Конспект НОД по "Петербурговедению": "Дворцовая площадь"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Сливень Оксана Николаевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Петербурговедению» «ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ» для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ (презентации)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №36 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по «Петербурговедению»

«ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                  Составила: воспитатель

             

                                                                                         Сливень О. Н.

Санкт-Петербург

2021

ЦЕЛЬ: формирование у детей первоначального представления о центре города, Дворцовой площади.

ЗАДАЧИ:

  1. Образовательные:

- закрепить и расширить представления о центре города;

- познакомить с архитектурными памятниками, образующими ансамбль Дворцовой площади.

- обогащать словарь названиями достопримечательностей (Дворцовая площадь, Зимний дворец, Эрмитаж, Главный штаб, Александровская колонна).

  1. Развивающие:

- развивать грамматический строй речи;

- развивать память, внимание, воображение, мышление, любознательность.

  1. Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и скажите, где мы? (Ответы детей: в Санкт-Петербурге). (Слайд 2).

Воспитатель: Правильно. Мы сегодня отправляемся в самый центр нашего города – на Дворцовую площадь. Она одна из самых знаменитых площадей мира. Знаменита она своей красотой. (Слайд 3).

Воспитатель: А кто мне может сказать, что такое площадь?   (Ответы детей: Это площадка (место), окружённое домами).

Воспитатель: Подумайте и скажите, почему площадь назвали Дворцовой? (Ответы детей).

Воспитатель: На площади есть Зимний дворец. Зимний дворец – самый большой и самый главный дворец в нашем городе. (Слайд 4). Послушайте историю появления Зимнего дворца.

«Давным-давно жила-была в городе Санкт-Петербурге императрица Елизавета. Она была очень красива и умна. Любила красивые платья и дорогие украшения. Несколько раз в день она меняла свои платья: голубое на розовое, розовое на светло-зеленое. Жила императрица Екатерина в деревянном дворце. Не нравился ей этот дворец, и решила она себе построить другой – большой, красивый и каменный.

«Позвать мне сюда моего придворного архитектора!» - приказала императрица Елизавета своим слугам.

 «Я построю этот дворец, Ваше Величество» - сказал архитектор императрице.

Елизавете не терпелось увидеть свой новый дворец, и она торопила архитектора со строительством. И вот, наконец, дворец был готов.

«Ваше Величество, посмотрите на дворец, я его украсил колоннами, различным орнаментом, а наверху установил статуи и вазы» - рассказывал архитектор о дворце.

Елизавете дворец понравился, и она стала жить в нем зимой. Поэтому у него такое название – Зимний дворец». 

Воспитатель: Зимний дворец построил архитектор Франческо Растрелли. (Слайд 5).

- А кто такой архитектор? (Ответы детей).

Воспитатель:  Да, архитектор - это человек, который придумывает, как построить здание или весь город.

Воспитатель: Зимний дворец построен по прямоугольнику. У него 3 этажа, на каждом этаже окна разной формы и высоты. Красив Зимний дворец в любое время года, в любое время дня. Видите, какие разные украшения имеют фасады дворца. Это маски и гирлянды, скульптуры и статуи, колонны и пилястры. Главный фасад Зимнего дворца, выходящий на Дворцовую площадь, наиболее парадный – здесь находятся ворота с великолепной ажурной решеткой. Когда-то через эти ворота въезжали в просторный двор нарядные кареты. (Слайд 6).

На площади Дворцовой

Стоит он много лет…

Все им восхищаются,

Здесь равнодушных нет.

Из разных стран художники

Картины привезли,

Чтоб их полотна дивные

Увидеть все могли.

И чего здесь только нет:

Знаменитостей портреты,

Удивительные вазы,

Украшения в алмазах…

Раньше был он для царей,

А теперь тут стал музей.

Воспитатель: А кто мне скажет, про какой музей я прочитала стихи? Какой музей находится в здании Зимнего дворца? (Ответы детей: Эрмитаж).

Воспитатель: Эрмитаж — это название музея, а Зимний — название дворца.

Сейчас Зимний дворец – знаменитый музей. В его прекрасных залах хранятся бесценные сокровища Эрмитажа – музея, о котором знают во всем мире. Здесь можно увидеть живописные картины и скульптуры, старинную посуду и украшения, а также много других произведений искусства. (Слайд 7, 8).

Эрмитаж – для всех музей.

Посети его скорей.

Над Невою он стоит,

Много редкостей хранит.

Воспитатель: Ребята, кто из вас был в Эрмитаже? Расскажите, что вы там видели. (Ответы детей).

- Внутри музея – комнаты, залы, лестницы – всё украшено узорами, зеркалами и золотом. Много скульптур и картин. Полы выложены цветными паркетами в рисунки, потолки расписаны цветными узорами. (Слайд  9, 10).

Чистоговорки:

Зодчий Растрелли. Зимний дворец.

Стиля барокко прекрасный венец.

В залах Зимнего дворца

Экскурсантам нет конца!

Эрмитаж — большой музей,

Он открыт для всех гостей.

Воспитатель: Прошло много лет, все русские императоры и императрицы стали жить в Зимнем дворце. Во дворце не только развлекались и веселились на царских приемах и балах, здесь обсуждали и обдумывали важные для всей России дела. Из стен Зимнего дворца рассылались по всей стране царские указы. Отсюда управляли всей страной.

Но вот одному императору Александру не нравился вид из окна на Дворцовую площадь, там стояли простые деревянные дома. И решено было построить на этом месте красивое и полезное здание – Здание Главного штаба. (Слайд  11).

Главной особенностью Главного штаба является его арка. Арка Главного штаба – это памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Многочисленные скульптуры украшают арку. Здесь изображены воинские доспехи, фигуры воинов и летящих гениев славы. Наверху арка украшена скульптурой коней и богиней победы Никой.  (Слайд  12).

Ника – богиня Победы крылатая.

Над аркою Штаба найдешь эту статую.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для кого строили штаб? (Ответы детей: для военных).

Воспитатель: Да, здесь работают военные начальники. Главный штаб построил архитектор Карл Росси. (Слайд  13).

Воспитатель: Что стоит в центре Дворцовой площади? (Ответы детей).

А вот Александровский столп знаменитый:

Ангел парит над колонной гранитной. (Слайд  14).

Это Александровская колонна. Она была воздвигнута в честь императора Александра I и его победы в войне 1812 года. Колонна так и называется – Александровская. Над колонной возвышается ангел с крестом. Два года выламывали гранитный монолит под Выборгом. Затем его обтёсывали и полировали 400 рабочих. И теперь мы можем любоваться этим красивым памятником. Высота колонны 25 метров (как две пятиэтажки поставленных друг на друга). Держится она благодаря точному расчёту мастера и под тяжестью собственного веса. (Слайд  15).

Колонна из гранита –

Один сплошной гранит.

Не вкопана, не врыта –

Сама собой стоит.

На площади колонна

Стоит уже века-

Красива, многотонна,

Огромна, высока.

Воспитатель: Замыкает всю композицию Адмиралтейство. Оно было построено для моряков. (Слайд  16).

Недалеко от Дворцовой площади есть Дворцовая набережная и Дворцовый мост. (Слайд  17, 18).

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие на Дворцовую площадь. Давайте вспомним, о чем мы сегодня узнали:

- Как звали императрицу, по указу которой было начато строительство каменного Зимнего дворца?

- Как звали придворного архитектора, «автора» Зимнего дворца?

- Какие украшения можно увидеть на фасаде Зимнего дворца?

- Что еще можно увидеть на Дворцовой площади?

- В честь кого была установлена Александровская колонна на Дворцовой площади?

- Что можно увидеть на арке Главного штаба?

ИГРА «ЗАКОНЧИ НАЗВАНИЕ».

Дворцовая…площадь.

Александровская …колонна.

Дворцовый …мост.

Арка Главного …штаба.

Невский … проспект.

Зимний …дворец.

Музей …Эрмитаж.

Воспитатель: Как много новых названий мы сегодня узнали. А сколько архитекторов трудилось над Дворцовой площадью, давайте вспомним:

Зимний дворец – Растрелли.

Александровская колонна – Монферран.

Главный штаб – Росси.

Запомните эти имена, мы ещё будем их называть, потому что эти архитекторы построили много зданий в нашем городе.

Самостоятельная работа детей:

Воспитатель: А сейчас, ребята, кто хочет, может нарисовать Дворцовую площадь. Возьмите краски и листы с трафаретами на столах. (Слайд  19, 20, 21).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дворцовая площадь Подготовила: воспитатель Сливень О. Н.

Слайд 3

Дворцовая площадь

Слайд 4

Зимний дворец

Слайд 5

франческо Растрелли

Слайд 7

Эрмитаж Сейчас Зимний дворец – знаменитый музей. В его прекрасных залах хранятся бесценные сокровища Эрмитажа – музея, о котором знают во всем мире. Здесь можно увидеть живописные картины и скульптуры, старинную посуду и украшения, а также много других произведений искусства.

Слайд 11

Здание Главного штаба

Слайд 12

Арка Главного штаба Главной особенностью Главного штаба является его арка. Арка Главного штаба – это памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Многочисленные скульптуры украшают арку. Здесь изображены воинские доспехи, фигуры воинов и летящих гениев славы. Наверху арка украшена скульптурой коней и богиней победы Никой.

Слайд 13

Карл Росси

Слайд 14

Александровская колонна

Слайд 15

Над колонной возвышается ангел с крестом

Слайд 16

Адмиралтейство

Слайд 17

Дворцовая набережная

Слайд 18

Дворцовый мост


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурными памятниками, составляющими ансамбль Дворцовой площади Санкт-Петербурга

Непосредственно-образовательная деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов...

Презентация и конспект на тему: " Дворцовая площадь"

Материал для ознакомления детей с Санкт- Петербургом. Занятие с использованием ИКТ . Цель: воспитывать чувства патриатизма и уважения к культурному наследию. Образовательные цели: расширение кругозора...

Презентация и конспект на тему: " Дворцовая площадь"

Материал для ознакомления детей с Санкт- Петербурга....

Презентация "Архитектурный комплекс дворцовой площади"

Презентация к занятию по петербурговедению Алифановой Г.Т. в подготовительной к школе группе ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Дворцовая площадь – главная площадь Санкт-Петербурга».

Расширить знания и представления детей о Санкт-Петербурге. Познакомить детей с главной площадью Санкт-Петербурга....

Конспект занятия по рисованию для средней группы "Елка на Дворцовой площади"

Занятие по рисванию для средней группы. Цель: формировние умений рисовать елку гуашью и украшать ее новогодними игрушками....

Конспект открытого занятия по Петербурговедению с детьми старшей группы №19 «Дворцовая площадь»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 11  Выборгского района Санкт-ПетербургаКонспект открытого занятия по Петербурговедениюс детьми старшей группы №19 &laq...