ПРОЕКТ Город ПРОФЕССИЙ/ Средняя группа.
проект по окружающему миру (средняя группа)
ПРОЕКТ "Город ПРОФЕССИЙ"
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная
направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, нами был разработан педагогический проект «Город профессий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_professii.docx | 292.61 КБ |
znakomstvo_s_professiey_dvornika.docx | 20.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Рябинушка»
ПРОЕКТ
Город ПРОФЕССИЙ
Сколько профессий и все хороши:
Каждый способен найти для души
Составили воспитатели: Л.А. Дмитриева
М.А. Махова
г.о.г. Кулебаки
Паспорт проекта
Вид | Долгосрочный |
Тип | Социально – значимый, творческий, познавательный, информационный. |
Срок реализации | 01.09.2020 – 30.03.2021 г. |
Возрастная категория | 4 - 5 лет |
Участники | Воспитанники, коллектив педагогов ДОУ, родители |
Продукт | Макет «Кидбург - город где живут дети», Макет «Детский сад», лэпбук «Город «Профессий», фотоальбом «Профессии родителей». |
Пояснительная записка
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В. А. Сухомлинский
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, нами был разработан педагогический проект «Город профессий».
Цель проекта:
- Развитие у детей интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы, а также вовлечение родителей в проектную деятельность группы.
Задачи:
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
- Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей, выявить свои стремления, желания и наклонности.
- Обогащение РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта;
- Развивать коммуникативные способности.
- Обогащать словарный запас детей.
- Расширять кругозор и познавательный интерес детей.
- Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам.
Основные средства:
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
- Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
- Обогащение РППС.
Форма реализации программы:
- сюжетно - ролевые, дидактические игры
- тематические занятия
- игры - викторины о профессиях
- просмотр интерактивных экскурсий
- проектная деятельность
- прогулки
- индивидуальная работа
- ознакомление с художественной литературой
- конструирование из бумаги, природного и бросового, строительного материала, аппликации и рисование
Этапы реализации проекта:
I этап – Подготовительный этап (организационный)
II этап – Основной этап
III этап – Заключительный этап
Подготовительный этап (организационный)
- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Определение интерактивных экскурсий, подготовка видео материала к их проведению.
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
- Насыщение развивающей предметно пространственной среды группы тематическим содержанием.
Основной этап реализации проекта
Реализация тематического плана через онлайн посещение социальных структур.
Организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации.
Привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий, по изготовлению альбома «Профессии родителей».
Планирование мероприятий с детьми
Тема | Цели | Форма проведения | Сроки |
Диагностика сформированности знаний у детей дошкольного возраста по профессиям | Выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка. | Беседа, рассматривание сюжетных картинок, книг. | Сентябрь |
«Профессии сотрудников детского сада» | Обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений. | Беседа «Профессии в детском саду» моделирование макета «Детский сад» Основные понятия: воспитатель, медсестра, прачка, повар, дворник, помощник воспитателя, забота, любовь к детям. | Сентябрь |
«Врач» «Медицинская сестра» | Обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | ООД «Знакомимся с профессией врача» (Приложение 2) ООД «Знакомимся с профессией медсестры» (Приложение 3) онлайн экскурсия в больницу (Приложение 4), Сюжетно ролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод. | Октябрь |
«Фармацевт» | Обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями. Сформировать понимание значимости данной профессии для общества. | Беседа, онлайн экскурсия в аптеку. (Приложение 4) Сюжетно-ролевая игра: «Аптека» Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики. | Ноябрь |
«Дворник» | Познакомить с профессиональной деятельностью дворника. | Беседа, наблюдения. Основные понятия: дворник, метла, грабли, тележка, снегоуборочная машина | |
«Полицейский» | Познакомить детей с профессией полицейского. Рассказать о роли полиции в жизни людей. Познакомить детей с различными службами полиции. Воспитывать уважение и любовь к людям данной профессии. | ООД «Полицейский» (Приложение 5) Беседа. Основные понятия: постовой, участковый, следователь, инспектор, жезл, преступник, хулиган. | |
«Ветеринар» | Дать представление об особенностях профессии ветеринарного врача; - воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь. | ООД «Ветеринар» (Приложение 6), беседа, онлайн экскурсия в ветеринарную клинику. (Приложение 4) Основные понятия: Ветеринар, ветеринарная клиника, смотровой кабинет лаборатория, кабинет УЗИ, рентген-кабинете, операционная, стационар. | Декабрь |
