Моя любимая семья (Мынам яратоно семьяе)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

познакомить со словами бабушка и дедушка со стороны мамы на удмуртском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_moya_lyubimaya_semya.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида

«Узей-Туклинский детский сад»

Конспект

организованной образовательной деятельности по ознакомлению

с удмуртским языком для детей 5-6 лет на тему

«Мынам яратоно семьяе»

(Моя любимая семья)

Составила:

                                                  воспитатель первой

                                                                    квалификационной категории

                                      Колесникова

                                                       Галина Александровна

                                                                                                             

д.Узей-Тукля, 2020 год.

Тема: Мынам яратоно семьяе.

Образовательная область: Познавательной развитие, речевой развитие, художественно-эстетической развитие.

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Форма проведения: игра

Азьмугез: пиналъёслы семья сярысь тодон-валан сётон.

Пуктэм ужпумъёс:

Дышетон: ӵужанай, ӵужатай выль кылъёсын тодматскыны луонлык кылдытоно;

анай, атай песянай, песятай, апай, сузэр, агай, вын кылъёсты вераны быгатэмзэс юнматоно;

прямоугольниклэсь сэрегъёссэ котырес карыны луонлыксэс юнматоно.

Азинтон: чиньы кужымзэс юнматоно;

шудонъёс пыр капчи мылкыд пыӵатонэз азинтоно.

Визьнодан: анай-атаез но матысь чыжы-выжыосты гажан но яратон мылкыд пыӵатоно.

Азьвыл нуэм уж: «Мынам анае (атае)» темая вераськон отрчытэмын, «Мынам яратоно семьяе но коркае» темая патриотичекой уголокын котькуд нылпилэсь семьяеныз туспуктэмъёссэ вошъямын, «Мынам семьяе» суредъёс

лэсьтэмын, «Кышетэн шудон» удмурт калык шудонэн тодматэмын, «Губи» темая вераськон ортчытэмын.

Уже кутэм арбериос: кышет, туспуктэмъёс, клей, салфеткаос, прямоугольникъёс губиослы, вож буёлэн картон ½, качыос, ноутбук, проектор.

Методической приёмъёс: адӟон материал, вераськон, юанъёс, кутэмын шудон технологийёс.

Словарной уж: ӵужанай-бабушка, ӵужатай-дедушка, песянай-бабушка, песятай-дедушка, анай-мама, атай-папа, агай-старший-брат, вын-младший брат, апай-старшая сестра, сузэр-младшая сестра, ныл-девочка, пи-мальчик, губи- грибы, нюлэс-лес.

Ужпӧрлэн мынэмез

(Нылпиос котыртэме султо)

Визьнодась: Ӟечбуресь, пиналъёс! Асьмеос туннэ вераськонмес азьланьтом семья сярысь. Ойдолэ, тодамы ваём кызьы удмурт сямен мамамес, папамес, братмес, сестрамес, бабушмес но дедушмес шуиськом.

Пиналъёс: мама-анай, папа-атай, атай-папа, агай-старший-брат, вын-младший брат, апай-старшая сестра, сузэр-младшая сестра, песянай-бабушка, песятай-дедушка.

Визьнодась: Нош табере учке-ай, кинэ меда экран вылысь адӟиськоды?

Пиналъёс: Артемлэн семьяез.

Визьнодась: Шонер. Та Артеммылэн семьяез. Артем, милемлы семьяед сярысь вера.

Артем: Таиз атае, таиз анае, выны но мон.

Визьнодась: Артем, туж усто.

Озьыен, тиляд но семьяды вань. Пиналъёс, вералэ вал, кин со песянай но песятай.

Пиналъёс: Бабушка и дедушка.

Визьнодась: Шонер. Песянай но песятай со атайлэн анаез но атаез. Вань на ӵужанай но ӵужатай – со анайлэн анаез но атаез. Тани Артеммылэн но вань песянаез но песятаез, ӵужанаез но ӵужатаез. Артем, милемлы возьматы.

Ваньмы ӵош вералом ӵужанай, ӵужатай. Али ваньдэсты ӧтисько кышетэн шудыны. Ойдолэ, киосмес ваче кутыса, котыртэм кылдытом.

(Лыдъяськыса котыртэм пушкын ветлисез быръё. «Кышетэн» шудонэз кутско. Лыдъяськыса быръем пинал, котыртэм пушкыти бергаса ветлэ. Пиналъёс котыртэм кузя вамышъяло но таӵе кылъёс верало.)

Мон котыр ветлисько,

Нылпиосты утчасько.

Одиг, кык, куинь, ньыль, вить, куать,…

Одигез ӧвӧл на кадь.

(Котыртэм сьӧрын визьнодась ветлэ, кинэ ке кышетэн шобыртэ. Котыртэм пушкын ветлись пинал тодманы кулэ, кинэ ватизы кышет улэ. Тодмам бераз, со вера, ныл яке пи.)

Визьнодась: Туж усто. Вералэ, куазьлэн кыче вакытэз?

Пиналъёс: Сизьыл.

Визьнодась: Яратиськоды-а ти, нюлэскын губи бичаны?

Пиналъёс: Яратиськом.

Визьнодась:Тани асьмелэн но нылписадамы семьямы вань. Ойдолэ, быдэс семьяенымы нюлэскы губияны ветлом.

Котыртэмети мыниськом но интыосамы пуксиськом.

Визьнодась: Ма меда экран вылысь адӟиськоды?

Пиналъёс: Губиос.

Визьнодась: Кыӵеесь та губиос?

Пиналъёс: Тӧдьыгуби но куткулонгуби.

Визьнодась: Кыӵе изьыез тӧдьыгубилэн?

Пиналъёс: Курень, овальной.

Визьнодась: Кыӵе изьыез куткулонгубилэн?

Пиналъёс: Горд, треугольной формаез.

Визьнодась: Кудзэ та губиос пӧлысь ти бичасалды?

Пиналъёс: Тӧдьыгубиез бичасалмы. Куткулонгубиез бичаны уг яра. 

Визьнодась: Шонер.

Чиньыосын шудон

Таиз чиньые – песятай,

Таиз чиньые – песянай,

Таиз чиньые – атай,

Таиз чиньые – анай,

Таиз чиньые – мон,

Ми шулдыр семья.

Визьнодась: Мон губи бичай ини нюлэскы ветлыса. Ӝӧк вылын котькуддылэн вань геометрической фигураос. Ойдолэ, соосты тодамы ваёмы.

Пиналъёс: Прямоугольникъёс. Бадӟымесь но пичиесь.

Визьнодась: Кыӵеесь губиосмы луозы?

Пиналъёс: Губиосмы бадӟымесь но пичиесь луозы. Визьнодась: Сэрегъёссэ вандыса пӧрмытом губи. Ужаськом салфеткаос вылын. Гибиостэс вож кагаз вылэ лякылоно. Кин ужзэ быдэстоз, ужзэ доска вылэ магнитэн ошоно.

(Пиналъёс ужало. Визьнодась юрттэ. Ужъёссэс доска вылэ ошыло.)

Визьнодась: Ӟечесь. Туж усто нюлэскы ветлимы. Кыӵе губи бичамы?

Пиналъёс: Тӧдьыгуби бичам.

Визьнодась: Табере асьмелы нюлэскысь нылписадамы бертоно. Ойдолэ, султом. Учке-ай, кӧня губи бичамы. Бичам губидэс кинлы возьматысалды?

Пиналъёс: Анайлы, атайлы, песянайлы, пеесятайлы, ӵужанайлы, ӵужатайлы, апайлы, сузэрлы, агайлы, вынлы.

Визьнодась: Кызьы анайлэсь анайзэ но атайзэ шуиськом?

Пиналъёс: Ӵужанай но ӵужатай.

Визьнодась: Ӟечесь.

Тема: «Моя любимая семья»

Образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Форма проведения: игра

Цель: расширить знания детей о семье.

Задачи:

Образовательные: познакомить со словами бабушка и дедушка со стороны мамы на удмуртском языке;

закреплять умения называть на удмуртском языке мама, папа, бабушка, дедушка, старшая и младшая сестра, старший и младший брат,

закреплять умения закруглять углы у прямоугольника.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук;

продолжить через игры поднимать настроение;

Воспитательные: воспитывать уважение и любовь к маме и папе, родным.

Предварительная работа: проведена беседа по теме «Моя мама (папа)», в патриотическом уголке со сменой фотографий размещены фотографии «Моя любимая семья и дом», рисовали «Моя семья», познакомились с удмуртской народной игрой «Платок», проведена беседа по лексической теме «Грибы».

Материалы и оборудование: платок, фотографии, клей, салфетки, прямоугольники для грибов, ½ зеленого картона, ножницы, ноутбук, проектор.

Методические приемы: наглядный материал, беседа, вопросы, использование игровых технологий.

Словарная работа: ӵужанай-бабушка, ӵужатай-дедушка, песянай-бабушка, песятай-дедушка, анай-мама, атай-папа, агай-старший-брат, вын-младший брат, апай-старшая сестра, сузэр-младшая сестра, ныл-девочка, пи-мальчик, губи-грибы, нюлэс-лес.

Ход занятия

(Ребята встают в круг)

Воспитатель: Здравствуй, ребята! Мы сегодня с вами продолжим разговор о семье. Давайте, вспомним как на удмуртском языке называем маму, папу, бабушку, дедушку, старшего и младшего брата, старшую и младшую сестру.

Ребята: мама-анай, папа-атай, атай-папа, агай-старший-брат, вын-младший брат, апай-старшая сестра, сузэр-младшая сестра, песянай-бабушка, песятай-дедушка.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, и скажите кого видите на экране?

Ребята: Семья Артема.

Воспитатель: Правильно. Это семья Артема. Артем, расскажи, пожалуйста, нам о своей семье.

Артем: Это папа, это мама, это брат, а это я.

Воспитатель: Артем, очень хорошо.

У вас тоже есть семья. Ребята, кто такие песянай и песятай.

Ребята: Бабушка и дедушка.

Воспитатель: Правильно. Песянай и песятай – это мама и папа вашего папы. Ӵужанай и ӵужатай – это мама и папа вашей мамы. У Артема есть песянай и песятай, ӵужанай и ӵужатай. Артем, покажи, пожалуйста. Все вместе повторим ӵужанай и ӵужатай. Всех приглашаю поиграть в игру с «Платком.» Встанем в круг. (По считалке выбираем водящего, который ходит внутри кругу. Ребята идут по кругу и говорят такие слова)

Я по кругу хожу,

И ребят ищу.

Раз, два, три, четыре, пять, шесть,…

Одного не хватает.

(За кругом ходим воспитатель и кого-то из ребят накрывает платком. Водящий отгадывает. После того как отгадал говорит это девочка или мальчик.)

Воспитатель: Хорошо. Скажите, пожалуйста, какое время года?

Ребята: Осень.

Воспитатель: Вы, любите в лесу грибы собирать?

Ребята: Любим.

Воспитатель: В нашем детском саду тоже есть семья. Давайте, отправимся в лес за грибами.

Идем по кругу и присаживаемся на места.

Воспитатель: Что видим на экране?

Ребята: Грибы.

Воспитатель: Какие грибы?

Ребята: Белый гриб и мухомор.

Воспитатель: Какая шляпка у белого гриба?

Ребята: Коричневая, овальная.

Воспитатель: Какая шляпка у мухомора?

Ребята: Красная, треугольной формы.

Воспитатель: Какие из этих грибов соберете?

Ребята: Белые грибы соберем. Мухомор собирать нельзя.

Воспитатель: Правильно.

Пальчиковая игра

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вместе дружная семья.

Воспитатель: Я ходила в лес и набрала вот таких грибов. У вас на столах геометрические фигуры. Как называется эта геометрическая фигура?

Ребята: Прямоугольники. Большие и маленькие.

Воспитатель: Какие будут грибы?

Ребята: Грибы будут большие и маленькие.

Воспитатель: Углы прямоугольников будем закруглять.

Работаем на салфетках. Грибы нужно заклеить на зелёный картон. Кто работу сделает можно сразу работу прикрепить на магнит на доске.

(Ребята работают. Воспитатель помогает. Работы вывешивают на доску.)

Воспитатель: Молодцы. Мне очень понравилось, как мы сходили в лес. Какие грибы собрали?

Ребята: Белые грибы собрали.

Воспитатель: Теперь нам нужно вернуться в детский сад. Встанем и посмотрим сколько грибов собрали. Кому бы вы показали свои грибы?

Ребята: Маме, папе, бабушке, дедушке, старшей и младшей сестре, старшему и младшему брату.

Воспитатель: Как мы называем мамину – маму и папу на удмуртском языке.

Ребята: Ӵужанай но ӵуатай. (Бабушка и дедушка)

Воспитатель: Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинговое занятие "Моя любимая семья"

тренинг по развитию детско-родительских отношений в семьях воспитанников с ОВЗ (дети 5-7 лет с нарушением слуха совместно с родителями)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Моя любимая семья» с использованием развивающих игр.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы«Моя любимая семья» с использованием развивающих игр.  Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Комм...

Непосредственная образовательная деятельность с детьми младшей группы на тему "Моя любимая семья"

Данное мероприятие представляет собой открытый занятие, в котором соеденены задания по развитию речи и рисованию (нетрадиционная техника, рисование мятой бумагой)...

Досуговое мероприятие "Моя любимая семья"

досуговое мероприятие с родителями...

Конспект занятия по аппликации на тему: «День семьи, любви и верности» (Как результат работы над проектом "Моя любимая семья")

Данный материал актуален, так как этот год обьявлен годом семьи. Дети закрепляют знания о всех членах семьи. Готовят приятный подарок родным....

Сценарий конкурса чтецов, посвященный Году семьи-2024 «Моя любимая семья»

Цель: Развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений....

Сценарий конкурса чтецов, посвящённый году семьи " Моя любимая семья"

Цель: Развитие речи детей в выразительном исполнении стихотворений. Задачи: -воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; -воспитание чувства любви и ...