезжает в Москву, прежде всего, идут на Красную площадь и любуются московским Кремлём. (ПОРТРЕТ ИВАНА ТРЕТЬЕГО)
22 слайд. Иллюстрация Кремля (современный вид)
23 слайд. Иллюстрация Белокаменной Москвы с надписью «До свидания!»
Задачи: расширить представление детей о столице нашей Родины; закрепить знание детей о достопримечательностях родного города. Воспитывать бережное отношение ко всему, что окружает детей: воспитывать любовь к родному городу.
Материалы: иллюстрации метро, Кремля и Красной площади, памятника Минину и Пожарскому, могила неизвестного солдата и вечный огонь, исторический музей, Третьяковская галерея, театр Образцова.
Ход занятия
Дети заходят в музыкальный зал.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по нашему городу. А как называется наш город?
Москва – это главный город нашей страны, сердце России. А, как называются жители Москвы? (москвичи).
Москва – город древний и красивый. О нем сложено много песен, стихов, пословиц и поговорок.
Какие поговорки о Москве вы знаете?
«Москва – сердце России».
«Кто в Москве не бывал, красоты не видал».
«Москва людна и хлебна».
«В Москве калачи, как огонь горячи».
«В терему высоко, а до Москвы далеко».
Воспитатель: Ребята, а какой в Москве самый быстрый транспорт? (метро).
Метро не только быстрое, но и красивое. Послушайте стихотворение Н. Саконской «Песенка о метро».
Песенка о метро. Есть такое чудо, О нем твердят повсюду. Придумано не худо,
Устроено хитро: Плывет и не качается, Бежит и не кончается. Где такое чудо? На метро.
(Дети садятся на стулья, звучит музыка.)
Воспитатель: Мы приехали в самый центр Москвы и оказались у стен древнего Кремля. (Показ иллюстраций).
Как сказал поэт В. Маяковский : «Начинается земля, как известно от Кремля». Отсюда мы и начнем нашу прогулку.
(Входит девочка)
- Здравствуйте!
- Здравствуй, девочка. Откуда ты? Как тебя зовут?
-Меня зовут Мари. Я приехала в Москву из Еревана. Очень много слышала о вашем городе и хотела бы посмотреть, что-нибудь интересное, но не знаю куда пойти.
- Давайте, ребята возьмем Мари с собой в путешествие. Мы, ведь, тоже хотим посмотреть интересные места в Москве.
- Спасибо, а куда мы пойдем?
- Сейчас мы пройдем через ворота самой высокой башни Кремля. Это Троицкая башня.
(Показать иллюстрации достопримечательностей Кремля).
Мари: Я много слышала о Кремле, но не знаю, что там есть.
Воспитатель: Ребята, расскажите Мари, что находится на территории Кремля.
( Дети по очереди перечисляют достопримечательности Кремля и показывают иллюстрации).
- Царь–пушка, Царь – колокол, колокольня Ивана великого, Кремлевский дворец, оружейная палата…
-Мари: А в оружейной палате только оружие хранится?
- Ребята, расскажите Мари, что есть в оружейной палате.
(Ответы детей: золотая карета, чаша Юрия Долгорукова, рыцарские доспехи, украшения …)
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые башни у стен Кремля.
А какая башня самая маленькая? (Царская).
А самая главная и красивая? (Спасская).
Вот она. ( показ иллюстрации Спасской башни.) На Спасской башне мы видим огромные часы – это куранты.
«Бьют часы Кремлевской башни, Гаснут звезды, тает день. До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый светлый день». В. Лебедев – Кумач.
Воспитатель: А сейчас мы с вами пройдем к вечному огню.
(Показ иллюстрации Вечного огня).
Воспитатель: Мы находимся у могилы неизвестного солдата, у вечного огня.
Он горит в память о тех солдатах, которые погибли, защищая нашу Родину от фашистов. Этот огонь не гаснет никогда.
Послушайте стихотворение С. Михалкова.
Над могилой, в тихом парке, Расцвели тюльпаны ярко. Вечно тут огонь горит.
Здесь солдат российский спит. Мир солдаты защищали, Жизнь они за нас отдали.
Сохраним в сердцах своих Память светлую о них.
Воспитатель: А сейчас мы с вами пройдем на самую главную площадь Москвы. Как она называется? (Красная). А почему её назвали Красной? ( От слова - красивая)
Посмотрите вокруг. Что находится на Красной площади? ( Ответы детей).
Посмотрите, какой красивый стоит храм Василия Блаженного. Он построен русскими мастерами по указу царя Ивана Грозного. А, что за памятник находится возле храма? (Памятник Минину и Пожарскому).
Минин и Пожарский защищали нашу землю от польских врагов.
Мари: А это что за чудный терем? (показывает на иллюстрацию исторического музея).
Дети: Это исторический музей.
Мари: А что там можно увидеть?
(Ответы детей: старинные вещи – посуда, одежда, украшения и т. д.)
Мари: А там какая – то река. Как она называется?
Дети: это Москва – река.
Мари: Ох, что- то я устала. Давайте немножко отдохнем.
Давайте немного поиграем.
Физкультминутка.
Воспитатель: Мы немного отдохнули, а теперь мы продолжим свое путешествие.
Мари: А какие музеи есть в Москве?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте сейчас опять спустимся в метро и поедем в Третьяковскую галерею.
(Звучит музыка, дети садятся на стулья).
Воспитатель: Вот, мы и приехали. Перед нами Третьяковская галерея.
( Показ иллюстрации).
В этом красивом доме жил Павел Третьяков. У него была огромная коллекция картин русских художников. Все эти картины вместе с домом он подарил Москве, чтобы все люди могли любоваться этими произведениями. Давайте и мы посмотрим на картины.
(Дети рассматривают репродукции)
Воспитатель: А теперь я предлагаю пройтись по улицам Москвы.
Воспитатель: Посмотрите, какое интересное здание. Это кукольный театр имени
С.В. Образцова. В этом театре есть даже музей кукол.
Мари: А какие еще театры есть в Москве?
(ответы детей)
Воспитатель: Ну, вот и подошла к концу наша прогулка по Москве.
Мари: Спасибо вам за интересную прогулку, мне пора уезжать.
Воспитатель: А нам пора возвращаться домой. Давайте опять сядем в метро и поедем домой.
(На мольберт выставляются фотографии детского сада.)
Воспитатель: Вот мы и приехали в свой детский сад «Надежда». Вам понравилась наша прогулка? Что мы увидели сегодня? Что понравилось больше всего?
(Звучит песня «Москва» в исполнении Газманова. Дети под марш выходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по патриотическому воспитанию "Москва- столица нашей Родины".
Конспект занятия по патриотическому воспитанию.Беседа на тему:"Москва-столица нашей Родины".Суть патриотического воспитания:В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патри...
цикл "Беседы о Москве"
Предложеный материал поможет воспитателю работать с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Социализация".В процессе проведения бесед происходит интеграция и других образ...
Беседа на тему: « Вредные привычки», в старшей группе №9, ГБОУ СОШ №657 дошкольное отделение 1. Подготовила и провела: Суздальцева Е. Л. Г. Москва 2013 г.
В нашей группе в свободное от занятий время, была проведена беседа на тему: « Вредные привычки»....
Беседа "Москва"
«Москва – главный город нашей Родины». НОД детей старшего дошкольного возраста...
Беседа "75 лет Битвы за Москву"
Беседа с детьми подготовительной группы...
Беседа «Москва – столица нашей Родины, сердце России. Герб Москвы».
Цели: дать представление о столице нашей Родины - Москве, как о сердце России; познакомить детей с достопримечательностями Москвы, с ее гербом, как символом защиты, победы добра над злом, c гербо...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим Тема: «Беседа о Москве - столице нашей Родины» (Подготовительная группа)
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающимТема: «Беседа о Москве - столице нашей Родины»(Подготовительная группа)Цель: дать представле...