Окружающий мир. Проект-исследование.
проект по окружающему миру (младшая группа)
Дети очень любознательные, знакомство с окружающим миром это большая часть развития всех направлений в жизни и здоровье малыша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_proekt.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДС № 444 г.Челябинска»
Окружающий мир проект - исследование
"Насекомые вокруг нас" для детей 2-3 лет.
Подготовила:
воспитатель Колесова А.С
2020 год
5
ВВЕДЕНИЕ
С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Цель экологического воспитания:
Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;
Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различные виды деятельности порыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит. В процессе работы необходимо говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но если перестать за ними ухаживать они быстро погибнут. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и
восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам.
Наблюдения проводятся и на территории детского сада.
6
Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, растениями сада, огорода, узнают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов.
Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух.
При наблюдениях, детям необходимо предоставлять свободу выбора, не ограничивая выполнением конкретных заданий. В процессе наблюдений за конкретным деревом некоторые ребята переключали внимание на другие деревья или кустарники и самостоятельно рассказывали об увиденном. К любым наблюдениям ребят необходимо относиться серьезно, хвалить их как можно чаще за то что увидели какое - либо изменение в природе.
В процессе исследований необходимо задействовать все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе.
В процессе изучения дерева, на которое ребенок раньше не обращал внимания, он открывает много неожиданного, нового. Оказывается, дерево может быть разным в разную погоду, в разное время года на нем обитает множество жильцов (насекомых, птиц).
При знакомстве детей с зимующими и перелетными птицами узнали их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняли, чем питаются. Узнали, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают прокормиться). Разные птицы по-разному приспособились к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края, где нет снега и морозов, это перелетные птицы; другие на юг не улетают, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, это зимующие птицы.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи. Детский сад ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включая в нее работу с семьей.
7
Для родителей оформляются различные стенды с информацией о воспитании экологической культуры детей, проводятся родительские собрания.
Родители приняли активное участие в акции «Как мы птицам зимой помогаем», вместе с детьми они строили кормушки, кормили птиц, наблюдали за тем, какие птицы прилетали к кормушкам, делали фотографии. Ребята с удовольствием делились своими впечатлениями о проделанной работе с родителями. В детском саду так же с ребятами повесили кормушку, подкармливаем птиц крошками хлеба, семенами различных растений, проводим ежедневные наблюдения.
Успех экологического воспитания детей 2-3 лет обеспечивается пониманием психофизиологических особенностей. Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Воспитатель осуществляет экологическое воспитание детей младшего возраста при помощи дидактических игр с игрушками изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь.
Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
8
В лесу летают мотыльки.
Ползут козявки и жучки…
Природа-мать им жизнь дала.
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий и пустой.
Вид проекта: срочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 2-3 лет.
Продолжительность проекта: 4 месяца.
Участники проекта: дети группы, родители воспитанников, воспитатели
Образовательная область: экологическое воспитание.
Актуальность
Экологическое воспитание - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического и нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. А лето - удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу, в том числе, при встрече с насекомыми.
9
Однако знания дошкольников о насекомых очень скудные, а реакция детей на насекомых является неоднозначной: некоторые выражают интерес, другие испытывают страх, видя их. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые вокруг нас».
Задачи:
- развивать познавательный интерес детей;
- познакомить детей с внешним видом некоторых насекомых, учить различать их;
- обогащать словарь, развивать речь детей, учить понимать вопросы воспитателя и отвечать на них;
- развитие зрительной памяти;
- продолжать учить рисовать красками;
- закреплять интерес к рисованию пластилином и лепке из него;
- воспитывать заботливое, бережное отношение к насекомым.
Предполагаемый результат:
1. Появление у детей ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Умение различать и называть: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, божью коровку.
3. Получение знаний о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
4. Формирование бережного отношения к природе, стремление к правильному поведению по отношению к насекомым.
10
5. Привлечение к экологическому проекту родителей.
6. Закрепление умения рисовать красками элементарных форм, развитие творческих способностей при работе с пластилином.
Продукт проектной деятельности: , коллективная творческая работа (коллаж) «На полянке», памятка родителям «Оказание первой помощи при укусах насекомых»
План реализации проекта:
1 мая
Чтение сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха»
Рассматривание иллюстраций к сказке
Беседа по содержанию произведения
2 -5 мая
Беседа о различных распространённых насекомых
Эмоциональное восприятие знакомого художественного произведения.
Обогащение словаря, развитие зрительной памяти
6 май
Называние по изображению бабочки, муравья, жука, пчелы, кузнечика, божьей коровки.
Наблюдение за божьей коровкой
7 май
Рассказывание сказки «Про божью коровку»
Рисование «Нарисуем пятнышки божьей коровке
Знакомство с внешним видом божьей коровки.
11
10 май
Развитие познавательного интереса. Получение знаний о пользе насекомого. Разучивание стишков и потешек.
Закрепление умения рисовать красками элементарных форм
Коллективная творческая работа гуашью («Божья коровка»)
10-15 май
Наблюдение за гусеницей
Рассматривание изображения гусениц в книжных иллюстрациях
Аппликация «Гусеница»
16-21 май
Знакомство с внешним видом насекомого Разучивание песни.
Наблюдение за кузнечиком
Рассматривание частей тела кузнечика на картинке
Рисование «Кузнечик прячется в траве»
22-28 май
Знакомство с внешним видом насекомого Разучивание песни.
Закрепление умения рисовать красками элементарных форм
Коллективная творческая работа («Травка, в которой прячется кузнечик»)
29 май-5 июля
Наблюдение за бабочкой
Рассматривание частей тела бабочки на картинке
Физ.минутка «Бабочка»
12
6 июля-12 июля
Рисование пластилином «Украсим крылья бабочке».
Составление итогового коллажа «На полянке»
13 июля-18 июля
Знакомство с внешним видом насекомого, закрепление навыков применения различных приёмов при работе с пластилином.
19 июля
Составление композиции из элементов коллективной работы.
24 июля
Коллективная творческая работа (картина пластилином) «Бабочка».
30 июля
Коллаж «На полянке»
1 мая - 30 августа
Работа с родителями на протяжение всего проекта.
Наблюдение детей за насекомыми вместе с родителями.
Памятка «Оказание первой помощи при укусах насекомых», элементы для итогового коллажа « На полянке»
13
Список используемой литературы.
Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004. – 320 с.
Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект – исследование «Что такое Цирк».
Формирование познавательного интереса детей через проектную деятельность....
Эти необыкновенные куклы. Проект- исследование
Оглавление. Введение. …………………………………………………………..1I. Игрушки в жизни детей ………………. ……… …………….2II. История создания кукол….…………………..……………..4III. Виды кукол………………. …………………….………….5IV. Кукла своими рука...
Проект -исследование детей 5-6 лет "Зачем нам нужен велосипед?
Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остают...
Проект "Исследование загадочного мира диназавров"
) Кто такие динозавры? Почему вымерли динозавры? Ничего не притягивает так ребенка, как неизведанное, недоступное . Сразу пояляется много во...
Проект-исследование "Достопримечательности рядом..."
Краткосрочный проект в секций "Я-исследователь"....
Проект - исследование «Знакомство с музыкальными инструментами»
Детско - родительский проект "Музыкальные инструменты Чувашии"...
Практичекая часть. Окружащий мир. Проект-исследование. 2020 год. Презентация.
Краткое описание проекта....