Проект «Огород на подоконнике»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект «Огород на подоконнике»
Дети старшей группы «Зайчонок»
Направление: «Познавательно-речевое».
Образовательная область: познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
Области интеграции: художественнее творчество и труд, коммуникация, безопасность и здоровье, социализация и чтение художественной литературы.
Вид проекта: исследовательски – творческий.
Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для исследовательски - творческой деятельности детей. По мнению академика Н. Н. Подъякова, в экспериментировании «…ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения». В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение и самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении природы. И кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен осознавать последствия своих действий, иметь свои представления о законах природы. Поэтому важно с раннего возраста научить ребенка трудиться в природе, беречь ее, а взрослые должны поддержать и развивать интерес к открытиям и создать необходимые условия.
Цель: развитие интереса к исследовательски - творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике. Повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с воспитателями, с детьми, с учителем - логопедом, с родителями.
Проектная идея: Создать в группе огород на подоконнике.
Участники проекта:
-Дети старшей группы «Зайчонок»
-воспитатели;
-родители;
Возраст дошкольников участников проекта: 5-6 лет.
Продолжительность проекта: февраль – апрель.
Основные формы реализации проекта: игровые занятия, работа с родителями, работа с художественной и познавательной литературой, работа с пословицами, художественное творчество, работа с дневником наблюдений, решение проблемных ситуаций, игровые упражнения и дидактические игры.
Задачи: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, что растение – живое; об условиях, необходимых для его жизнедеятельности; об изменениях во внешнем виде растения, происходящих в процессе его роста и созревания (появляются и растут корни, листья, плоды и т.п.)
Формировать интерес к исследовательски - творческой деятельности.
Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности при работе на огороде.
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Стимулировать познавательную активность.
Развивать аналитическое мышление, умение находить причинно-следственные связи.
Корригировать и развивать устную речь, как монологическую, так и диалогическую в процессе деятельности по уходу за огородом, в процессе самостоятельных рассуждений и в групповых обсуждениях.
Развивать эстетический вкус и творческие способности детей.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Закреплять трудовые умения и навыки в уходе за растениями.
Гипотеза: Развитие исследовательски-творческого интереса, приобретение речевого опыта в партнерских взаимоотношениях в процессе расширения и уточнения представлений детей об огороде будет успешным, если: в группе будут созданы условия для работы и наблюдения за огородом; а в исследовательски-творческую деятельность будут вовлечены родители и специалисты
Предмет исследования: Огород на подоконнике.
Объект исследования: Растения: овес, лук, помидоры, перец, бархатцы, тыква, веточки березы и липы.
Этапы реализации проекта:
организационный - первая неделя февраля,
основной – февраль - апрель,
итоговый - последняя неделя апреля.
План реализации проекта:
Организационный этап.
-Подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки. Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке». Подбор картин и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними. Отв. Воспитатели группы.
-Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике». Отв. Воспитатель.
-Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе». Отв. Воспитатель.
-Домашнее задание для родителей:
изучить с детьми растения, которые выращивает семья у себя на огородах.
произвести вместе с детьми дома посадку лука в разных условиях (выращивание в темноте и на свету).
составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.
Отв. Родители и дети.
Выбор растений, для выращивания в группе на подоконнике. Отв. Воспитатели и дети.
Приобретение посадочного материала: лук, семена перца, томатов, тыквы, овса, бархатцев. Приготовление емкостей для посадки (бросовый материал - тара из - под «Активия», контейнеры, стаканы), земли. Приобретение самоклеящейся пленки. Отв. Воспитатель и родители.
Разбивка грядок на подоконнике (изготовление «грядок» из бросового материала, обклеивание их). Отв. Дети и воспитатели.
Изготовление табличек - указателей с названиями посаженных культур и указателей - условий для выращивания их. Отв. Дети и воспитатель.
Подбор декораций для создания мини деревни с огородом. Отв. Дети и воспитатель.
Срезка веток березы. Отв. Дети и родители.
Создание макета мини деревни с огородом, полем и, окружающим ее, растительным и животным миром. Отв. Дети и воспитатель.
Исследовательский этап:
Рассматривание лука и семян перца, томатов, тыквы, бархатцев, овса. Отв. Дети и воспитатели группы.
