Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет "Чудесный мешочек"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Суздальцева Ирина Сергеевна

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «Чудесный мешочек»

Цель: дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой

Задачи:

  • научить детей отличать предметы природного и рукотворного мира;
  • учить обобщать и классифицировать предметы «овощи», «посуда»;
  •  формировать у детей навыки познавательного развития;
  • воспитывать бережное отношение к природе и предметам.

Материал к занятию:

  • игрушка – дедушка;
  • мешочек с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковорода, чашка, тарелка, ложка, вилка, половник) и настоящими овощами (картофель, морковь, капуста, лук, перец);
  • два подноса с символами «рукотворного мира» и «природного мира»;
  • картинки с изображением бабушки, зайца, овощей, посуды, грядки и магазина.

Подготовила: Суздальцева И.С.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент:

- Здравствуйте ребята! Вы знаете, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся! (дети здороваются с гостями, и воспитатель продолжает). Но это еще не все гости к нам должен прийти еще один гость, но что-то я его не вижу… (раздается стук в дверь, воспитатель подходит к двери, открывает дверь и возвращается с игрушкой на руке и мешочком).

- Ребята, посмотрите какой дедушка грустный! Что же у него случилось? Дедушка здоровается с детьми и рассказывает, что он принес: «Ой, ребята пришел я к вам за помощью, потому что сам разобраться не могу, стар стал! Живем мы с моей старухой одни – одинешеньки, ни детей у нас нет ни внуков. Есть только зайчик у нас, в прошлом году от лисы его спас, вот теперь и живет зайчишка с нами. Отправила меня старуха на рынок за покупками для себя и для зайчика. Приехал я на рынок все купил, разложил по мешочкам и поехал домой. Но по дороге случилась, неприятность упали оба мешочка и рассыпались. Посмотрел я на рассыпанные покупки и решил собрать их в один мешок и принести к вам, чтобы вы помогли мне разобраться, что бабушке отдать, а чем зайчика порадовать».

-Ну, что, ребята поможем дедушке? (да). Как вы думаете, что было в мешочке? (ответы детей) А хотите узнать, что же было в этом мешочке, дедушка мешочек принес, вам показать, и чтобы вы ему помогли разобраться.

Но сначала давайте с вами сыграем в игру «Съедобное-несъедобное», чтобы не допустить ошибки, когда будем помогать дедушке!

Настольная дидактическая игра «Съедобное- несъедобное»

Цель: Научить детей разделять предметы на съедобные и несъедобные.

Материал: коробка с изображением зайца, предметные картинки с изображением овощей, фруктов, продуктов питания и различных предметов мебели, посуды, бытовой техники.

Игровое действие:

Воспитатель знакомит детей с зайчиком, который изображен на коробке. «Ребята, Зайчик пришел с нам в гости. Чем мы можем накормить нашего гостя? Давайте посмотрим, что у нас есть?»

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной карточке с изображениями продуктов питания и разных предметов. Ребенок достает картинку, показывает детям, называет, что на ней изображено (например, банан).

Воспитатель задает вопрос: «Можно банан кушать?» (да). Воспитатель предлагает покормить им Зайку. Другой ребенок берет карточку с изображением несъедобного предмета (например, стол)«Можно скушать стол?» (нет)«Тогда мы отложим стол в сторону» и т. д.

Усложнение:

1) Воспитатель предлагает ребенку из всех картинок выбрать только съедобное или только не съедобное.

2) Воспитатель предлагает обобщить понятия: фрукты, овощи, ягоды, хлебобулочные изделия, молочные продукты, напитки, мебель, посуда, бытовая техника.

