Программа "Музей и дети"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Программа "Музей и дети" является результатом плодотворного сотрудничества с Поронайским краеведческим музеем. Цель - формирование краеведческих представлений у детей с особыми образовательными потребностями. Рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzey_i_deti_programma.docx | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано МБУК «Поронайский краеведческий музей» ( Приказ № 68 от 27.08.2020г) | Принято Решением педагогического совета (Протокол №1 от 28августа 2020г.) | Утвержено Приказом Заведующего МБДОУ №8 г.Поронайска № 74 от 28.08. 2020г) |
Музейная программа
«Музей и дети»
для детей старшего дошкольного возраста
Разработчики:
Бельды Ольга Николаевна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек» /
Третьякова Наталья Викторовна, экскурсовод
МБУК «Поронайский краеведческий музей»
Поронайск
2020
Пояснительная записка
Воспитание любви к малой родине и приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Сохранение культурных ценностей подрастающим поколением является важным условием процветания и развития общества. Сахалинская область - край с уникальным природным разнообразием, самобытной культурой и мощным воспитательным потенциалом, который отражается в программе «Музей и дети».
Содержание программы по реализации регионального компонента разработано с учетом ФГОС ДО, а также региональных и этнокультурных компонентов.
Цель программы: освоение детьми старшего дошкольного возраста уважающей себя и свои корни, любящей свою малую Родину и знающей её историю.
главной задачей которой является создание благоприятных условий для познания детьми окружающего мира, умения видеть историю «вокруг себя», пробудить интерес и уважение к прошлому. Музейная педагогика позволяет вывести ребенка за пределы социума, в мир культуры, и является живым организмом в процессе познания мира.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
-принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
-принцип систематичности и взаимосвязи учебных материалов;
-принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих групп.
Программа «Музей и дети» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) рассчитана на два года изучения. Занятия для каждого возраста имеют общую тематическую направленность и включают не только информационную, но и практическую составляющую.
Цель программы: создание условий для развития гуманной и духовно-свободной личности, уважающей себя и свои корни, любящей свою малую Родину и знающей её историю.
Для реализации этой цели нужно решить следующие задачи:
1. Научить детей понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира родной природы
2. Развивать интерес детей к изучению истории родного края, района и Отечества.
3. Познакомить детей с традиционной культурой своей страны, ибо она обладает огромным духовно-нравственным потенциалом.
Выполнение образовательных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и взаимодействию специалистов краеведческого музея и дошкольной образовательной организации.
Система музейных занятий построена с учетом образовательных стандартов и предполагает проведение практических и теоретических занятий как в музее, так и в дошкольном образовательном учреждении.
В рамках программы используются различные средства и формы работы: тематические и интерактивные экскурсии, мастер-классы, практические занятия и игровые мероприятия. Занятия помогут детям познавать окружающий мир, видеть в нем красоту и будут способствовать развитию кругозора, памяти, воображения, фантазии, творческих способностей и общих речевых навыков.
Календарный план может корректироваться в соответствии с планом взаимодействия краеведческого музея и дошкольной образовательной организации.
Ожидаемый результат и целевые ориентиры
Дошкольники приобретут:
- Представления о своем районе, крае, методах и формах исследования окружающего мира;
- Природоведческие знания, начальные знания об истории и культуре своего края, района, родной природы, познакомятся с её разнообразием.
Дошкольники научатся:
- Понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира родной природы;
- Наблюдать, экспериментировать;
- Уважать и хранить национальную культуру
- Любить свой дом и Отечество.
Учебно-тематический план
Старшая группа (5-6 лет)
Занятия 2 раза в месяц
№ | Дата | Тема | Форма работы |
1 | Сентябрь | «Здравствуй, музей!» «У карты района» | Ознакомительная экскурсия в музей Практическое занятие |
2 | Октябрь | «В лес за загадками» «В гости на птичью слободку» | Интерактивное занятие Тематическая экскурсия |
3 | Ноябрь | «В гости в русский дом» «Загадки археологии» | Занятие - игра Интерактивное занятие |
4 | Декабрь | «По следам бурого медведя» «Как звери зимуют» | Интегрированное занятие Интерактивное занятие. |
5 | Январь | «Подземная кладовая» «Этносы Сахалина» | Беседа, демонстрация фильма. Тематическая экскурсия/практическое занятие |
6 | Февраль | «Гиганты прошлого» «23 февраля» | Тематическая экскурсия. Мастер-класс/беседа |
7 | Март | «Мамино счастье» «Весенняя песня первоцветов» | Мастер-класс. Экскурсия, практическое занятие. |
8 | Апрель | «Птичий переполох» «Когда была война» | Занятие – игра Экскурсия/беседа |
9 | Май | «Летающая радуга» «Мы с музеем год дружили» | Мастер-класс Игровое мероприятие |
Подготовительная группа (6-7 лет)
Занятия 2 раза в месяц
№ | Дата | Тема | |
1 | Сентябрь | «Здравствуй, музей!» «Мы археологи» | Экскурсия Занятие-игра |
2 | Октябрь | «Коренные жители Сахалина» | Интерактивная экскурсия /мастер-класс |
3 | Ноябрь | «Что рассказал бабушкин сундук» «Лесные этажи» | Интерактивное занятие. Интерактивное занятие |
4 | Декабрь | «Как звери зимуют» «История моего города» | Интерактивное занятие Беседа. |
5 | Январь | «Мамонты – гиганты прошлого» | Интерактивное занятие |
6 | Февраль | «День кита. Они нуждаются в защите» «Они служили Отечеству» | Тематическая экскурсия. Беседа, мастер-класс |
7 | Март | «Мир дальневосточных птиц» «Мамин день» | Тем. экскурсия Мастер-класс |
8 | Апрель | «Красная книга Сахалинской области» «Сахалинские первоцветы» | Интерактивная экскурсия/ … Беседа, творческое занятие. |
9 | Май | «Как мой дедушка воевал» «Мы с музеем год дружили» | Тематическая беседа. Развлечение |
Программное содержание
Старшая группа детского сада.