Опытно-экспериментальная деятельность: посадка лука в землю, в стаканчик с водой. Отв. Дети и воспитатель.
Посадка семян перца, томатов овса, бархатцев. Отв. Дети и воспитатель.
Помещение веток березы в вазу с водой. Отв. Дети и воспитатель.
Цикл наблюдений за посадками (сравнение, анализ). Отв. Дети и воспитатель.
Ведение журнала наблюдений за ростом посадок. Отв. Дети и воспитатели.
Регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы). Отв. Дети и воспитатель.
Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка овощей», «Полезная пища», «Загадки с грядки», Отв. Воспитатель.
Проведение дидактических игр «Где растет в саду, огороде? », «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? », «Разложи семена», «Вершки и корешки», «Найди по описанию».
Разучивание с детьми поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах. Отв. Воспитатель.
Рассматривание натуральных образцов овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Отв. Воспитатель группы.
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде, в теплице и оранжереях. Отв. Воспитатель.
Подвижные игры: «Баба сеяла горох», игра – хоровод «Кабачок», театрализованная сказка «Репка» Отв. Воспитатель.
Заключительный этап.
Подведение итогов реализации проекта : анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Отв. Дети, воспитатели.
Оформление выставки рисунков детей «Загадки с грядки», коллективная работа по лепке «Лучок на грядке», «Наш урожай». Отв. Дети, воспитатель.
Ожидаемые результаты.
А/. Воспитанники.
1. Дети научатся сажать и ухаживать за растениями, растущими на огороде, познакомятся с условиями их содержания.
2. Появятся знания и представления о росте растений в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
3. Улучшится состояние высших психических функций: речь, мышление, воображение, память, внимание, восприятие.
4. Обогатится словарный запас по теме проекта, появится опыт коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях, появится навык свободного общения с людьми.
5. Повысится речевой уровень и смогут вступать в публичный диалог.
Способы оценки:
Наблюдения.
Б/. Педагоги.
1.Осуществление инновационной педагогической технологии;
2. Повышение профессионального уровня.
В/. Родители.
1.Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.
2. Эффективное взаимодействие и сотрудничество с педагогами и администрацией Центра.
Продукт проектной деятельности.
Макет огорода на подоконнике в группе «Вот моя деревня, вот мой огород»; альбом наблюдений; фото - отчет огород в группе; выставки рисунков: «Загадки с грядки»; «Наш урожай», коллективная лепка «Лучок на грядке»; подбор загадок об овощах; игра «Подбери инструменты», «Чьи семена?», «Что изменилось?», «Что сначала, что потом».
Описание проекта.
Работа по усвоению первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений осуществляется в повседневной жизни путем участия в коллективных мероприятиях. На основе взаимодействия со сверстниками и взрослыми развиваются собственные позиции, оценки. Это дает детям возможность занять определенное положение в обществе и является одним из видов из составных успешности социализации.
Одним из перспективных методов, способствующим решению успешной социализации детей является метод проектной деятельности, в нашем случае проект на тему «Огород на подоконнике». Наш проект, основываясь на лично – ориентированной подход к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки хозяйственно-бытового труда в природе, формирует навыки сотрудничества и повышает уровень речевой активности через взаимодействия с воспитателями, родителями, детьми, учителем – логопедом.
В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям), а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Участвовать в проекте приглашались и родители. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе: приобретали необходимый материал, вместе с детьми ставили эксперименты дома (выращивали лук на свету и в темноте, в воде и в земле), рисовали с детьми.
Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике. Возникающие спорные вопросы по ходу изучения материала дети задавали своим родителям, воспитателям, а затем высказывали свои мнения в группе.
Дети активно делились информацией и новыми знаниями между собой.
В качестве объекта исследований были выбраны растения: овес, лук, помидоры, перец, бархатцы, тыква, веточки березы и липы.
Предметом исследования - «Огород на подоконнике».
В проекте были соблюдены правила этапности создания проекта.
Первоначально подобрали материал, информацию в книгах, журналах, интернете, а также оповестили родителей о начале реализации нашего проекта.
