Программа "Музей и дети"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Программа "Музей и дети" является результатом  плодотворного сотрудничества с Поронайским краеведческим музеем. Цель - формирование краеведческих представлений у детей с особыми образовательными потребностями. Рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_i_deti_programma.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

МБУК «Поронайский краеведческий музей»

( Приказ № 68 от 27.08.2020г)

Принято

Решением педагогического совета

(Протокол №1 от 28августа 2020г.)

Утвержено

Приказом Заведующего МБДОУ №8 г.Поронайска

№ 74 от 28.08. 2020г)

Музейная  программа

«Музей и дети»

для детей старшего дошкольного возраста

Разработчики:

Бельды Ольга Николаевна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек» /

Третьякова Наталья Викторовна, экскурсовод

 МБУК «Поронайский краеведческий музей»

Поронайск

2020

Пояснительная записка

Воспитание любви к малой родине и приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок   стоит на пороге открытия окружающего мира. Сохранение культурных ценностей подрастающим поколением является важным условием процветания и развития общества. Сахалинская область - край с уникальным природным разнообразием, самобытной культурой и мощным воспитательным потенциалом, который отражается в  программе «Музей и дети».

Содержание программы по реализации регионального компонента разработано с учетом ФГОС ДО, а также региональных и этнокультурных компонентов.

        Цель программы:  освоение детьми старшего дошкольного возраста уважающей себя и свои корни, любящей свою малую Родину и знающей её историю.

 главной задачей которой является создание благоприятных условий для познания детьми окружающего мира, умения видеть историю «вокруг себя», пробудить интерес и уважение к прошлому. Музейная педагогика позволяет   вывести  ребенка за пределы социума, в мир культуры,   и является  живым организмом в процессе познания мира.

        Программа имеет в своей основе следующие принципы:

-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

-принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

-принцип систематичности и взаимосвязи учебных материалов;

-принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих групп.

        Программа «Музей и дети» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) рассчитана на два года изучения. Занятия для каждого возраста имеют общую тематическую направленность и включают не только информационную, но и практическую составляющую.

        Цель программы: создание условий для развития гуманной и духовно-свободной личности, уважающей себя и свои корни, любящей свою малую Родину и знающей её историю.

Для реализации этой цели нужно решить следующие задачи:

1.        Научить детей понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира родной природы

2.        Развивать интерес детей к изучению  истории родного края, района и Отечества.

3.        Познакомить детей с традиционной культурой своей страны, ибо она обладает огромным духовно-нравственным потенциалом.

        Выполнение образовательных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и взаимодействию специалистов краеведческого музея и дошкольной образовательной организации.

        Система музейных занятий построена с учетом образовательных стандартов и предполагает проведение практических и теоретических занятий как в музее, так и в дошкольном образовательном учреждении.

        В рамках программы используются различные   средства и формы работы: тематические и интерактивные экскурсии, мастер-классы, практические занятия и игровые мероприятия. Занятия помогут детям познавать окружающий мир, видеть в нем красоту и будут способствовать развитию кругозора, памяти, воображения, фантазии, творческих способностей и общих речевых навыков.

        Календарный план может корректироваться в соответствии с планом взаимодействия краеведческого музея и дошкольной образовательной организации.

Ожидаемый результат и целевые ориентиры

Дошкольники приобретут:

  • Представления о своем районе, крае, методах и формах исследования окружающего мира;
  •  Природоведческие знания, начальные знания об истории и культуре своего края, района, родной природы, познакомятся с её разнообразием.

Дошкольники научатся:

  • Понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира родной природы;
  • Наблюдать, экспериментировать;
  • Уважать и хранить национальную культуру
  • Любить свой дом и Отечество.

                                         Учебно-тематический план

Старшая группа (5-6 лет)

Занятия 2 раза в месяц

Дата

Тема

Форма работы

1

Сентябрь

«Здравствуй, музей!»

«У карты района»

 Ознакомительная экскурсия в музей

Практическое занятие

2

Октябрь

«В лес за загадками»

«В гости на птичью слободку»

Интерактивное  занятие

Тематическая экскурсия

3

Ноябрь

 «В гости в русский дом»

«Загадки археологии»

Занятие - игра

Интерактивное занятие

4

Декабрь

«По следам бурого медведя»

«Как звери зимуют»

Интегрированное занятие

Интерактивное занятие.

5

Январь

«Подземная кладовая»

«Этносы Сахалина»

Беседа, демонстрация фильма.

Тематическая экскурсия/практическое занятие

6

Февраль

«Гиганты прошлого»

«23 февраля»

Тематическая экскурсия.

Мастер-класс/беседа

7

Март

«Мамино счастье»

«Весенняя песня первоцветов»

Мастер-класс.

Экскурсия, практическое занятие.

8

Апрель

«Птичий переполох»

«Когда была война»

Занятие – игра

Экскурсия/беседа

9

Май

«Летающая радуга»

«Мы с музеем год дружили»

Мастер-класс

Игровое мероприятие

Подготовительная группа (6-7 лет)

Занятия 2 раза в месяц

Дата

Тема

1

Сентябрь

«Здравствуй, музей!»

