Конспект "Синичкин день", старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Синичкин день»
Цель: Расширить знания детей о всероссийских праздниках. Вызывать интерес к природе, формировать бережное отношения к ней. Развивать эмоциональную сферу, толерантность, Активизировать познавательную и речевую деятельность.
Задачи:
- Познакомить детей с историей праздника «День Синички»
- Расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах;
- Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам,
желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку;
- Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;
- Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
Материал: Иллюстрации с изображением птиц - синица, воробей, снегирь, ворона, сорока; иллюстрации картинок зима, разрезные картинки, маска синички.
Воспитатель: Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее.
Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.
Сегодня мы собрались, чтобы отметить праздник «Синичкин день». С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, это день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому, что синица для Руси считалась главной птицей. Название «синица», получили птички за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»
Звучит аудиозапись голоса синицы.
Ребята кажется к нам кто-то прилетел. Вы слышите? Это чьё-то пение. Кто бы это мог быть? Чтобы нам узнать кто же это прилетел нужно отгадать загадку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Шустро зёрнышки клюёт
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтопузая … (синичка)
Воспитатель достаёт синичку
Синица: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня! Я очень рада, что вы не забыли про меня. Ведь трудно представить мир без птичьего щебета, весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. А сколько мы уничтожаем вредителей! И сегодня мы вместе с вами поприветствуем птичек, поиграем и порезвимся! А с начала для разрядки угадайте вы загадки. Посмотрите, я принесла волшебный мешочек, в котором лежат картинки с птичками. Сейчас ведущая будет загадывать загадку, и если вы разгадаете, то я показываю вам картинку с этой птичкой.
Окраска сероватая,
Повадка вороватая –
Крикунья хрипловатая,
Известная персона,
Это -…(ворона)
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я – бывалый …(воробей)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (снегирь)
Белобокая красотка
Балаболит, как трещотка.
Все блестяшки издалёка
Тащит в гнёздышко…(Сорока)
На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат (Цапля)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым
Лее!лее!лее! поет со свистом! (Клест)
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, боюсь, кто это? (Гусь)
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её (Синичка)
Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это. (Снегири)
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут ее… (Сорока)
Гули-гули прилетайте,
Крошки хлеба подбирайте.
Как же птицу величают,
Символ мира называют? (Голубь)
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Синица: Молодцы ребята!
И мы продолжаем.
Игра «Прилетели птицы»
Синичка предупреждает детей:
- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете.Начинаем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
Дети топают.
Синичка Что неправильно?
Дети. Мухи!
Синичка А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Синичка Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Дети топают.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки …
Дети топают.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи,
Лебеди, скворцы …
Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!
Синичка. 1,2, 3, 4, 5, я сейчас иду считать, кому 5 сейчас скажу, в круг я выйти порошу. (Дети выходят со своими стульчиками)
Игра на внимание «Синицы»
Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда».(стульев на один меньше)
По сигналу синички «Синички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Синички, в гнездо!» детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул. МУЗЫКА
Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.
Но чем мы будем их кормить? Зимующие птицы в холодные и голодные времена не очень прихотливы и могут, есть еду с нашего стола остатки каши, творога, отварное яйцо, хлебные крошки, ягоды рябины, семечки тыквы и подсолнуха, орехи, кусочки фруктов и можно повесить кусочки несолёного сала и мяса
Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
• Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Подвижная игра «Синички»
По считалке выбирается водящий – кот.
Эта птичка-невеличка
Называется синичка!
Раз-два-три-четыре-пять!
Будет в гости прилетать.
Пять-четыре-три-два-раз!
А кормушка есть у вас?
Остальные дети, синички, они сидят в углу комнаты, сложив «крылышки» и закрыв глаза, воспитатель говорит, а дети выполняют действия:
Вот в гнезде проснулись птички —
Разноцветные синички.
Тянут крылышки, встают,
Громко песенку поют.
(«Синички» открывают глаза, встают, поднимают руки, пищат «цыф-цыф-цыф»).
Птички, крылья расправляйте,
Поскорее вылетайте,
Корм ищите по полям,
По садам и по лесам.
(Дети машут «крыльями», «летают» по всей комнате).
Вот нашли в кормушке крошки,
Поклевали их немножко.
Громко клювики стучат.
- Вкусно!-птички говорят.
(Присели на корточки, стучат пальцами по полу-«клюют»).
Осторожнее, синички,
Повнимательнее, птички!
К вам крадется кот Матвей!
Улетайте поскорей!
(«Кот» крадется к детям. «Птички» летят в гнёзда (на стульчики). Кот их ловит).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарное планирование по теме:«Женский день» старшая группа и подготовительная
Старшая группа Тема: «Женский день» Программное содержание: 1. Формирование ценностных представлений о семье, семейных традициях.2. Расширение гендерных представлений.3. Воспит...
Наблюдения на прогулке на каждый день (старшая группа)
Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы н...
Сценарий праздника "Мамин день" - старшая группа
Сценарий праздника "Мамин день" - старшая группа...
женский день старшая группа
конспект развлечения посвященного международному женскому дню...
Календарное планирование на каждый день старшая группа сентябрь 1 неделя
Календарное планирование на каждый день старшая группа сентябрь 1 неделя Тема: «Детский сад и мы»...
календарное планирвание на каждый день старшая группа тема недели Зима. Зимний лес.
календарное планирование помощь воспитателям...