«Почтальон» «Оператор связи» | Знакомить детей с почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы. | Беседа, онлайн экскурсия почтового отделения. (Приложение 4) Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс. | Декабрь |
«Строитель» | Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. Формировать уважение к рабочим разных специальностей — каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам. | Онлайн экскурсия «Мир строительных профессий» (Приложение 4) Основные понятия: каменщикам, плотникам, малярам, сантехникам, плиточникам, кровельщикам, электросварщикам, цемент, щебень | Декабрь |
«Пожарный» | Знакомить с профессиональной деятельностью пожарного | Беседа «Пожарный» (приложение 7) виртуальная экскурсия в пожарную часть. (Приложение 4) Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав. | Январь Февраль |
«Швея» | Формировать представления о данной профессии, о важности и значимости их труда. | ООД "Путешествие на швейную фабрику" (Приложение 8) Презентация «Швейная фабрика» (Приложение 9) Основные понятия: материал, швейная машина, выкройка, художник – модельер, ателье, фасон, мода | |
«Профессия - военный» | Продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; -знакомить с разными родами войск. | Беседа «Профессия военный» (Приложение 10) Видео презентация «Военные профессии» (Приложение 4) Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск, танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники, героизм, патриотизм. | |
Участие в муниципальном конкурсе рисунков «Моя будущая профессия» | Содействие в профессиональной ориентации детей, популяризация профессий. | (Приложение 11) | Февраль |
«Парикмахер» «Косметолог» | Знакомить с профессиями: парикмахер, косметолог | ООД «Профессия - парикмахер» (приложение 12), сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение. | Март |
"Все профессии нужны, все профессии важны" | Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. | Игровая программа КВН «Все профессии нужны, все профессии важны» (Приложение 13) | Март |
Диагностика «Представления о труде взрослых» | Изучения уровня информированности детей о труде взрослых. | Диагностика по методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» (приложение 14) | Март |
План по взаимодействию с семьями воспитанников
Проявление интереса родителей к работе педагогов с детьми по данному проекту.
Включение в процесс сбора информации, наглядного материала.
Привлечение родителей к проектной деятельности, знакомству с профессиями мамы, папы, дедушек, бабушек, других родственников.
Участие родителей в подборе фотоматериалов для фотоальбома «Профессии родителей».
Консультации для родителей | Цель | Форма проведения: | Сроки | |
«Профориентация детей в дошкольном образовании» | Познакомить родителей с планом работы ДОУ по профориентации детей | Консультации (Приложение 15) | Сентябрь | |
Собрать фотоальбом «Профессии родителей» | Привлечение родителей в подборе фотоматериалов для фотоальбома | Презентация альбома с фотографиями, где и кем работают их родители. (приложение 16) | Октябрь | |
«Игра в профессии жизни ребенка» | Познакомить родителей с играми (сюжетно - ролевыми, дидактическими) | Родительское собрание В онлайн группе | Ноябрь | |
«Все работы хороши – выбирай на вкус» | Привлечь родителей к совместному творчеству | Тематическая выставка | Декабрь | |
«Знакомим детей с профессиями» | Вызвать интерес у родителей по ознакомлению детей с профессиями. | Консультация (Приложение 17) | Январь | |
Участие в муниципальном конкурсе «Неопалимая купина» | Привлечь родителей к совместному творчеству | Тематическая выставка рисунков и поделок. (Приложение 18) | Февраль | |
Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями | Вовлечь родителей к совместной работе | Консультация. Изготовление буклетов. (Приложение 19) | Февраль | |
Орудие труда. Профессии. | Консультация (Приложение 20) | Март | ||
Подготовить материал к отчету о проделанной работе | Апрель |
Работа с педагогами ДОУ
Создание РППС. (Приложение 21) Изготовление дидактического и раздаточного материала. Разработка серии картотек для детей группы: Картотека сюжетно - ролевых игр (Приложение 22) Картотека дидактических игр (Приложение 23) Профессии. Детские развивающий журнал. (Приложение 24) Детям о профессиях. Беседы. (Приложение 25) Загадки о профессиях (Приложение 26) Картотека речевых игр (Приложение 27) Профессии детского сада (Приложение 28) Стихи детям о профессиях (Приложение 29) | В течение реализации проекта | ||
Обмен опытом в профессиональных педагогических интернет-сообществах | |||
Участие в системе методической работы Обобщение педагогического опыта, выступление на педсовете | |||
Деловая игра «Наука это мы» | (Приложение 30) | февраль | |
Конкурс для педагогов ДО Разработка авторских интерактивных компьютерных игры «Знакомство с профессией» (Приложение 31) | Февраль - март | ||
Деловая игра «Калейдоскоп профессий» (Приложение 32) | Март |
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников:
- Формирование представления детей о многообразии профессий и их значимости.