«Мы археологи»

Экскурсия

Занятие-игра

2

Октябрь

«Коренные жители Сахалина»

Интерактивная экскурсия /мастер-класс

3

Ноябрь

«Что рассказал бабушкин сундук»

«Лесные этажи»

Интерактивное занятие.

Интерактивное  занятие

4

Декабрь

«Как звери зимуют»

«История моего города»

Интерактивное занятие

Беседа.

5

Январь

«Мамонты – гиганты прошлого»

Интерактивное занятие

6

Февраль

«День кита. Они нуждаются в защите»

«Они служили Отечеству»

Тематическая экскурсия.

Беседа, мастер-класс

7

Март

«Мир дальневосточных птиц»

«Мамин день»

Тем. экскурсия

Мастер-класс

8

Апрель

«Красная книга Сахалинской области»

«Сахалинские первоцветы»

Интерактивная экскурсия/ …

Беседа, творческое занятие.

9

Май

«Как мой дедушка воевал»

«Мы с музеем год дружили»

Тематическая беседа.

Развлечение


Программное содержание

Старшая группа детского сада.

«Здравствуй, музей!» На занятии дети повторяют правила поведения в музее, изучают один – два музейных экспоната.

 «У карты района» На занятии дети получают знания о географических объектах района – реки, горы, населенные пункты.

«В лес за загадками» В игровой форме дети знакомятся с представителями дальневосточной фауны.

«В гости на птичью слободку» Занятие в зале природы,  на котором происходит знакомство с птицами Сахалинской области.

«Времена года» Тема - природно-климатические особенности Сахалинской области.

«Как звери зимуют» Тема - особенности зимнего периода в лесу, кто и как переживает этот сложный период.

«Загадки археологии» На занятии дети узнают кто такие археологи, чем они занимаются. В музее познакомятся с археологическими экспонатами. Творческое занятие «собери древний горшок из осколков»

«Гиганты прошлого» Тема - жизнь динозавров. Используется видеоматериал, игровая форма.

«Подземная кладовая» Дети узнают о том, что такое полезные ископаемые и какие из них добываются в районе.

«Коренные жители Сахалина» Тематическое занятие о быте, обычаях и обрядах аборигенов.

«В гости в русский дом» Экскурсия в зал переселенческого быта, знакомство с домашним укладом славян.

«Как вещи могут рассказать о своих хозяевах» На занятии дети самостоятельно исследует музейные предметы и делают выводы на основе ранее полученных знаний.

«Птичий переполох» Занятие о птицах, как они встречают весну. Работа с экспонатами музея.

«Весенняя песня первоцветов» Занятие о первых весенних цветах с использованием видеоматериалов.

«Летающая радуга» Занятие о жизни и развитии бабочек с использованием экспонатов музея и видеоматериала.

«По следам бурого медведя»  Занятие о животном- буром медведе. Изучение его образа жизни, питания, повадок. Использование экспонатов музея, видео-фото материалов.

«Когда была война» Экскурсия по экспозиции боевой славы, рассказ о Великой Отечественной войне.

«Мы с музеем год дружили» Итоговое занятие.

Подготовительная группа детского сада

«Здравствуй, музей!» На занятии дети повторяют правила поведения в музее, изучают один – два музейных экспоната.

«Мы археологи» На занятии дети узнают кто такие археологи, чем они занимаются. В музее познакомятся с археологическими экспонатами. Творческое занятие «собери древний горшок из осколков» 

«Древние люди Сахалина» Легенды об айнах – древних людях Сахалина.

«Как вещи могут рассказать о своих хозяевах» На занятии дети самостоятельно исследуют музейные предметы и делают выводы на основе ранее полученных знаний.

«Что рассказал бабушкин сундук» На занятии дети знакомятся с бытом переселенцев в зале переселенческого быта.

«Лесные этажи» Занятие проходит в зале природы, дети знакомятся с особенностями дальневосточного леса.

«Как звери зимуют» Тема - особенности зимнего периода в лесу, кто и как переживает этот сложный период.

«История моего города» Тема занятия – начало населения, первое название Переяславки.

 «Они нуждаются в защите» Рассказ о редких и исчезающих видах морских животных - китов. Знакомство с красной книгой Сахалина.

«Динозавры-гиганты прошлого» Путешествие в прошлое с использованием видеофильма «Прогулки с динозаврами»

«Зеленая аптека» Занятие о лекарственных травах Сахалина.

«В гости к травнице» Занятие – чаепитие. Травы, которые можно добавлять в чай.  

«Весенняя песня первоцветов» Занятие о первых весенних цветах с использованием видеоматериалов.

«Красная книга Сахалинской области» Рассказ о редких и исчезающих видах животных. Знакомство с красной книгой Сахалинской области.

«Мир сахалинских птиц» На примере экспонатов музея познакомиться с птицами Сахалина.

«Как мой дедушка воевал» Экскурсия по экспозиции боевой славы, рассказ о Великой Отечественной Войне.

«Мы с музеем год дружили» Итоговое занятие- развлечение..

Примечание: Темы занятий, экскурсий, их последовательность могут быть  скорректированы в зависимости от необходимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....