Методическая разработка. Подборка дидактических игр на тему "Приобщаем детей к природе через игру".
методическая разработка по окружающему миру

Все мы – дети природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.                                                                                                                                                          Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми и более интересными для детей. Игры позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подборка дидактических игр на тему: «Приобщаем детей к природе через игру».

Как помочь ребенку увидеть, почувствовать и сохранить ощущение дивной красоты природы, осознать необходимость бережного к ней отношения, личную ответственность за жизнь на земле?

Это решает экологическое воспитание детей.

 Экологическое воспитание детей это воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание учит детей понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Нужно учить ребёнка правильно вести себя в природе и среди людей. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей.                       Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми и более интересными для детей. Игры позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем занятий.

 Дидактические игры:

Лото «В лесу»

Цель: Закрепить знания детей в живой и неживой природе.

Материалы: 4 большие картинки, разделенные на квадраты. В середине – изображение сезона. Маленькие картинки с изображением сезонных изменений в живой и неживой природе.

Ход игры: Ведущий раздает участникам игры большие карты поровну. Маленькие карточки ведущий перемешивает, и вынимая по одной, называют нарисованное на ней животное или растение. Например: на картинке нарисован серый заяц. Играющий, у кого на большой карте нарисована весна, лето, очень поднимает руку и говорит: «Это серый заяц. Он бывает серым весной, летом, осень». Если ответ правильный, ведущий отдает карточку играющему и тот кладет ее на большую карту. Так игра продолжается до тех пор, пока ведущий не раздаст все карточки участникам игры.

Что возьмем на прогулку

Цель: Учить детей объяснять свой выбор.

Материалы: Незнайка, набор картинок с игрушками, орудия труда, спортивным инвентарем.

Ход игры: Надо отобрать те картинки, на которых изображены те предметы, которые соответствуют по назначению для данного сезона и объяснить, почему выбрана именно она.

Угадай, что спрятано?

Цель: Учить детей выделять характерные особенности животных, развивать логическое мышление.

Материалы: Картинки животных – 2 экземпляра.

Ход игры: Перед детьми картинка – от двух и более. У воспитателя одна перевернутая картинка. Дети должны отгадать, что на карточке, задавая наводящие вопросы. Воспитатель отвечает на вопросы: да, нет.

   Например: Это большой зверь? – Да.

                      У него рыжая шубка? – Нет.

                       Шубка коричневая? – Да.

                       Это медведь? – Да.

  Усложнение большее количество картинок. Можно проводить игры по аналогии на растения и т.п.

Беги ко мне

Цель: По словестному описанию воспитателя учить детей соотносить определения о животных (их внешнем виде, повадках, особенностях) с самими животными.

Материалы: Маски животных.

Ход игры: Воспитатель произносит несколько определений. Ребенок в маске этого животного подбегает к воспитателю.

Например: «Небольшая, ловкая, пушистая, хитрая…» - подбегает ребенок в маске лисы и т.д.

Разрезные картинки

Цель: Закрепить знания о характерных особенностях сезона, уметь отобрать нужные части и собрать целую картинку.

Материалы: Разрезанные на части картинки времен года.

Ход игры: Дети собирают картинки на определенное время года.

Собери осень, зиму, весну, лето

Цель: Учить видеть характерные особенности каждого месяца, закрепить знания об изменениях в природе в течении каждого сезона.

Ход игры: Разложить картинки по месяцам.

Подбери листочки к дереву

Цель: Закрепить знания детей о характерных особенностях деревьев, их листьев, семян, плодов.

Материалы: Макеты деревьев (клен, береза, сосна, ель, рябина). Картинки с изображением листьев, плодов, семян.

Ход игры: Ветер сорвал с деревьев и перепутал листья, плоды, семена. Подбери к каждому дереву его части.

Создай условия для растений

Цель: Закрепить знания детей об условии жизни растений – с помощью моделирования.

Материалы: Рисунки или иллюстрации растений, карточки-модели.

Ход игры: Ребенок должен подобрать, что именно необходимо этому растению.

Что напутал художник

Цель: Учить находить ошибки на картинке и уметь их объяснять. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой  и неживой природе.

Материалы: Картинки – путаницы.

Ход игры: Воспитатель: «Ребята, художник хотел нарисовать весну, осень, зима, а получилась какая-то путаница. Расскажите, что напутал художник, и докажите, почему этого не может быть».

Художники

Цель: Закрепить знания детей в живой и не живой природе.

Материалы: Большой набор плоскостных картинок на фланелеграф (животные, растения, птицы, цветы, человеческие фигуры, отражающие в одежде сезон).

Ход игры: Воспитатель: «Ребята, сегодня мы будем художниками и будем составлять картину о временах года». Дети на фланелеграфе выкладывают либо лес в определенный сезон, либо поляну…

Второй вариант игры: Выходит один ребенок и составляет картинку, но делает ошибку. Дети найти ошибку, исправить ее, объяснить.

