Эти удивительные камни
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
познакомить детей с полезными ископаемыми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
знакомство с полезными ископаемыми | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Сказка» пгт. Джубга
муниципального образования Туапсинский район
Конспект
подгрупповой
непрерывной образовательной деятельности
воспитателя
в старшей группе
тема:
«Эти удивительные камни»
Подготовила:
воспитатель
Махначева О.В.
2021г.
Тема: «Эти удивительные камни»
Тип: формирование новых знаний
Формы организации совместной деятельности: подгрупповая
Программные задачи:
Образовательная:
- поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам;
- расширение объема словаря, активизация словаря, совершенствование процесса поиска слов, упражнять в ответах на различные по сложности вопросы;
Развивающие:
- развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти;
- продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.
Воспитательная:
- воспитывать любознательность, познавательный интерес.
- воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группе.
- проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Здоровьесберегающие технологии:
- развитие эмоционально положительного отношения к познанию окружающего мира
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор, экран;
- коллекция камней и минералов;
- фартуки, оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка для рук;
- гвоздик, монетка, мел, каменный уголь, камни разной величины, лимон;
- пластилин;
Словарь: коллекция, геолог, ученый, лаборатория, шероховатый;
Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н. А. Рыжова «О чем шептались камушки», «Серебряное копытце» П. П. Бажова, рассматривание детской познавательной энциклопедии, рассматривание различных иллюстраций гор, камней, сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями, строительные игры с использованием камней на прогулке, хождение по камням для массажа ног;
Ход НОД:
Дети с воспитателем заходят в группу, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся...
И друг другу улыбнёмся.
стук в дверь
Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.
- Нам пришла посылка, очень тяжёлая по весу (открываем, достаём шкатулку и письмо) «В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? /камень/
-Так какие богатства нам прислала Хозяйка Медной горы?
Давайте посмотрим, какие камни в посылке.
дети садятся на стульчики, воспитатель за маленьким столом
Внимание! Сейчас я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:
«Белый камушек растаял
На доске следы оставил» /мел/
Какой он? Что им делают? (белый, оставляет следы, им можно рисовать).
Давайте, посмотрим, какой он по твердости.
Ваня, подойди, попробуй провести по нему гвоздем.
Что с ним случилось? /ответы детей/
Давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Опустим его в воду, /утонул - камень, пузырьки- пористый, есть воздух, который вытесняется водой и поднимается на поверхность/, а если его потереть - /распадается на крупинки/ и бросить в воду - /вода мутнеет/
Что можно сказать о меле? /ответы детей: мягкий, тонет в воде/
- Мел, ребята, нужен не только для рисования. Его используют в сельском хозяйстве для известкования почв. В промышленности: для производства цемента, извести, добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, стекла. Очищенный мел используют при производстве лекарств, зубной пасты.
Воспитатель: А вот ещё загадка о камне
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластом,
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки –
это в шахте горняки.
Молотками отбивают
Этот очень нужный камень. /уголь/
- Расскажите, какой уголь?
/ответы детей: чёрный, блестящий/
Воспитатель: каменный уголь не очень твёрдый камень. От удара он рассыпается на мелкие кусочки.
Воспитатель: Нужен ли человеку каменный уголь? /он хорошо горит и даёт много тепла, энергии/
Каменный уголь - это не просто камень; это полезное ископаемое растительного происхождения. Погибшие древние деревья и растения гниют, разлагаются и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь
Физкультминутка «Гора»
Стоит гора - старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам: и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь, (часть детей отходят в сторону)
(Игра продолжается до тех пор, пока все «камешки» не раскатятся в стороны. «Укатившиеся камешки» продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Воспитатель: В шкатулке есть ещё камни, давайте посмотрим. /дети рассматривают камни/
Игра в кругу «Назови признаки камня» / с мячом/ - форма, цвет, поверхность, края - гладкие, овальные, круглые, твёрдые, шершавые, прозрачные, светлые, тёмные, тяжелые, прочные, холодные, разного цвета, блестящие, драгоценные
Для чего нужны камни? /ответы детей/
-Где можно обнаружить камни? (на улице, в городе, в море, на даче).
Итак, содержимое посылки мы рассмотрели, а здесь ещё есть карточка. Что на ней нарисовано. Назовите эти предметы /микроскоп, пробирки, лупа/.
Как называется место, где можно увидеть это оборудование? /лаборатория/
Для чего нужна лаборатория? /чтобы проводить опыты/
Кто проводит опыты в лаборатории? /ученые/
Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? /дети называют правила поведения: не шуметь, ничего не пробовать на вкус,
Я приглашаю вас в лабораторию, но прежде разделимся на команды. /Деление на команды, выборы командира/
Сегодня вы исследуете свойства камней. Командиры подойдут за заданием, /выдаётся схема, которая подскажет, какой эксперимент проводит команда/. Затем каждая команда рассказывает, какой эксперимент проводили и что узнали о камне.
Задания:
- рассмотрите камни и выложите их в ряд от самого большого до самого маленького;
- найдите и покажите самый большой и маленький;
- потрогайте камни на ощупь, какие они? Найдите гладкий камешек и шероховатый;
- возьмите лупу и через неё посмотрите на камень, что на нем видим? /трещинки/;
- возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин, сожмите обе ладошки, что произошло с пластилином? Он изменяет свою форму? А камень? Значит камень твердый, а пластилин мягкий;
- проверим камень на твердость - поцарапайте камень ногтем, попробуйте поцарапать камень монетой, что можно сказать о камне, какой он?
- возьмите камешек и опустите его в воду, камень тонет?
- могут ли камни звучать, постучите ими друг о друга, что они издают?
Игра «Каменный оркестр»
Воспитатель:
-У Хозяйки Медной горы много разных камней. Есть красивые, есть не очень. Она вам прислала фото своих любимых камней, которые мы с вами на улице не найдем, они глубоко спрятаны в ее горе.
/рассматривание камней/
-Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет. А что, ребята, давайте Хозяйке Медной горы подарок сделаем?
Приглашаю детям встать вокруг стола.
Продуктивная деятельность:
Дети берут кусочки разного пластилина, смешивают, лепят камень.
- Как получился красивый камень? (Ответы детей) Давайте положим наши разноцветные камни в красивую коробку, пусть гости полюбуются, а мы встанем в круг.
Дети встают в круг передавая камушек отвечают на вопросы.
- Где вы сегодня побывали /в лаборатории, что делали /проводили опыты с камнями/. Что же вам понравилось? Что удивило? /дети отвечают/. Молодцы! И в нашей посылке есть особенные камушки. Еще Хозяйка Медной горы угостила вас конфетами «Морские камушки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
цикл занятий "удивительные камни"
одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные ...
Удивительные камни
Данное занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Содержит интересную экспериментальную деятельность с детьми, художествен...
Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Удивительные камни"Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....
Конспект по образовательной области "Познание" - "Удивительные камни"
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разнообразием мира камней и их свойствами...
«Мир удивительных камней».
Тематический день тематической недели «Коллекционирование» в средней группе....
Удивительные камни
Камни в природе и что может сделать человек из камня....
Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большо...