«Здравствуй, музей!» На занятии дети повторяют правила поведения в музее, изучают один – два музейных экспоната.
«У карты района» На занятии дети получают знания о географических объектах района – реки, горы, населенные пункты.
«В лес за загадками» В игровой форме дети знакомятся с представителями дальневосточной фауны.
«В гости на птичью слободку» Занятие в зале природы, на котором происходит знакомство с птицами Сахалинской области.
«Времена года» Тема - природно-климатические особенности Сахалинской области.
«Как звери зимуют» Тема - особенности зимнего периода в лесу, кто и как переживает этот сложный период.
«Загадки археологии» На занятии дети узнают кто такие археологи, чем они занимаются. В музее познакомятся с археологическими экспонатами. Творческое занятие «собери древний горшок из осколков»
«Гиганты прошлого» Тема - жизнь динозавров. Используется видеоматериал, игровая форма.
«Подземная кладовая» Дети узнают о том, что такое полезные ископаемые и какие из них добываются в районе.
«Коренные жители Сахалина» Тематическое занятие о быте, обычаях и обрядах аборигенов.
«В гости в русский дом» Экскурсия в зал переселенческого быта, знакомство с домашним укладом славян.
«Как вещи могут рассказать о своих хозяевах» На занятии дети самостоятельно исследует музейные предметы и делают выводы на основе ранее полученных знаний.
«Птичий переполох» Занятие о птицах, как они встречают весну. Работа с экспонатами музея.
«Весенняя песня первоцветов» Занятие о первых весенних цветах с использованием видеоматериалов.
«Летающая радуга» Занятие о жизни и развитии бабочек с использованием экспонатов музея и видеоматериала.
«По следам бурого медведя» Занятие о животном- буром медведе. Изучение его образа жизни, питания, повадок. Использование экспонатов музея, видео-фото материалов.
«Когда была война» Экскурсия по экспозиции боевой славы, рассказ о Великой Отечественной войне.
«Мы с музеем год дружили» Итоговое занятие.
Подготовительная группа детского сада
«Здравствуй, музей!» На занятии дети повторяют правила поведения в музее, изучают один – два музейных экспоната.
«Мы археологи» На занятии дети узнают кто такие археологи, чем они занимаются. В музее познакомятся с археологическими экспонатами. Творческое занятие «собери древний горшок из осколков»
«Древние люди Сахалина» Легенды об айнах – древних людях Сахалина.
«Как вещи могут рассказать о своих хозяевах» На занятии дети самостоятельно исследуют музейные предметы и делают выводы на основе ранее полученных знаний.
«Что рассказал бабушкин сундук» На занятии дети знакомятся с бытом переселенцев в зале переселенческого быта.
«Лесные этажи» Занятие проходит в зале природы, дети знакомятся с особенностями дальневосточного леса.
«Как звери зимуют» Тема - особенности зимнего периода в лесу, кто и как переживает этот сложный период.
«История моего города» Тема занятия – начало населения, первое название Переяславки.
«Они нуждаются в защите» Рассказ о редких и исчезающих видах морских животных - китов. Знакомство с красной книгой Сахалина.
«Динозавры-гиганты прошлого» Путешествие в прошлое с использованием видеофильма «Прогулки с динозаврами»
«Зеленая аптека» Занятие о лекарственных травах Сахалина.
«В гости к травнице» Занятие – чаепитие. Травы, которые можно добавлять в чай.
«Весенняя песня первоцветов» Занятие о первых весенних цветах с использованием видеоматериалов.
«Красная книга Сахалинской области» Рассказ о редких и исчезающих видах животных. Знакомство с красной книгой Сахалинской области.
«Мир сахалинских птиц» На примере экспонатов музея познакомиться с птицами Сахалина.
«Как мой дедушка воевал» Экскурсия по экспозиции боевой славы, рассказ о Великой Отечественной Войне.
«Мы с музеем год дружили» Итоговое занятие- развлечение..
Примечание: Темы занятий, экскурсий, их последовательность могут быть скорректированы в зависимости от необходимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....