Экологический мониторинг
проект по окружающему миру

Касьянова Лариса Анатольевна

Номинация «Мы – защитники природы»

Практический проект

«Роль первоцветов в Экосистеме»Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее бережно относиться к ней. Сейчас наступила весна! Растения пробуждаются от долгого зимнего сна, на деревьях набухают почки, прорастают первые травинки и появляются первые цветы. Территория нашего детского сада не исключение, здесь совместно с детьми, гуляя на нашей площадке, мы увидели небольшие белые цветы и маленькие синие цветы, и сразу возник вопрос: «Почему цветы появились раньше травы? Как называются эти цветы?». Оказалось, что дошкольники даже старшего возраста не в полной мере обладают знаниями о первоцветах. Поэтому и было принято решение о проведении проекта: «Роль первоцветов в экосистеме», при реализации которого дети в достаточной мере познакомятся с первыми цветами весны и их многообразием, мы будем продолжать прививать любовь и бережное отношение к природе родного края. Ведь цветы- это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_1.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

        

Акция «Экологический мониторинг»

Авторский коллектив: дети группы №4 МДОБУ детский сад №38        

Руководитель проекта: Касьянова Лариса Анатольевна

Воспитатель МДОБУ детский сад №38 Краснодарский край   г.Кореновск

Место проведения: Участок детского сада №38

Время проведения: с 20 марта по 20 апреля 2021 года

        Номинация «Мы – защитники природы»

Практический проект

«Роль первоцветов в Экосистеме»

Старшая группа «Смородинка»

Автор проекта воспитатель:

Касьянова Лариса Анатольевна

г. Кореновск 2021 учебный год


Оглавление

Введение…………………………………………………………...…...3

Глава 1 Значение первоцветов в природе……………………...….... 4

Глава 2. Практическое исследование.………………………………. 6

Заключен………………………………………….……….................... 9

Литература ……………………………….……………..….…………. 9

Приложения



Введение

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее бережно относиться к ней. Сейчас наступила весна! Растения пробуждаются от долгого зимнего сна, на деревьях набухают почки, прорастают первые травинки и появляются первые цветы. Территория нашего детского сада не исключение, здесь совместно с детьми, гуляя на нашей площадке, мы увидели небольшие белые цветы и маленькие синие цветы, и сразу возник вопрос: «Почему цветы появились раньше травы? Как называются эти цветы?». Оказалось, что дошкольники даже старшего возраста не в полной мере обладают знаниями о первоцветах. Поэтому и было принято решение о проведении проекта: «Роль первоцветов в экосистеме», при реализации которого дети в достаточной мере познакомятся с первыми цветами весны и их многообразием, мы будем продолжать прививать любовь и бережное отношение к природе родного края. Ведь цветы- это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.

Не многие знают, что подснежники, пролески, ландыши и многие другие первоцветы стали сегодня редкими, то есть находятся под угрозой исчезновения и подлежат особой охране в мировом масштабе. Из- за катастрофического снижения запасов первоцветов все они стали «краснокнижными », т.е. занесены в "Красную книгу".

"Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Причина уменьшения численности раннецветущих растений в том, что из-за своей удивительной красоты, они в больших количествах срываются для букетов. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней? Ведь, сорвав цветок, который необходим растению для накопления запаса питательных веществ, мы обрекаем его на гибель. Ошибочно думать, что если растение срывается без корня, то оно останется жить.

Срывая первоцветы дети не понимают, какай урон они наносят природе. Наша задача донести до каждого ребенка значение первоцветов. Расширять и систематизировать элементарные экологические представления дошкольников; познакомить детей с Красной книгой; редкими и исчезающими растениями.

Объект исследования – участок детского сада и его территория.

Предмет: первоцветы

Актуальность: проведя диагностическую беседу,  удалось установить, что из 20 опрошенных детей никто не смог узнать и правильно назвать все цветы, 8 детей смогли узнать и уверенно назвать только два первоцвета, 2 ребенка – показали и назвали три цветка, 6 детей – один первоцвет. Никто из детей не смог объяснить, почему первоцветы нуждаются в защите и охране. Из этого следует, что дети имеют недостаточный уровень знаний по данной теме.

Цель проекта:

- расширение и обогащение знаний о первоцветах

- обучение дошкольников умению «видеть» природу, понимать ее значение и необходимость охраны.

- формирование новых ценностей, навыков ресурсосбережения и экологически грамотного поведения

- бережного и эмоционального отношения к природе, желание сохранить природу своего города и ближайшего окружения.

Задачи проекта:

1. Закрепить и расширить знания детей о первоцветах в целом и раннецветущими растениями в городе, в его окрестностях, их особенностями, разнообразием, средой обитания, характером взаимодействия с насекомыми и животными.

2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта (создание дидактических игр, картотеки стихов, загадок, создание «Красной книги первоцветов»).

3. Привлечение к проекту семьи (выставка «Сбережем первоцветы – вестников весны!»)

4. Организация природоохранной акции «Берегите первоцветы!»

Этапы проекта

Подготовительный:

- определение уровня знаний детей о первоцветах

- определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов

- подбор необходимой литературы

Основной этап:

1. Взаимодействие с детьми

1неделя

Задача: закрепить и расширить знания детей о первоцветах в целом и раннецветущими растениями в городе, в его окрестностях, их особенностями, разнообразием, средой обитания, характером взаимодействия с насекомыми и животными.

