«Путешествие капельки и ее волшебные превращения»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Главные задачи: систематизировать знания детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; сформировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов; обогащать и активизировать словарь, развивать речь; самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать; развивать двигательную активность детей; формировать бережное отношение к воде; развивать умение работать в группе, договариваться со сверстниками; формировать интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ios_no_1.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие капельки и ее волшебные превращения»

Тип занятия: занятие - опыт

Цель. Формирование представлений  о  круговороте воды в природе

Задачи.

- познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе;

- развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;

- развивать наблюдательность, внимание к окружающей природе.

 Оборудование: стаканы с чистой водой, с соком, цветные картинки,  духи, салфетки, лимон, сахар, лед, термос, пластилин, бисер.

Организационный момент: Здравствуйте, дети! Вы хотели бы стать учеными? Сегодня мы с вами будем проводить исследования - опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, сейчас узнаем. Я хочу начать наше занятие с загадок, а отгадки вы сможете найти в нашем бассейне.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыба.)

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет.

Весел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу поведет. (Утка с утятами.)

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?.. (пароход)

И последняя загадка, которая объединяет все предыдущие.

Чего в гору не вкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (вода)

Молодцы! Желаю вам отличного настроения и хорошей работы на нашем занятии.

Ход игрового занятия:

Итак, Вода – чудо природы. Ни одно существо не обходится без воды.

- Как вы думаете, для чего нужна вода?

Ответы детей.

Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.

- Как вы думаете, в каких?

Ответы детей.

В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.

Стихи.

  1. Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

  1.  Покружилась  звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

  1.  Ах, какое облако,

Белое, далекое

        Прямо надо мной.

        Ах, какое облако,

        Облако высокое

        Не достать рукой.

        Тема нашего сегодняшнего занятия: «Путешествие капельки и ее волшебные превращения». Мы узнаем о круговороте воды в природе, о свойствах воды в жидком, твердом и газообразном состоянии.

        А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки…

«Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…».

- В каком состоянии находится капелька сейчас?

(В жидком.)

А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в жидком состоянии. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас стаканчики с водой. (Дети садятся за столы).

Опыт № 1 «Определение цвета воды».

- Какого же цвета картинки? (ответы)

Предлагается посмотреть на воду.

Дети делают вывод, что вода – бесцветная.

Опыт № 2 «Определение прозрачности воды»

- У вас на столе стоят 2 стакана: один с водой, а другой с соком. Давайте посмотрим сквозь стакан соком на цветную картинку. Ее видно? (Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой? (Ее будет видно.)

Дети делают вывод, что вода – прозрачная.

Опыт № 3 «Определение запаха воды»

- Какой запах имеют цветы? Духи? (приятный, цветочный, сладкий и т. д.)

- А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах? (нет)

Опыт № 4.  «Определение вкуса воды»

- Какой сахар на вкус? (сладкий)

- Лимон? (кислый)

- Попробуйте воду на вкус. Какая она? (без вкуса)

 Опыт № 5 «Определение формы воды»

- Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в колбу такое же количество воды, что изменится?

(вода принимает ту форму, в которую ее переливают).

- А сейчас я налью в тарелку немного  воды. Что вы заметили?

(вода растекается)

- Так имеет ли вода определенную форму? (нет)

Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…

«…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…»

 - Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки и кататься на санках)

- Все это можно делать только зимой. Почему?

(Потому что зимой есть и снег, и лед.)

Физминутка «С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(руки вверх, вниз, хватательные движения)

А вокруг лежат сугробы,

снегом замело дороги.

(руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

(колени высоко поднимаются)

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

(прыжки на месте)

Ну а мы идем, идем

И к себе приходим в дом

(ходьба на месте)

Дети! Вы хотели бы посмотреть как образуется снежинка?

(просмотр видео о снежинке)

А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Где в природе вы замечали замерзание воды? (лужи, река)

Опыт № 6 «Определение цвета льда»

- Какого цвета лед? (бесцветный)

Опыт № 7 «Определение прозрачности снега и льда»

- Я положу под кусок на цветную картинку. Давайте посмотрим видно ли картинку? (Видно. Значит лед прозрачный).

Опыт № 8 «Определение формы льда»

Опыт № 9 «Определение температуры»

Опыт № 10 «Воздействие температуры»

- Давайте посмотрим,  что случилось с льдом под воздействием тепла. (Он растаяли). Правильно, под действием тепла лед превратился в воду.

А что же случилось с нашей капелькой?

«…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко…»

«…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю…»

- Ребята, как вы думаете, капелька сможет еще вернуться на землю?

Ответы детей.

- Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе.

А теперь давайте вернемся за столы и украсим наши капельки на память о нашем занятии.

- Дети, понравилось ли вам быть учеными – исследователями?

Ответы детей. Спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисовальная сказка «Волшебные превращения дождевой Капельки»- сказка авторская (к проекту)

Авторская сказка, использованная для работы с детьми над проектом...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебные превращения капельки" с использованием ИКТ

Конспект  непосредственно-образовательной деятельностиТема: «Волшебные превращения капельки».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музык...

Занятие "Путешествие капельки и ее волшебные превращения"

Занятие познавательное с использованием опытов и экспериментов...

Занятие-опыт в старшей группе " Превращения капельки и ее волшебные превращения"

Формировать представления дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....

Конспект открытого занятия по эксперементированию Тема: «Волшебные превращения капельки».

Конспект открытого занятия по экспериментированию Тема: «Волшебные превращения капельки». Старшая группа...

Конспект занятия "Путешествие капельки и её чудесные превращения" в подготовительной группе (экспериментирование)

    Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя...

Разработка познавательно-обучающее занятия на развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста по теме: «Путешествия капельки и ее волшебные превращения»

Разработка познавательно-обучающее занятия на развитие мелкой моторикис детьми дошкольного возраста по теме:«Путешествия капельки и ее волшебные превращения»Цель: формирование предста...