"Удивительный мир насекомых"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Удивительный мир насекомых»
Вид проекта: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: воспитанники группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: 1 неделя
Актуальность проблемы
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Они привлекательны и удивительны, они малозаметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень и очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно. Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир насекомых.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Цель проекта
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых».
Задачи проекта
Развивающие
- Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, чувство бережного отношения к живым представителям.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать творческие способности, речь, мышление.
Обучающие
- Расширять знания детей об особенностях внешнего вида насекомых, их строении, способах передвижения, питания, месте обитания.
- Формировать интерес и приобщать к исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей; Развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать; воспитывать любознательность.
- Совершенствовать знания детей о безопасном поведении с насекомых.
Воспитывающие
Воспитывать бережное отношение к живому; Формировать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный:
- Пополнение словарного запаса (панцирь, хоботок, пыльца, жало, строение, лужайка, шестиногий, пестрая, пятнистая, жужжащие, защитная окраска, ядовитые, жужжит, жалит, опыляет, порхают, стрекочет, уничтожает, плетет).
- Организовать наблюдения в природе за насекомыми.
- Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации творческой и познавательно –исследовательской деятельности; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, пластилин, цветные карандаши) и т.п.).
- Дополнить картотеку дидактических игр.
- Подобрать и организовать просмотр видеороликов о насекомых.
- Работа с родителями (продуктивная деятельность – рисунки и поделки по данной теме, изготовление альбома «Удивительный мир насекомых»).
- Составление плана основного этапа проекта.
2 этап – основной, организационно-практический:
Социально-коммуникативное развитие
- Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы о различных насекомых.
- Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха».
Познавательное развитие
- Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
- Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых».
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.).
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада и во время семейных прогулок.
- Домашний просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского.
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий.
Речевое развитие
- Беседы о насекомых.
- Дидактические и словесные игры согласно теме проекта.
- Знакомство с художественной литературой о насекомых.
- Разучивание стихов о насекомых.
- Составление описательных загадок про насекомых.
- Чтение стихов, произведений, рассказов, пословиц и поговорок о насекомых.
Художественно - эстетическое развитие
- Творческая деятельность «Удивительный мир насекомых»: рисование (акварелью, цветными карандашами, мелками, по трафарету, по образцу), лепка, аппликация, конструирование (оригами).
- Прослушивание музыкальной подборки аудиозаписи со звуками и песнями про насекомых.
Физическое развитие
- Релаксация под звуки природы.
- Подвижные, пальчиковые игры, физкультминутки согласно теме проекта.
- Игры – эстафеты.
Работа с родителями
- Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
- Оформление уголка «Удивительный мир насекомых».
- Домашний просмотр мультфильмов о насекомых.
- Совместное творчество родителей и детей: поделки из природного материала, рисунки.
- Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
3 этап – Заключительный этап
- Опрос детей: «Что нового вы узнали о насекомых?».
- Выставка поделок, рисунок «Удивительный мир насекомых».
- Проведение консультации по темам: «Расскажите детям о насекомых», «Как привить любовь к природе», «Роль насекомых в природе и их практическое значение для человека», «Первая помощь при укусах насекомых»; «Что читать детям о насекомых»; «На природу с ребенком».
- Инсценировка сказки «Муха - Цокотуха».
Предполагаемый результат
У детей:
- Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых.
- Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
- Развитие умения рассуждать, наблюдать.
- Развитие речи у детей, активного словаря.
- Узнавать и называть насекомых нашего региона.
- Иметь простейшие представления об особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые, чем они питаются (плодоядные и растительноядные).
- Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
- Находить сходства и различия.
- Дети с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях проекта.
У родителей:
- Активное участие родителей в предметно – пространственной среде уголка природы группы «Удивительный мир насекомых».
- Совместные выходы детей и родителей на природу.
У воспитателей:
Пополнение дидактическим материалом уголка природы в группе.
Продукты проектной деятельности:
Презентация к проекту; аудиозаписи насекомых; ноутбук для презентации; художественная литература; макеты (резиновые, пластмассовые игрушки) насекомых; дидактические игры; картинки (изображения) насекомых.
Для рисования – акварельная бумага, акварельные краски, непроливайки, кисточки, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры, мелки для асфальта, влажные салфетки.
Для лепки – пластилин, стека, доска для лепки, влажные салфетки.
Для аппликации – цветная бумага, ножницы, клей ПВА, влажные салфетки.
Для конструирования (оригами) – счетные палочки, цветная бумага.
Для подвижных игр – маски комара, божьей коровки, бабочки, мухи, жука; обручи, кубики, сачок, веревка, ориентиры, мячи, шарики из сухого бассейна.
Для инсценировки – маски (костюмы) насекомых.
Основной этап реализует темы
«Все о насекомых». «Майский жук», «Муха», «Комар».
«Божья коровка», «Бабочка», «Стрекоза», «Гусеница».
«Пчела», «Оса», «Шмель».
«Жук», «Паук», «Таракан».«Муравей», «Кузнечик» «Обобщение материала».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие « Удивительный мир насекомых»
продолжать знакомить детей с миром насекомых;-развивать умение объединять насекомых в виды по существенным признакам...
Конспект совместной образовательной деятельности "Удивительный мир насекомых"
Конспект совместной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: "Удивительный мир насекомых" (ОО "Познавательное развитие")...
Открытое занятие на тему: "Удивительные превращения насекомых"
Открытое занятие на тему: "Удивительные превращения насекомых"...
Информационно - творческий проект «Удивительный мир насекомых»
Информационно - творческий проект«Удивительный мир насекомых»В помощь педагогу при работе проектной деятельности средней группы...
Проект "Удивительный мир насекомых"
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи. Данный проект поможет дошкольникам окунуться в интриг...
Проект по экологическому воспитанию "Этот удивительный мир насекомых"
Проблема экологии относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали больш...
Удивительный мир насекомых
Ознакомление с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети должны видеть связь насекомых с окружающей средой, их влияние на эту среду, они должны установить зависимость жи...