Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста « Воронежский заповедник и его обитатели».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гончарова Елена Александровна

 Данный конспект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с Воронежским государственным природным биосферным заповедником имени В.М.  Пескова и его обитателями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronezhskiy_zapovednik.odt25.22 КБ
Файл Презентация к занятию971.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста « Воронежский заповедник и его обитатели».

Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к родной природе.

Задачи:

Образовательные: - познакомить детей с Воронежским государственным природным биосферным заповедником имени В.М. Пескова, сформировать представление детей о животном мире заповедника;

- закрепить знания детей о заповеднике и его назначении;

Развивающие:

-развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление;

-развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

-развивать интерес к изучению родного края.

Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу;

- воспитывать нравственно-патриотические чувства к Родине через экологическое воспитание;

- воспитывать бережное обращение к природе.

Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.

Предварительная работа:

- Беседа «Знакомство с Воронежским заповедником»;

- Беседа «О том, что такое Красная книга», просмотр презентации «Красная книга России»;

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «В заповеднике гуляли»,

Оборудование: презентация «Воронежский заповедник и его обитатели», разрезные картинки

Ход занятия:

Перед началом дети приветствуют друг друга. Приветствие сопровождается движениями:

Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)

- Вот и сегодня мы совершим путешествие. Садитесь по-удобнее, пристегнитесь,  мы отправляемся в Воронежский заповедник, он находится на границе Липецкой и Воронежской областях (слайд 2).

- Что же такое заповедник? (выслушать ответы детей)

- Это место, где вся природа охраняется человеком.

 

Ребята, некоторые животные на земле исчезают, подумайте, почему? (Ответы детей). Правильно, люди их истребляют, чтобы получать ценный мех шкуру вкусное мясо. Дети, это ещё происходит и  от того, что человек всё больше и больше места занимает на земле, а животным его остаётся всё меньше и меньше.

Многие животные совсем исчезли, их уже нет в природе. Есть и такие, которых осталось немного, но их еще можно спасти.

- Ребята, что нужно сделать, чтобы эти животные не исчезли совсем? (ответы детей)

- Правильно, их надо беречь и охранять. Для того чтобы спасти животных, не дать их в обиду, чтобы сохранить редких животных, интересные растения,  просто самые красивые места на земле люди создают заповедники. Если бы их не было, то многих растений и животных просто бы не существовало.

Здесь они полные хозяева, их жизни ничего не грозит, ведь в заповеднике нельзя охотиться ловить рыбу собирать грибы и ягоды, здесь не должно быть посторонних. За этим следят сотрудники лесной охраны заповедника – инспекторы.

Заповедник - это дом не для человека, а для животных и растений.

- Вот мы и приехали (слайд 3 )

Воронежский заповедник один из старейших заповедников страны. Это чудный лесной островок в степи, где живёт много животных и растёт много растений.

- Посмотрите, как здесь красиво! Слайд (4)

У Воронежского заповедника есть своя эмблема, т.е. значок, на котором изображены фигуры двух животных. Отгадайте, каких именно?

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

-Разделимся на 2 группы и соберем картинки, на которых изображены животные.

- Правильно, ребята, это фигуры оленя и бобра.

Давайте с вами внимательнее рассмотрим эмблему Воронежского заповедника (слайд 5).

 Своим созданием заповедник обязан, прежде всего,  бобрам (слайд6).  История Воронежского заповедника началась много лет назад, в далёком 1927 году. На одной из лесных речек с красивым названием Усманка, недалеко от Воронежа. Ученые биологи нашли несколько семей Бобров. Зверей к тому времени оставалось совсем мало. Их убивали, чтобы получить красивую и теплую шкурку. Найденных Бобров надо было спасать, вот ученые предложили создавать в этом месте заповедник для Бобров. Там им соорудили удобные вольеры, стали их кормить и ухаживать за ними. Теперь Бобр является символом Воронежского заповедника (слайд)

- Украшают эмблему Воронежского заповедника  и благородные олени (слайд 7). Число их растёт очень медленно. Люди необдуманно в больших количествах убивали оленей, из-за их красивых рогов. Учёным Воронежского заповедника приходиться исправлять ошибки, сделанные людьми. Они занимаются разведением и сохранением оленей.

- Проведение физминутки:

Физкультминутка        

Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу) 
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят»  травку)
Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели, 
На ветру листвой шумели. (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали. («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам. (прыгают  на двух ногах  друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали. (идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра,
Возвращаться нам пора. (ходьба на месте, лицом в круг)

 

Ребята, давайте присядем и понаблюдаем за богатым животным миром этих мест.

ДИ «Загадки»

  1. Под водою строит дом.

          Шубка теплая на нем

          Любит много умываться

          И в водичке полоскаться

          Славится своим трудом,

          Все зовут его … (Бобром)

(Слайд 6) Бобр – самый крупный наш грызун. Бобр – непревзойденный лесоруб.

Они подгрызают молодые деревья, тащат к реке и строят запруды.

Бобры строят себе очень прочные и красивые дома из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоёма. Вход в такую хижину – под водой, чтобы враги не могли добраться. (слайд). Жилище бобра всегда чистое, и сами они чистоплотные – подолгу могут приводить себя в порядок.

  1.   Скачет очень ловко,

            Быстро бегает. Легко.

            Вовсе не кусается,

            Только лишь бодается

            Любит на кусточке

            Объедать листочки. (Олень)

(Слайд 7) Олени пасутся семьями: мать и детеныш. Они неразлучны целый год, с весны до весны. Она подкармливает его молоком всю зиму, до новой травки. А весной семья обрывается. Они поедают молодые побеги деревьев и кустарников.

  1.  Поглядите, поглядите,

      Хорошенько рассмотрите!

      У него рога, как ветки,

      Не поймешь где лоб, где нос,

      Сильный он, скажите детки

      Как зовут его, все?   (Лось)

(Слайд 8) Лоси – огромные животные. Они питаются травой и листьями летом, а зимой довольствуются веточками, корой и хвоей. Еще их подкармливают работники заповедника сеном

  1.  За лето, нагулял жирок,

           И запасы сделал впрок,

           А осенью ложится в спячку,

           Но, он не суслик, он - ...(Сурок).


 (Слайд 9) Сурки - это крупные грызуны, они отличные землекопы.

 Сурки любят лежать или стоять столбиками у входа в свою норку и внимательно осматривать окрестности. Как только сурок заметит что-нибудь подозрительное, он издаёт тревожный свист и мгновенно исчезает в норе.

  1.  У него, клыки, торчком,

           Землю роет пятачком,

           Грязевых, любитель, ванн,

          Он  - неряшливый ...(Кабан)

 

(Слайд 10) Кабан, это дикая свинья. У этих животных мощное тело, которое покрыто жёсткой и густой щетиной, а так же есть клыки. Как и домашние свиньи, кабан любит «грязевые ванны». Ему доставляет удовольствие купаться в ямах, наполненных водой и грязью. Таким образом, он спасается от жары и множества насекомых, которые селятся в его густой щетине.

6.   Он идёт неторопливо,
     Зацепил хвостом он сук.
     Полосатый он, красивый.
     Хозяйственный ... (Барсук)

 (Слайд 11) Барсук – это хищный зверь с острой мордочкой и густой, длинной грубой шерстью. Зверь всё время что-то роет-роет. Ночью спешит барсук на охоту, ходит-бродит вокруг своей норы, уплетает за обе щёки всё, что ему покажется вкусненьким — насекомых, лягушек, мышей, плоды и коренья растений. Накапливает свой ценный жирок.

7.   Под водой не намокает 

      Мех у зверя тихого.

      Дышит -  хобот поднимает

      Над водою…  (Выхухоль).

(Слайд 12) Выхухоль – небольшой зверёк. Ушки у зверька маленькие, мех плотный, красивый, тёплый.  Шкурка зверька смазана жиром, и почти не намокает. Это очень актуально для животного, который «любит» воду. Выхухоль чувствует себя в воде, почти как рыба. Выхухоль любит полакомиться водяными жуками, улитками, раками, рыбами, головастиками, а также употребляет в пищу камыш, тростник, кувшинки.

На территории заповедника нашли себе прибежище и другие животные – волк, лисица, речная выдра, косуля,  белка и многие другие (слайд 13)

Многие из представителей животного и растительного мира Воронежского заповедника занесены в Красные книги Воронежской и Липецкой областей и в Красную книгу России.

- Ребята, как вы думаете, только в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей). Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Что хорошо, а что плохо?». Я буду читать предложения, если вы считаете, что это хорошо – хлопаете в ладоши, если считаете, что это плохо – прячете руки за спину.

Костер в лесу.

Мусор в лесу.

Вырубка леса.

Посадка деревьев.

Охота на животных.

Развешивание кормушек.

Посадка деревьев.

Не рвать цветы.

Создание заповедников.