Беседа «Первоцветы – вестники весны»

Чтение художественной литературы: «Двенадцать месяцев». Дидактические игры: «Узнай цветок по описанию", «Собери цветок»

Чтение художественной литературы: М. Малышев «Подснежник»

Отгадывание загадок

Рисование «Первоцветы»

Цель: работа с раскрасками, закрепление знаний о внешнем виде цветов, создание страниц для Красной книги.

Аппликация «Подснежник».

Дидактические игры «Отгадай загадку и найди цветок», «Четвертый лишний»

Беседа «Первоцветы вокруг нас» (с просмотром мультимедийной презентации.

Чтение художественной литературы: «Рассказ про медуницу» Ирис Ревю

2неделя

Задача: Пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта. Внесение в уголок книг подборку литературы о первоцветах, заучивание стихотворения с детьми «Если я сорву цветок» Тим Собакин

 Беседа «Почему нельзя срывать первоцветы»

 Изготовление Красной книги первоцветов

Оформление картотеки загадок, стихов

ООД « Что мы знаем о первоцветах»

3 неделя

Задача: воспитывать желание беречь первоцветы

Беседа «Первоцветы Красной книги»

Заучивание стихотворений, считалок, скороговорок

Рисование «Первоцвет»

Дидактическая игра «Назови правильно цветок»

Создание буклета «Сбережем первоцветы – вестники весны»

4 неделя

Наблюдение на прогулке

1.- «Как изменилась жизнь растений с приходом весны?».

- «Первоцветы» на участке детского сада.

2. Просмотр мультфильмов, и научных детских передач по тематике («Первоцветы – Шишкина школа», развивающие мультфильмы Тётушки Совы, мультфильм «12 месяцев»).

3.- Пальчиковая гимнастика «Цветок»

4.Слушание музыки Вивальди1 концерт «Весна», Чайковский «Времена года», «Весна».

Взаимодействие с родителями

1 неделя

Привлечь родителей к рассмотрению первоцветов в домашних условиях.

Вместе с детьми нарисовать первоцветы.

2 неделя

Консультация о проведении природоохранной акции «Первоцветы краснодарского края», семейное творчество – выставка поделок и экологических плакатов «Сбережем первоцветы».

3. Папка передвижка «Первоцветы»

Заключительный этап:

  1. Взаимодействие с детьми –

Вечер загадок и ребусов «Первоцветы – вестники весны»

Цель: закрепление знаний о первоцветах и осознанности проблемы их исчезновения

2.Совместно с родителями посадить первоцветы на территории детского сада.

Ожидаемый результат:

У детей сформируется система знаний о первоцветах. Будут созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о первоцветах Краснодарского края. У детей появится желание оберегать цветы.

Итоги проекта:

К детям пришло осознание того, что природа окружает их не только на даче, на море, но в родном городе. Причем, природа не только существует, но и нуждается в помощи и защите людей.

В группе создана «Красная книга первоцветов»

В группе проведена выставка экологических плакатов и поделок «Сбережем первоцветы!»

В детском саду проведена акция «Берегите первоцветы!»

В процессе проекта дошкольники узнали о видовом разнообразии дикорастущих и культурных первоцветов, биологических особенностях раннецветущих растений, их значении в природе и жизни человека.

Благодаря использованию наглядных и мультимедийных материалов, подбору художественной и познавательной литературы, создания тематического стенда для дошкольников была создана развивающая среда, в которой происходило активное развитие их познавательных и творческих способностей.

В процессе образовательной деятельности дошкольники получили новую информацию, обогатился словарный запас. Дети научились устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

На экскурсиях и тематических прогулках у детей развилась наблюдательность, появилось стремление бережно относиться к первоцветам и вырастить цветы самостоятельно. Дошкольники стали эмоционально и осознанно относиться не только к первоцветам, но и к миру природы в целом.

Так же одним из важных результатов нашего проекта стало приобщение родителей к совместной деятельности. Родители с удовольствием водили своих детей на тематические прогулки, знакомили их с первоцветами, воспитывали гуманное отношение к природе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический мониторинг "Хранители Природы" проект "Листопад"

Чтобы показать детям, как богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы, научить любить и беречь природу, для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мы ст...

Сущность и виды экологического мониторинга

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием прир...

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП КРАЕВОЙ АКЦИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ» НОМИНАЦИЯ: Проект «Я – эколог» Тема работы: «Выращивание фасоли и гороха»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП КРАЕВОЙ АКЦИИ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ».  НОМИНАЦИЯ: Проект «Я – эколог»,Тема работы: «Выращивание фасоли и гороха». В работе предста...

Муниципальный этап краевой акции «Экологический мониторинг» Номинация «Мы – защитники природы» «Нет мусору на берегах речки Ахтырь!»

Отчет о проведенной работе педагогов и юных эколят по сохранению чистых берегов реки Ахтырь....

Краевая акция "Экологический мониторинг" Творческий отчет. Проект "Мы - защитники природы"

Природоохранная деятельность экологической обстановки родного края. Решения экологической проблемы коллективным участием....

Экологический мониторинг

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученных в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ...