Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: Мой друг книга.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Занятие, которое знакомит детей с происхождением бумаги, книги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akonspekt_nod_moy_drug_kniga.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: Мой друг книга.
Жаворонкова О.А. воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 63» г. Энгельса Саратовской области.
Цель: дать элементарные представления об истории появления книги, технологии её изготовления. Расширять и закреплять знания о фольклорных произведениях: потешках, загадках, пословицах, поговорках. Приобщать к русской народной культуре. Воспитывать бережное отношение к книге. Обогащать словарь детей: глиняная, медная, папирус, пергамент.
Предварительная работа: чтение «Откуда пришла книга», «Как делают книгу». Рассматривание книг с иллюстрациями к народному фольклору. Разучивание пословиц, поговорок. Разбор их значения.
Оборудование: оформление группы в русском стиле, выставка книг (потешки , загадки, пословицы, сказки), большая коробка в которой лежит книга, два круга белого и черного цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: отгадайте загадку: Сегодня мы с вами будем говорить об очень интересном предмете. Этот предмет находится вот здесь (показываю детям на коробку). Я предлагаю вам его угадать. Для этого вы должны задавать мне вопросы, а я отвечать словами да – нет. (Дети отгадывают). Молодцы угадали – это книга. (Достаю из коробки книгу и показываю).
Помните, мы говорили о том, откуда пришла книга. Кто вспомнит, на чем писали раньше, когда не было бумаги? (На восковых дощечках, бересте, на глиняных или медных табличках. На папирусе, на пергаменте. Писали иголками или острыми палочками). Правильно. Затем появилась бумага и люди забыли о папирусе. Кто знает, из чего делают бумагу? (Из дерева или древесины) Сначала дерево мелко рубят в щепки, варят в больших котлах с разными химическими добавками. Получается бумажная паста. Деревянная масса паста разминается тяжелыми прессами – валами, затем просушивается. Получается большой лист бумаги. Большие рулоны привозят в типографию. Там бумагу разрезают на листы. Специальные машины печатают тексты и иллюстрации, затем сшивают листы, делают обложку и получается книга. После этого книги привозят в магазины, и мы их покупаем. Посмотрите, сколько у нас книг. О чем в них говорится, как вы думаете? Правильно, в них написаны весёлые потешки, пословицы, поговорки. Сочинил их русский народ. Те люди, которые когда- то сочинили сказки, загадки и песни, не умели читать и писать. Сказки рассказывались, передавались из уст в уста, от родителей к детям. Позже, когда люди научились писать, сказки были написаны, а затем напечатаны в книгах.
Зимними долгими вечерами собирались в старину люди у кого – нибудь в избе. Кто прял, кто вышивал, а чтобы было веселей, рассказывали разные истории, сказки, пели песни. Вот и сегодня мы с вами сядем рядышком, да поговорим ладком. Вспомним потешки, пословицы, загадки. Ребята, кто может сказать, что такое потешки? ( Небольшое стихотворение, которое развлекает, смешит людей) Какие вы знаете потешки?
А-та-та, а-та-та, била кошка кота
А-та-та, а-та-та, запирайте ворота.
А то мыши придут, нас с тобою загрызут.
Петушок- петушок…
Чики-чики-чикалочки…(4-5 потешек)
Молодцы, много знаете потешек. А в наших книжках есть колыбельные песни. Знаете, что такое колыбельная? (Песня которую поют малышу, чтоб он заснул. Песню поют тихо, спокойно, ласково)
Давайте и мы с вами уложим малыша спать. (Поют)
Баю – бай, баю – бай
Ты собаченька не лай
Белолапа не скули
Нашу детку не буди
Баю – баюшки, баю
Не ложися на краю
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
Он утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
Спи моя радость усни
В доме погасли огни
Птички уснули в саду
Рыбки уснули в пруду
Глазки скорей закрывай
Спи поскорей засыпай.
Молодцы уснул наш малыш. А мы с вами вспомним ещё одни стихи-мирилки.
Как вы мирились после ссоры? (приглашаю детей встать в круг и имитировать движения всех мирилок)
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
Пальчик за пальчик
Крепко возьмём
Раньше дрались,
А теперь нипочём.
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
Мама придёт,
Нам обоим попадёт.
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
-Ты мне друг!
-И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем.
Воспитатель :Ребята, а в моей коробке-копилке есть еще очень интересные книги.(Показываю). Догадайтесь, о чем они? (Дети отвечают - загадки). Хотите загадаю? А я посмотрю кто из вас посмыщленей.
Маленький кругленький , а за хвост не поймаешь (клубок).
Языка нет, а рассказывает (книга)
Поплясал по всей избе и в угол спрятался (веник).
Из избы идут – пляшут, а в избу идут – плачут (вёдра).
Треугольная доска, а на ней – три волоска. Волосок тонкий, голосок звонкий. (балалайка)
Ребята, а сами вы загадки знаете?
Дети: Сверху - дыра, снизу - дыра, а посередине огонь, да вода.
(Самовар)
Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (Стол)
Воспитатель: Интересно люди в старину говорили. Так, что все запомнилось. Кто из вас мастак поговорки и пословицы рассказывать?
Дети: Долог день до вечера, коли делать не чего.
Труд человека кормит, а лень портит.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека - труд.
Кончил дело – гуляй смело.
Дело время- потехе- час.
При солнышке тепло, при матери – добро.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Воспитатель: « Молодцы много знаете пословиц. А вы знаете, как нужно обращаться с книгами? ( Нельзя рвать, нельзя рисовать в книге, нельзя загибать страницы….).
Вы так много знаете о книге. И сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру: «Черное – белое». Когда я вам показываю белый круг, вы называете, чем хорошо книга, а черный круг плохо.
Всё, о чем мы сегодня с вами вспомнили: и пословицы, и поговорки, и потешки, и песенки, и загадки – написаны в этих книгах. Что вам больше всего понравилось?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"
Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».
Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"
Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Путешествие по историческим местам Республики Татарстан".
- ознакомление с историческими местами РТ;- приобщать детей к духовным традициям и культуре татарского народа;- обогащать и активизировать словарный запас;- развивать интерес к изучению родного края;-...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»
Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях.Задачи:Образовательные:Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость к...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»
Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях....