«Путешествие капельки и ее волшебные превращения»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Главные задачи: систематизировать знания детей о воде, о её назначении, для чего ее используют; сформировать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность при проведении опытов; обогащать и активизировать словарь, развивать речь; самостоятельно формулировать выводы, способность анализировать, сравнивать; развивать двигательную активность детей; формировать бережное отношение к воде; развивать умение работать в группе, договариваться со сверстниками; формировать интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ios_no_1.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие капельки и ее волшебные превращения»
Тип занятия: занятие - опыт
Цель. Формирование представлений о круговороте воды в природе
Задачи.
- познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе;
- развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;
- развивать наблюдательность, внимание к окружающей природе.
Оборудование: стаканы с чистой водой, с соком, цветные картинки, духи, салфетки, лимон, сахар, лед, термос, пластилин, бисер.
Организационный момент: Здравствуйте, дети! Вы хотели бы стать учеными? Сегодня мы с вами будем проводить исследования - опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, сейчас узнаем. Я хочу начать наше занятие с загадок, а отгадки вы сможете найти в нашем бассейне.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба.)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу поведет. (Утка с утятами.)
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?.. (пароход)
И последняя загадка, которая объединяет все предыдущие.
Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать? (вода)
Молодцы! Желаю вам отличного настроения и хорошей работы на нашем занятии.
Ход игрового занятия:
Итак, Вода – чудо природы. Ни одно существо не обходится без воды.
- Как вы думаете, для чего нужна вода?
Ответы детей.
Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
- Как вы думаете, в каких?
Ответы детей.
В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
Стихи.
- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
- Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
- Ах, какое облако,
Белое, далекое
Прямо надо мной.
Ах, какое облако,
Облако высокое
Не достать рукой.
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Путешествие капельки и ее волшебные превращения». Мы узнаем о круговороте воды в природе, о свойствах воды в жидком, твердом и газообразном состоянии.
А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки…
«Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…».
- В каком состоянии находится капелька сейчас?
(В жидком.)
А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в жидком состоянии. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас стаканчики с водой. (Дети садятся за столы).
Опыт № 1 «Определение цвета воды».
- Какого же цвета картинки? (ответы)
Предлагается посмотреть на воду.
Дети делают вывод, что вода – бесцветная.
Опыт № 2 «Определение прозрачности воды»
- У вас на столе стоят 2 стакана: один с водой, а другой с соком. Давайте посмотрим сквозь стакан соком на цветную картинку. Ее видно? (Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой? (Ее будет видно.)
Дети делают вывод, что вода – прозрачная.
Опыт № 3 «Определение запаха воды»
- Какой запах имеют цветы? Духи? (приятный, цветочный, сладкий и т. д.)
- А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах? (нет)
Опыт № 4. «Определение вкуса воды»
- Какой сахар на вкус? (сладкий)
- Лимон? (кислый)
- Попробуйте воду на вкус. Какая она? (без вкуса)
Опыт № 5 «Определение формы воды»
- Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в колбу такое же количество воды, что изменится?
(вода принимает ту форму, в которую ее переливают).
- А сейчас я налью в тарелку немного воды. Что вы заметили?
(вода растекается)
- Так имеет ли вода определенную форму? (нет)
Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…
«…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…»
- Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки и кататься на санках)
- Все это можно делать только зимой. Почему?
(Потому что зимой есть и снег, и лед.)
Физминутка «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(руки вверх, вниз, хватательные движения)
А вокруг лежат сугробы,
снегом замело дороги.
(руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(колени высоко поднимаются)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(прыжки на месте)
Ну а мы идем, идем
И к себе приходим в дом
(ходьба на месте)
Дети! Вы хотели бы посмотреть как образуется снежинка?
(просмотр видео о снежинке)
А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Где в природе вы замечали замерзание воды? (лужи, река)
Опыт № 6 «Определение цвета льда»
- Какого цвета лед? (бесцветный)
Опыт № 7 «Определение прозрачности снега и льда»
- Я положу под кусок на цветную картинку. Давайте посмотрим видно ли картинку? (Видно. Значит лед прозрачный).
Опыт № 8 «Определение формы льда»
Опыт № 9 «Определение температуры»
Опыт № 10 «Воздействие температуры»
- Давайте посмотрим, что случилось с льдом под воздействием тепла. (Он растаяли). Правильно, под действием тепла лед превратился в воду.
А что же случилось с нашей капелькой?
«…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко…»
«…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю…»
- Ребята, как вы думаете, капелька сможет еще вернуться на землю?
Ответы детей.
- Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе.
А теперь давайте вернемся за столы и украсим наши капельки на память о нашем занятии.
- Дети, понравилось ли вам быть учеными – исследователями?
Ответы детей. Спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисовальная сказка «Волшебные превращения дождевой Капельки»- сказка авторская (к проекту)
Авторская сказка, использованная для работы с детьми над проектом...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебные превращения капельки" с использованием ИКТ
Конспект непосредственно-образовательной деятельностиТема: «Волшебные превращения капельки».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье, социализация, музык...
Занятие "Путешествие капельки и ее волшебные превращения"
Занятие познавательное с использованием опытов и экспериментов...
Занятие-опыт в старшей группе " Превращения капельки и ее волшебные превращения"
Формировать представления дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе....
Конспект открытого занятия по эксперементированию Тема: «Волшебные превращения капельки».
Конспект открытого занятия по экспериментированию Тема: «Волшебные превращения капельки». Старшая группа...
Конспект занятия "Путешествие капельки и её чудесные превращения" в подготовительной группе (экспериментирование)
Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя...
Разработка познавательно-обучающее занятия на развитие мелкой моторики с детьми дошкольного возраста по теме: «Путешествия капельки и ее волшебные превращения»
Разработка познавательно-обучающее занятия на развитие мелкой моторикис детьми дошкольного возраста по теме:«Путешествия капельки и ее волшебные превращения»Цель: формирование предста...