2.Основная часть:

- Ребята, как вы думаете, что могла бабушка заказать для зайчика? (ответы детей) Если дети затрудняются, ответить воспитатель помогает, им наводящими вопросами: «Кто такой зайчик? (животное). Что он любит кушать? (капусту, картошку, морковку). Правильно, а как назвать это все одним словом? (овощи). А где растут овощи? (на грядке). Правильно, молодцы!» (на мольберт педагог прикрепляет картинки зайчика и бабушки)

- А почему для зайчика бабушка решила купить только овощи? (потому что они съедобные их можно есть). Правильно, ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать «предметами, созданными природой». Их можно отнести к природному миру. К природному миру относятся все овощи, фрукты, животные и многое другое, что создала природа. Предметы природного мира мы с вами будем обозначать вот таким символом - (на мольберт вывешивается символ «елочка» рядом с картинкой зайчика и овощей).

- А что же нужно было купить бабушке? (ответы детей) Если дети затрудняются, педагог помогает наводящими вопросами: Что может понадобиться на кухне? (кастрюля, чашка, тарелка, сковорода, ложка и т. д.) Где все это можно купить? (в хозяйственном магазине) А как это можно назвать одним словом? (посуда). Правильно, какие вы умницы! А разве зайчику не нужна посуда? (нет, он животное и кушает все овощи сырыми). А кто знает, откуда берется посуда в магазине? Её делают мастера из глины, метала, пластмассы, стекла, и привозят в магазин для продажи. (на мольберте рядом с картинкой бабушки педагог прикрепляет картинки различной посуды, и магазина)

- Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать «предметы, созданные руками человека». Их можно отнести к рукотворному миру. К рукотворному миру относятся посуда, мебель, одежда и все, что человек делает своими руками. Предметы рукотворного мира мы будем обозначать вот таким символом – (на мольберт вывешивается символ «человечек» рядом с картинкой бабушки и посуды)

 «Ой, ребята, какие вы умные, но вы, наверное, устали? Давайте с вами поиграем! Вставайте все со своих стульчиков и идите играть. (дети выходя на середину комнаты педагог включает музыку и проводит с деть физкультминутку под музыку.

Физкультминутка: «Жили-были зайчики»

Жили-были зайчики (Показывают руками заячьи уши)

На лесной опушке, (Разводят руками)

Жили-были зайчики (Приседают и показывают руками над головой крышу дома)

В маленькой избушке,

Мыли свои ушки, (Трут ушки)

Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук)

Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево)

Надевали тапочки. (Поочерёдно выставляют ноги на пяточки)

- Молодцы, ребята, садитесь на свои места. Хотите посмотреть, что же лежит в мешочке? Сейчас вы по очереди будите подходить и вынимать из мешочка по одному предмету, и мы их разложи на два подноса: предметы природного мира – овощи - на один с символом природного мира, предметы рукотворного мира – посуду - на другой с символом рукотворного мира.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить группировать предметы на 2 группы (рукотворному или природному.

Оборудование: рукотворные или природные муляжи.

Ход игры:

Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выявленные признаки, называют предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному.

Воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму«Какой предмет: твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру относится этот предмет?»

Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.

3.Заключительная часть:

После того как все предметы названы и разложены по подносам, преподаватель подводит итог: «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Какой поднос отдадим для бабушки? А какой мы оставим зайчику? Умницы, вы все предметы разложили правильно. Ну, что дедушка теперь ты знаешь, какие предметы, какому отдать нужно!» Дедушка благодарит детей за помощь, посуду складывают в мешок для бабушки, а овощи в мешочек для зайчика и прощается с детьми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «Чудесный мешочек»

Цель: дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой

Задачи:

  •  научить детей отличать предметы природного и рукотворного мира;
  •  учить обобщать и классифицировать предметы «овощи», «посуда»;
  •  формировать у детей навыки познавательного развития;
  •  воспитывать бережное отношение к природе и предметам.

Материал к занятию:

  •  игрушка – дедушка;
  •  мешочек с предметами: кукольной посудой (кастрюля, сковорода, чашка, тарелка, ложка, вилка, половник) и настоящими овощами (картофель, морковь, капуста, лук, перец);
  •  два подноса с символами «рукотворного мира» и «природного мира»;
  •  картинки с изображением бабушки, зайца, овощей, посуды, грядки и магазина.

Подготовила: Суздальцева И.С.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент:

- Здравствуйте ребята! Вы знаете, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся! (дети здороваются с гостями, и воспитатель продолжает). Но это еще не все гости к нам должен прийти еще один гость, но что-то я его не вижу… (раздается стук в дверь, воспитатель подходит к двери, открывает дверь и возвращается с игрушкой на руке и мешочком).

- Ребята, посмотрите какой дедушка грустный! Что же у него случилось? Дедушка здоровается с детьми и рассказывает, что он принес: «Ой, ребята пришел я к вам за помощью, потому что сам разобраться не могу, стар стал! Живем мы с моей старухой одни – одинешеньки, ни детей у нас нет ни внуков. Есть только зайчик у нас, в прошлом году от лисы его спас, вот теперь и живет зайчишка с нами. Отправила меня старуха на рынок за покупками для себя и для зайчика. Приехал я на рынок все купил, разложил по мешочкам и поехал домой. Но по дороге случилась, неприятность упали оба мешочка и рассыпались. Посмотрел я на рассыпанные покупки и решил собрать их в один мешок и принести к вам, чтобы вы помогли мне разобраться, что бабушке отдать, а чем зайчика порадовать».

-Ну, что, ребята поможем дедушке? (да). Как вы думаете, что было в мешочке? (ответы детей) А хотите узнать, что же было в этом мешочке, дедушка мешочек принес, вам показать, и чтобы вы ему помогли разобраться.

Но сначала давайте с вами сыграем в игру «Съедобное-несъедобное», чтобы не допустить ошибки, когда будем помогать дедушке!

Настольная дидактическая игра «Съедобное- несъедобное»

Цель: Научить детей разделять предметы на съедобные и несъедобные.

Материал: коробка с изображением зайца, предметные картинки с изображением овощей, фруктов, продуктов питания и различных предметов мебели, посуды, бытовой техники.

Игровое действие:

Воспитатель знакомит детей с зайчиком, который изображен на коробке. «Ребята, Зайчик пришел с нам в гости. Чем мы можем накормить нашего гостя? Давайте посмотрим, что у нас есть?»

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной карточке с изображениями продуктов питания и разных предметов. Ребенок достает картинку, показывает детям, называет, что на ней изображено (например, банан).

Воспитатель задает вопрос: «Можно банан кушать?» (да). Воспитатель предлагает покормить им Зайку. Другой ребенок берет карточку с изображением несъедобного предмета (например, стол)«Можно скушать стол?» (нет)«Тогда мы отложим стол в сторону» и т. д.

Усложнение:

1) Воспитатель предлагает ребенку из всех картинок выбрать только съедобное или только не съедобное.

2) Воспитатель предлагает обобщить понятия: фрукты, овощи, ягоды, хлебобулочные изделия, молочные продукты, напитки, мебель, посуда, бытовая техника.

2.Основная часть:

- Ребята, как вы думаете, что могла бабушка заказать для зайчика? (ответы детей) Если дети затрудняются, ответить воспитатель помогает, им наводящими вопросами: «Кто такой зайчик? (животное). Что он любит кушать? (капусту, картошку, морковку). Правильно, а как назвать это все одним словом? (овощи). А где растут овощи? (на грядке). Правильно, молодцы!» (на мольберт педагог прикрепляет картинки зайчика и бабушки)

- А почему для зайчика бабушка решила купить только овощи? (потому что они съедобные их можно есть). Правильно, ребята, предметы, которые человек получает от природы и не делает своими руками, можно назвать «предметами, созданными природой». Их можно отнести к природному миру. К природному миру относятся все овощи, фрукты, животные и многое другое, что создала природа. Предметы природного мира мы с вами будем обозначать вот таким символом - (на мольберт вывешивается символ «елочка» рядом с картинкой зайчика и овощей).