Освежили в памяти полученные знания об овощных культурах и навыках ухода за ними. Вспомнили и условия выращивания овощных культур. И несомненно, с детьми продолжили знакомиться с трудом взрослых, которые работают на земле, выращивая продукты питания. Затем творчески подошли к выбору сюжета нашего огорода. Решили, что на окне у нас будет мини деревня, где живут люди-труженики земли русской, а вокруг создали окружающий их мир: это огород с грядками (посадки помидор, тыквы, перца, бархатцев, поле с посадками овса, деревья березы, липы, домашний скот и домашние животные. А живут там крестьяне. Мы с ребятишками помогали им в выращивании культур: наблюдали, ухаживали, трудись, общались.
Основной этап проекта охватил все виды деятельности: художественнее творчество и труд, коммуникация, безопасность и здоровье, социализация и чтение художественной литературы.
В основе проекта «Огород на подоконнике» лежит исследовательский поиск в различных направлениях (способность к началам анализа, синтеза, самооценки, наблюдениям), а также стремление к совместной творческо-исследовательской деятельности детей, педагогов, родителей. Родители оказались активными участниками проекта и единомышленниками своих детей.. Многие из них по собственной инициативе подключились к работе: приобретали необходимый материал, вместе с детьми ставили эксперименты дома выращивали лук , охотно делились знания и опытом по работе на огороде, сочиняли рассказы
Работа в рамках проекта способствовала формированию коммуникативных навыков, умению сотрудничать детей и взрослых при достижении единых задач в уходе за огородом на подоконнике. Возникающие спорные вопросы по ходу изучения материала дети задавали своим родителям, воспитателям, учителю – логопеду, а затем высказывали свои мнения в группе.
Дети узнали много нового о растениях, растущих на подоконнике, и осознали, что их объекты исследования - живые, что они не могут жить сам по себе, они обитают в определенной среде и их жизнь зависит от многих факторов. У детей сформировалось представление о взаимодействии с окружающей средой, создали замечательные рисунки, поделки, пополнили активный словарь, совершенствовали навыки диалогической речи в совместной деятельности участников проекта.
Для успешной реализации проекта потребовалось оснащение экологической зоны группы. Были проведены дидактические игры ( «Сбор урожая», « Повар и овощи», «В огороде у козы Лизы», лото «Живая природа», «Фрукты, овощи, цветы» ), а также материал и оборудование для опытов и занятий по данной теме. В организации мероприятий по реализации данного проекта принимали участие специалисты: воспитатели группы «Зайчонок». Мы даем возможность детям выразить полученные впечатления в различных видах творческой деятельности.
Заключительным мероприятием проекта на тему «Наш огород на подоконнике» явилась выставка работ детей по лепке и рисованию.
Заключение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Огород на подоконнике" для старшего дошкольного возраста | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие интереса к исследовательски - творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике. Повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с воспитателями, с детьми, с учителем - логопедом, с родителями.
Задачи: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, что растение – живое; об условиях, необходимых для его жизнедеятельности; об изменениях во внешнем виде растения, происходящих в процессе его роста и созревания (появляются и растут корни, листья, плоды и т.п.) Формировать интерес к исследовательски - творческой деятельности. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности при работе на огороде. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями. Стимулировать познавательную активность. Развивать аналитическое мышление, умение находить причинно-следственные связи. Корригировать и развивать устную речь, как монологическую, так и диалогическую в процессе деятельности по уходу за огородом, в процессе самостоятельных рассуждений и в групповых обсуждениях. Развивать эстетический вкус и творческие способности детей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Закреплять трудовые умения и навыки в уходе за растениями.
Возраст дошкольников участников проекта: 5-6 лет. Продолжительность проекта: февраль – апрель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как детей та...
Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."
Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...
Экологический проект «Огород на подоконнике» Тема: «Мы сажали огород» (Возраст детей 2-3 года)
Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательск...
Конспект познавательно-исследовательского досуга в рамках проекта «Огород на подоконнике» для детей средней группы с использованием песочной терапии Тема: « Мы ходили в огород»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитиеИспользуемые технологии: игровая, сказкотерапия...
Проект огород на подоконнике " Во саду ли в огороде".
Проект огород на подоконнике "Во саду ли в огороде"...
Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»
Проект «Огород на подоконнике» на тему: «Мы сажали огород»...