Знакомство с насекомыми
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
- Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках.
- Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания.
- Развивать зрительное восприятие.
- Повышать остроту зрения. Стимулировать зрительную функцию глаз.
- Развивать воображение, умение формулировать свои ответы.
- Формировать доброе отношение к насекомым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ios_no_4.znakomstvo_s_nasekomymi.docx | 24.33 КБ |
ios_no_4._eti_udivitelnye_naskomye-pchyoly.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Знакомство с насекомыми»
Цель. Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках.
Задачи.
- Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания.
- Развивать зрительное восприятие.
- Повышать остроту зрения. Стимулировать зрительную функцию глаз.
- Развивать воображение, умение формулировать свои ответы.
- Формировать доброе отношение к насекомым.
Обогащать словарь.
Ход игрового занятия
Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в путешествие, мы идём в гости к маленьким жителям полянки - насекомым.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто так ловко шагал,
Не споткнулся, не упал?
Подходят к полянке - столу, накрытому зелёной скатертью. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит только письмо, из которого дети узнают, что злая Стужа заколдовала насекомых. В письме также сказано, как спасти насекомых: прогнать Стужу и отгадать загадки.
Воспитатель. Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится Стужа? (Солнца, тепла, весны.) Встанем в круг и прогоним злую Стужу «Веснянкой».
Стихи | действия |
Солнышко, солнышко, золотое донышко! Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | Идут по кругу |
Побежал в саду ручей, | Бегут по кругу. |
Прилетели сто грачей, | Машут руками |
А сугробы тают, тают, | Приседают. |
А цветочки подрастают. | Поднимают руки вверх. |
Стужу мы прогнали.
А сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки. (Выставляет на полянку животное, которое надо угадать.)
1.Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
(Жук-олень.)
2. Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней
А на ней кружочки-
Черненькие точки.
(Божья коровка.)
3.Летом много их бывает,
А зимой все вымирают
Прыгают, жужжат над ухом,
Как они зовутся?
(Муха.)
4.На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик.)
5. Он работник настоящий
Очень, очень работящи.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей)
6. Полосаты, как матросы, злые, маленькие
(Осы).
7. Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора
(Пчела)
8. Изумрудный вертолёт
У реки летает
Приоткрыв зелёный рот,
Комаров хватает.
(Стрекоза)
9. На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочка)
Воспитатель. Вот сколько маленьких жителей полянки мы расколдовали! Как можно назвать их одним словом? (Насекомые.)
Давайте ребята мы с вами превратимся в кузнечиков и поиграем.
Разминка «Кузнечики».
Поднимайте плечики!
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Опять прыгай высоко,
Прыгай ловко и легко!
Воспитатель. Нравятся вам чудеса? Отдохните, А я вам расскажу, как появляется на свет бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки.) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка.
Гимнастика для глаз.
Воспитатель (держит в руках игрушечную бабочку). Следите глазами за бабочкой.
Бабочка летает повсюду:
Налево летит, направо летит.
Бабочка порхает по кругу,
Вверх, вниз, и назад спешит.
Упражнение повторяется 2 раза.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Дети садятся за стол, на котором лежат конверты с карточками для игры (каждому ребенку свой конверт). Дети достают карточки, смотрят на них и исключают лишнее. Поясняют свой выбор.
Воспитатель. Молодцы, ребята, и это задание вы выполнили, пройдем дальше.
Затем воспитатель предлагает назвать, используя схему, этапы развития бабочки.
Воспитатель. Что сначала откладывает бабочка? (Яйца.) Кто появляется из яйца? (Гусеница.) В кого она превращается? (В куколку.) Кто выходит из куколки? (Бабочка.)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (Они живые.) Как можно доказать, что они живые? (Дышат, двигаются, питаются, размножаются, растут.) Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться; интересно смотреть, как они летают, бегают, прыгают, играют; слушать, как они жужжат.
Воспитатель. Есть ли у насекомых враги? (Есть.) Кто? (Птицы, люди.) Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание детей на окраску насекомых.) Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живёт в траве, майский жук - на ветках деревьев.) Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться.) Посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно и в траве, и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (Предположения детей.) Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как большая корова, даёт молочко, её и назвали «божья коровка».
Давайте послушаем стихотворение о божьей коровке.
Платье в горошек у божьей коровки,
Божьей коровке плохо в коробке.
Божью коровку пальцем не трогай.
Пусть уползает зелёной дорогой,
Пусть улетает синей дорогой.
Пожалуйста, божью коровку не трогай!
Игра с мячом «Один - много»
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает им мяч поочередно и называет насекомое в единственном числе, а ребенок во множественном.
Например: одна бабочка - много бабочек и т. д. и
Дети садятся.
Итог.
Воспитатель. Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось?
Сегодня вы узнали о некоторых насекомых. Чем они отличаются от животных? (ответы детей).
Воспитатель. А мне сегодня понравилось, что вы были активные, и внимательно меня слушали.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сок цветов душистый пьёт Дарит нам и воск, и мёд, Людям всем она мила, А зовут её ( пчела .) Пчёлки – яркие медоносные насекомые .
Как выглядит пчела? Тельце пчелы имеет очень красивый полосатый желто-черный окрас. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног.
Где живут пчелы? В природе встречаются дикие пчелы. Дикие пчелы живут в дуплах деревьев, в расщелинах скал, под крышей домов.
Пчелы, за которыми ухаживает человек, живут в ульях. Пчелы не могут жить в одиночку, только семьями . Человека, который разводит пчел, называют пчеловодом или пасечником, место, где он разводит пчел – пасекой.
Как получается мед? Пчелы собирают нектар с медоносных растений. Это могут быть и деревья, и кустарники и цветы. Например, липы, гречиха, полевые цветы. Специальными хоботками пчелы собирают нектар, Нектар пчелы относят в улей и укладывают в соты. Из нектара специальным способом и получается мед после долгого процесса.
Чем питаются пчелки? Пчелы питаются пыльцой растений и нектаром. Из них насекомые получают энергию и питательные вещества. Пчелы, которые живут рядом с человеком, на пасеках, питаются еще и специально приготовленными для них сахарными сиропами.
Зачем пчелы опыляют цветы? пчела садится на цветок и к её маленьким лапкам прилипает пыльца с цветка. А пчела уже перелетела на другой цветок и так весь день. Благодаря пчёлам пыльца одного растения попадает на другое, если этого не произойдёт, у цветов не будет семян. Говорят, что пчёлы опыляют цветы. Не было бы пчёл, не было бы плодов у шиповника, яблони, вишни у многих других растений.
Мед , который дает пчелы, это не только сладость к чаю, но и очень полезный продукт, который применяется в лечении очень многих заболеваний.
Это интересно! -Зимой пчелы трудятся, но из ульев не вылетают. Питаются запасенным за лето медом. Весь мед забирать нельзя, потому что семья погибнет. -Лучше всего они видят желтые, синие, фиолетовые цвета. Пчелы не любят резкие запахи, им не нравится запах лука, чеснока, спирта, бензина… -Пчелки хорошие «синоптики». Например, перед дождем они дружно возвращаются в улей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....
Знакомство с насекомыми "Жизнь и развитие муравьёв в природе"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с муравьями....
Знакомство с насекомыми
Методическая разработка по закреплению знаний о насекомых....
Конспект НОД по познавательному развития во 2 младшей группе "Знакомство с насекомыми"
Конспект НОД по познавательному развитию во II младшей группе «Знакомство с насекомыми»...
Организованная образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЦКМ) "Знакомство с насекомыми"
Конспект организованной образовательной деятельности во 2 - й младшей группе по познавательному развитию (ФЦКМ) "Знакомство с насекомыми"...
Конспект НОД "Знакомство с насекомыми"
Целью данного занятия Является обобщение знания детей о насекомых, демонстрация схемы развития бабочки...
Конспект НОД "Знакомство с насекомыми"
Целью данного занятия Является обобщение знания детей о насекомых, демонстрация схемы развития бабочки...