Ромашка

Цель: Закрепить знания детей о характерных особенностях сезона.

Материалы: 4 круга с изображением характерных особенностей сезона; лепестки с изображением сезонов или одним признаком.

Ход игры: Игровая ситуация – «ветер разнес лепестки», дети собирают ромашку.

Ромашка – второй вариант игры

Цель: Закрепить знания о домашних и диких животных, птиц (на принципе моделирования).

Материалы: 2 круга: на одном схематически изображен пруд, на другом – дерево.

Ход игры: Животные перепутались и их надо отправить по домам.

Все перепуталось

Цель: Закрепить внешний вид животных, части тела.

Ход игры: «Пришел злой волшебник и перепутал всех животных так, что теперь не поймешь, где чей хвост, чья голова, чьи лапы. Давайте поможем животным стать самими собой».

Дети подбирают части тела и составляют животных.

Игру можно сделать напольной, настольной, на фланелеграфе.

Кафе для зверей

Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются животные.

Материалы: Маски животных на головы, тарелочки, на которых нарисованы разные виды корма.

Ход игры: «Ребята, вы знаете, что у людей есть кафе, а у нас будет кафе для животных».

Выбирается официант, дети одевают маски животных, идут в «кафе» и садятся за столики. Официант должен подать угощения для каждого «животного» (тарелочки).

Второй вариант игры: Дети - «животные» сами выбирают себе угощения.

День – ночь (подвижная игра)

Цель: Закрепить знания детей о различных видах жилищ для животных и птиц.

Материалы: Маски животных на голову, иллюстрации.

Ход игры: Дети одевают маски, на стульчиках стоят картинки с изображением «домиков» животных. Ведущий говорит: «День» - дети вместе бегают, подражая животным и птицам. На слове «Ночь» - каждый бежит в свой домик.

Что увидишь - расскажи

Цель: Закрепить знания о сезонных изменениях в природе.

Материалы: Ширма, картинки по сезонам.

Ход игры: Воспитатель: «Ты в окошко посмотри, что увидишь – расскажи».

Ребенок рассказывает о сезоне, который увидеть на картинке, не называя его. Другие дети должны угадать сезон.

Аналогичный вариант игры с животными, птицами, растениями.

Угадай и добавь

Цель: Закрепить знания о сезонах, растениях, животных, их жизнедеятельности в природных условиях.

Материалы: Предметные картинки животных, растений по сезонам.

Ход игры: Воспитатель показывает детям предметные картинки. Затем картинки раскладываются на столе. Воспитатель произносит начало короткого предложения, а дети заканчивают. Например: «Летом серый, а зимой белый…»; «Кто спит зимой в берлоге?..»; «Синички любят…»; «Красная грудка у…»; «Кто на дереве сидит и по дереву долбит?..»; «У какого дерева есть сережки?..».

Второй вариант игры: Та же игра, но без картинок. За каждый правильный ответ выдается фишка. В конце объявляется победитель.

Прогулка в зоопарк

Цель: Закрепить названия животных, их внешний вид, особенности поведения, жизни.

Материалы: Картинки животных.

Ход игры: Каждый ребенок выбирает картинку с животным, о котором будет говорить, не называя его.

Дети ставят картинки на свои стульчики, повернув их изображением к спинкам стульчиков. Ребята приходят в «Зоопарк».

Экскурсовод-воспитатель громко говорит: «Сторож, сторож, поскорей выходи кормить зверей!» - и показывает на первый стульчик.

Ребенок около этого стульчика отвечает: «Я сторож».

Воспитатель: «Кто в этой клетке живет?»

После рассказа об этом животном дети отгадывают его и т.д., пока не рассказывают все дети.

Ромашка – третий вариант игры

Цель: Закрепить знания детей о животных, которые живут в воде – водоплавающие, на суше – сухопутные.

Материалы: 2 круга: на одном схематически изображен пруд, на другом – дерево.

Ход игры: по аналогии второго варианта.

Подбери листочки к дереву

Цель: Закрепить знания детей о характерных особенностях деревьев, их листьев, семян, плодов.

Материалы: Макеты деревьев (клен, береза, сосна, ель, рябина). Картинки с изображением листьев, плодов, семян.

Ход игры: Ветер сорвал с деревьев и перепутал листья, плоды, семена. Подбери к каждому дереву его части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Методическая разработка. Подборка дидактических игр на тему: "Моя семья" в старшей группе.

Подборка дидактических игр на тему "Моя семья" в старшей группе....

Методическая разработка на тему: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через систему дидактических игр и пособий»

В методической разработке вы сможете ознакомиться с различными развивающими дидактическими играми и пособиями, сделанными своими руками и с тем, как активно они применяются в коррекционно-развивающей ...

Методическая разработка. Подборка подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста.

Подборка подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка. Подборка дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 5-6 лет.

Подборка дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей 5-6 лет....

Методическая разработка. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников ( старшая группа).

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников ( старшая группа)....