- Формирование чувства признательности и уважения к труду взрослых, познавательная активность, интерес к профессиям взрослых.
- Расширение и обогащение словарного запаса детей.
- Умение самостоятельно организовывать детьми сюжетно – ролевые игры на основе полученного опыта в ходе изучения профессий.
- Обогащение предметно-пространственной развивающей среды (создание уголка профессии).
- Взаимодействие детского сада с социальными партнерами.
- Наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
- Узнавать и называть профессии и место работы родителей.
- Владеть обобщающим понятием «профессия».
- Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.
Для родителей:
- Успешное взаимодействие со своими детьми;
- Выставка фотографий о профессиях родителей группы;
- Консультация по запросу родителей.
Для педагогов:
- Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
- Совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Заключительный этап
Изготовление макета «Кидбург - город где живут дети», «Детский сад»;
Создание лэпбука «Город «Профессий»;
Составление фотоальбома «Профессии родителей»;
Подведение итогов и анализ результатов проекта.
Подведение итогов
Игровая программа КВН «Все профессии нужны, все профессии важны»
Результат проекта
«Город профессий» - реализовал все поставленные задачи, показал свою эффективность для детей.
Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых. Ребята узнали много нового и интересного.
Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда)
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Думаем, что после реализации данного проекта вопрос, кем быть, не застанет детей врасплох.
Список литературы
- Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,
- М. А. Васильева. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – С. 368
- Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев". 2016. – С. 52
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — Р н/Д, 2016. - С.506
- Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС / Л.В. Куцакова. - Мозаика-Синтез, 2017г. - С. 128
- Пасечников, Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие/ Т.В. Пасечников. – Самара: Изд-во ЦПО, 2018. – С. 45
Предварительный просмотр:
Знакомство с профессией дворника
Цель: формировать знания о профессиях людей - вызывать интерес к труду дворника.
Задачи:
- расширять знания детей о профессии – дворник, его обязанностях и орудиях труда.
- Обогащать словарь воспитанников за счёт слов, обозначающих названий профессий, орудий труда.
- Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.
развивать трудовые навыки воспитанников.
Материал: инструменты и орудия труда дворника: метла, грабли, лопата.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», беседа о профессиях, наблюдение из окна за работой дворника и чистотой территории детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь воспитателю. Домашнее задание по теме "Профессии". Средняя группа
Домашнее задание на тему "Профессии" для средней группы представляет собой подборку речевых упражнений и пальчиковых игр на данную тему, здесь же подобраны соответствующие теме и возрасту стихи и зага...
«Формирование гендерной толерантности у детей дошкольного возраста средствами татарской народной культуры» Тема: «Профессии» Средняя группа
«Формирование гендерной толерантности у детей дошкольного возраста...
Конспект НОД на тему "Профессии" средняя группа
Конспект НОД на тему "Профессии" средняя группа...
конспект занятия по познавательному развитию "мужские и женские профессии" (средняя группа)
Уточнить представления детей о назначении транспорта (автобус, троллейбус) ; формировать представления о профессии водителя , его действиях и обязанностях ( старательно ухаживает за машино...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с профессиями ( средняя группа)
quot;ПРОФЕССИЯ ПОВАР"[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"16425820","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"me...
Конспект образовательной ситуации "В мире профессий". Средняя группа
Образовательная область: речевое развитие.Цель:Формировать умение составлять связный рассказ с помощью схемы Задачи:Развивать речь, наблюдательность, сообразительность, умение соотносить картинку...