- А что же нужно было купить бабушке? (ответы детей) Если дети затрудняются, педагог помогает наводящими вопросами: Что может понадобиться на кухне? (кастрюля, чашка, тарелка, сковорода, ложка и т. д.) Где все это можно купить? (в хозяйственном магазине) А как это можно назвать одним словом? (посуда). Правильно, какие вы умницы! А разве зайчику не нужна посуда? (нет, он животное и кушает все овощи сырыми). А кто знает, откуда берется посуда в магазине? Её делают мастера из глины, метала, пластмассы, стекла, и привозят в магазин для продажи. (на мольберте рядом с картинкой бабушки педагог прикрепляет картинки различной посуды, и магазина)

- Ребята, предметы, которые человек делает своими руками, можно назвать «предметы, созданные руками человека». Их можно отнести к рукотворному миру. К рукотворному миру относятся посуда, мебель, одежда и все, что человек делает своими руками. Предметы рукотворного мира мы будем обозначать вот таким символом – (на мольберт вывешивается символ «человечек» рядом с картинкой бабушки и посуды)

 «Ой, ребята, какие вы умные, но вы, наверное, устали? Давайте с вами поиграем! Вставайте все со своих стульчиков и идите играть. (дети выходя на середину комнаты педагог включает музыку и проводит с деть физкультминутку под музыку.

Физкультминутка: «Жили-были зайчики»

Жили-были зайчики (Показывают руками заячьи уши)

На лесной опушке, (Разводят руками)

Жили-были зайчики (Приседают и показывают руками над головой крышу дома)

В маленькой избушке,

Мыли свои ушки, (Трут ушки)

Мыли свои лапочки (Поглаживающие движения рук)

Наряжались зайчики, (Руки на пояс, повороты вправо-влево)

Надевали тапочки. (Поочерёдно выставляют ноги на пяточки)

- Молодцы, ребята, садитесь на свои места. Хотите посмотреть, что же лежит в мешочке? Сейчас вы по очереди будите подходить и вынимать из мешочка по одному предмету, и мы их разложи на два подноса: предметы природного мира – овощи - на один с символом природного мира, предметы рукотворного мира – посуду - на другой с символом рукотворного мира.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цельучить группировать предметы на 2 группы (рукотворному или природному.

Оборудованиерукотворные или природные муляжи.

Ход игры:

Дети по очереди подходят к мешку, опускают в него руку, нащупывают предмет, перечисляя при этом выявленные признаки, называют предмет, определяют, к какому миру он относится: рукотворному или природному.

Воспитатель задает наводящие вопросы, чтобы детям было легче определить размер предмета, его форму«Какой предмет: твердый или мягкий? Длинный или короткий? Маленький или большой? Этот предмет круглый? Какие у него есть части? Что с этим предметом можно делать? Для чего он нужен? Как называется? К природному или рукотворному миру относится этот предмет?»

Ребенок достает предмет, убеждается в том, что правильно его назвал, и кладет на соответствующий поднос.

3.Заключительная часть:

После того как все предметы названы и разложены по подносам, преподаватель подводит итог: «Что мы положили на этот поднос? Это предметы природного или рукотворного мира? Какой поднос отдадим для бабушки? А какой мы оставим зайчику? Умницы, вы все предметы разложили правильно. Ну, что дедушка теперь ты знаешь, какие предметы, какому отдать нужно!» Дедушка благодарит детей за помощь, посуду складывают в мешок для бабушки, а овощи в мешочек для зайчика и прощается с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В мире стекла»

познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее); развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережно...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития "Дикие и домашние животные"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР старшего возраста с использовнием инновационных технологий....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающем миром для детей старшей группы по теме «Мир насекомых»

Цель:Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от враговЗадачи:В...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «12 апреля - День космонавтики»

laquo;12 апреля — День космонавтики» в средней группеЦель: Расширять представления детей о космосе, о празднике «День космонавтики»;Задачи:1. Продолжаем знакомить с ...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «12 апреля - День космонавтики»

Цель: Расширять представления детей о космосе, о празднике «День космонавтики»;Задачи:1. Продолжаем знакомить с праздником «День космонавтики».2. Познакомить с первыми...