Нарушать тишину леса.

Разорять птичьи гнёзда и муравейники.

Разжигать в лесу костры.

- Нам пора возвращаться в детский сад, попрощаемся с заповедником (Слайд 14).

- Ребята вам понравилось в заповеднике. Что нового вы узнали?

И закончим наше путешествие стихотворением:

Есть на земле огромный дом,

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воронежский заповедник и его обитатели

Слайд 2

Сегодня мы совершим путешествие. Садитесь по-удобнее, мы отправляемся в Воронежский заповедник , он находится на границе Липецкой и Воронежской областях

Слайд 3

Вот мы и приехали. Воронежский заповедник один из старейших заповедников страны . Это чудный лесной островок в степи, где живёт много животных и растёт много растений.

Слайд 4

Воронежский заповедник один из старейших заповедников страны . Это чудный лесной островок в степи, где живёт много животных и растёт много растений. - Посмотрите, как красиво в заповеднике

Слайд 5

Давайте с вами рассмотрим эмблему Воронежского заповедника. На нем изображены фигуры оленя и бобра.

Слайд 6

Своим созданием заповедник обязан, прежде всего, бобрам. История Воронежского заповедника началась много лет назад, в далёком 1927 году. На одной из лесных речек с красивым названием Усманка, недалеко от Воронежа, Ученые биологи нашли несколько семей Бобров. Зверей к тому времени оставалось совсем мало. Их убивали, чтобы получить красивую и теплую шкурку. Найденных Бобров надо было спасать, вот ученые предложили создавать в этом месте заповедник для Бобров. Там им соорудили удобные вольеры, стали их кормить и ухаживать за ними. Теперь Бобр является символом Воронежского заповедника.

Слайд 7

- Украшают эмблему Воронежского заповедника и благородные олени . Число их растёт очень медленно. Люди необдуманно в больших количествах убивали оленей, из-за их красивых рогов. Учёным Воронежского заповедника приходиться исправлять ошибки, сделанные людьми. Они занимаются разведением и сохранением оленей.

Слайд 8

На территории заповедника нашли себе прибежище и другие животные: лось; Лоси – огромные животные. Они питаются травой и листьями летом, а зимой довольствуются веточками, корой и хвоей. Еще их подкармливают работники заповедника сеном

Слайд 9

Сурок Сурки - это крупные грызуны, они отличные землекопы. Сурки любят лежать или стоять столбиками у входа в свою норку и внимательно осматривать окрестности. Как только сурок заметит что-нибудь подозрительное, он издаёт тревожный свист и мгновенно исчезает в норе.

Слайд 10

Кабан Кабан, это дикая свинья. У этих животных мощное тело, которое покрыто жёсткой и густой щетиной, а так же есть клыки. Как и домашние свиньи, кабан любит «грязевые ванны». Ему доставляет удовольствие купаться в ямах, наполненных водой и грязью. Таким образом, он спасается от жары и множества насекомых, которые селятся в его густой щетине.

Слайд 11

Барсук Барсук – это хищный зверь с острой мордочкой и густой, длинной грубой шерстью. Зверь всё время что-то роет-роет. Ночью спешит барсук на охоту, ходит-бродит вокруг своей норы, уплетает за обе щёки всё, что ему покажется вкусненьким — насекомых, лягушек, мышей, плоды и коренья растений. Накапливает свой ценный жирок.

Слайд 12

Выхухоль Выхухоль – небольшой зверёк. Ушки у зверька маленькие, мех плотный, красивый, тёплый. Шкурка зверька смазана жиром, и почти не намокает. Это очень актуально для животного, который «любит» воду. Выхухоль чувствует себя в воде, почти как рыба. Выхухоль любит полакомиться водяными жуками, улитками, раками, рыбами, головастиками, а также употребляет в пищу камыш, тростник, кувшинки.

Слайд 13

На территории заповедника нашли себе прибежище и другие животные – волк, лисица, речная выдра, косуля, белка и многие другие.

Слайд 14

- Нам пора возвращаться в детский сад, попрощаемся с заповедником. Многие из представителей животного и растительного мира Воронежского заповедника занесены в Красные книги Воронежской и Липецкой областей и в Красную книгу России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. «День заповедников и национальных парков». 2016год. Подготовительная группа.

Программное содержание: Расширять представление детей о разнообразии природного мира, в том числе о редких растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Формировать представления о заповедных мест...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Что такое заповедник"

Знакомсво с Окским государственным биосферным заповедником детей старшего дошкольного возраста...