Конспект непосредственно образовательной деятельности c использованием ИКТ.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" с использованием интерактивных игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimove_zverey_nod.docx | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: Познавательное развитие
Возрастная группа: 6-7 лет
Подготовила: Манина Ю.Н.
Тема: «Зимовье зверей»
Программные задачи:
- Образовательные:
- Закреплять и обобщать знания детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду, особенностях жизни в зимний период;
- Закрепить название жилища зверей.
- Развивающие:
- Развивать познавательный интерес;
- Развивать у детей тактильное восприятие; активизировать словарь детей словами-признаками, развивать память, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику;умение классифицировать предметы;
- Развивать словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о животном мире, расширять запас словами-действиями, словами– признаками; развивать связную речь.
- Развивать двигательную активность.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.
- Воспитывать умение работать микрогруппами, договариваться в работе.
Ожидаемые результаты:дети называют слова – действия, слова – признаки; выполняют задания интерактивных игр правильно.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, фотоаппарат, мяч, защитные очки, ширма, предметы разные на ощупь; лист в клетку, карандаши цветные, раскраски «Животные в лесу».
Интеграция образовательных областей:
Образовательные области | Содержание |
Социально-коммуникативное развитие | - Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях. - Воспитывать умение работать микрогруппами, договариваться в работе. |
Познавательное развитие | - Закреплять и обобщать знания детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду, особенностях жизни в зимний период; - Развивать познавательный интерес; - Развивать у детей тактильное восприятие; активизировать словарь детей словами-признаками, развивать память, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику;умение классифицировать предметы. |
Речевое развитие | - Развивать словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о животном мире, расширять запас словами-действиями, словами – признаками; развивать связную речь. |
Двигательное развитие | - Развивать двигательную активность. |
Художественно-эстетическое развитие | - Развивать мелкую моторику. |
Словарная работа:
- слова – действия:спит, переваливается, косолапит, охотится, воет, убегает, догоняет, высматривает, выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает, мышкует, прыгает, прячется, грызет.
- слова- признаки: пушистый, мягкий, жёсткий, колючий, гладкий, твердый, шершавый.
Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, просмотр мультимедиа презентации (дикие животные, забота человека о диких животных, звери в зимнем лесу); чтение Т.А.Шорыгина «Какие звери в лесу?»; Разучивание загадок, поговорок по теме “Дикие животные”; Дидактические игры “Назови семью животных ”, “Дикие животные”; чтение художественной литературы К.Паустовский, М Пришвин, Е Чарушин.
Методические приёмы:
Вводная часть
Загадка
Просмотр презентации
Чтение отрывка рассказа Г.Скребицкого «Четыре художника»
Интерактивная игра: «Чем питается лиса? На кого охотится?»
Чтение отрывка рассказаЛ.Н. Толстой «Зайцы»
Чтение отрывка рассказа М.Пришвина «Беличья память»
Микровывод
Интерактивная игра: «Как зимуют ёж, барсук, бурундук, медведь? Что нужно зверям для зимовки?»
Микровывод
Графический диктант «Волк»
Физминутка
Д/и «Что делает?» игра с мячом
Познавательно-исследовательская деятельность
Вывод: итоговые вопросы, обобщение новых знаний
Поощрение – переход на другую деятельность по выбору ребенка
Ход НОД:
Вводная часть
Загадка: Летом в нем весело, осенью сытно, а зимой тепло. (Лес)
-Приглашаю вас на прогулку в лес! Как же мы по сугробам пойдем? (на лыжах)
- Возьмем с собой фотоаппарат, там будет много интересного.
- Нам нужно вспомнить правила поведения в лесу (не шуметь, не отходить от взрослых, не подходить к водоему, не братьна руки и не подходить к животным )
- Отправляемся на лыжах. Снег грустящий лыжи лижет.
Основная часть
Слайд №1 Зимний пейзаж. (Сделать фото после рассказа)
- Вот мы с вами в лесу. Послушайте отрывок рассказа Георгия Скребицкого — Четыре художника.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков.
- Застыл зимний лес. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина…
- Ребята, если хорошо приглядеться, можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит кто-то их оставил. Опытные охотники сразу могут понять, кто из зверей здесь был, что делал, чем питался, а кто из них охотился.
- Мы с вами сегодня узнаем, как животные зимуют в лесу и как им живется.
- Волк и лиса делают запасы на зиму? Слайд №2 волк, лиса
- на кого охотятся волк и лиса? (дети называют в презентации) они рыщут в поисках пищи, волк может зайти в деревню и напасть на овец или теленка. Где они укрываются от мороза?
Интерактивная игра:
- «Чем питается лиса? На кого охотится?» https://learningapps.org/view16867836
Слайд №3 заяц
- Что вы знаете о зимовке зайца? (меняет шубку, питается корой, молодыми ветками). Л.Н. Толстой писал в рассказе «Зайцы»
Для зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.
Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Когда светло станет, он ляжет.
Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.
Микровывод: Что нового вы узнали о зайце?(дети отвечают полным предложением)
Загадка: То рыжая, то серая, А названьем белая. (Белка) Слайд №4 белка
- Что вы знаете о зимовке белки? (дети отвечают)
- Вот как написал М.Пришвин в рассказе «Беличья память»
Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу.
Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
- прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денек, но когда наступят морозы и вьюги, белку не видно,она свернется клубочком и может спать в дупле несколько суток. 7-8
Микровывод: Что нового вы узнали о белке?(дети отвечают полным предложением)
Слайд №5 медведь
-Ой, ребята! Из - под сугроба какой-то пар. Кто догадался, что это за сугроб? (берлога) пар идет, потому, что медведь дышит. Слайд №6
-А сытым или голодным ложиться спать медведь? (дети отвечают) Уходит медведь в спячку с богатым запасом жира. А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком.
- Кто из зверей еще ложится в спячку? (ответы детей)
Слайд №7 еж, барсук, бурундук
- Жильё бурундук готовит заранее. В нём пара камер- комнат, которые имеют шарообразную форму. Есть камера, предназначенная для хранения продуктов. Зимняя комната, которую зверек устилает листьями, а также детская комната, где весной родятся малыши.
- Барсуки уж очень не любят холода. Осенью они утепляют свою нору мхом и корой. А также заготавливают желуди, семечки и другую растительную пищу. Всю зиму они пассивно сидят в своей норе и едят.
- Ежи не делают запасов еды на зиму. Вместо этого они активно запасаются жировыми отложениями. Благодаря жировой прослойке, животное может находиться в спячке длительное время, жир помогает сохранить тепло. Если ёжик не сможет набрать достаточного веса перед наступлением холодов, он может проснуться зимой голодный и погибнуть.
- Почему ёжик впадает зимой в спячку? (ответы детей) Все просто, зимой отсутствует пища для лесного зверя. В летний период рацион ежа довольно разнообразен. Он состоит из насекомых, личинок, ягод, фруктов и овощей. Зимой же нет ни того, ни другого. Поэтому ёжик запасается подкожным жиром и уходит в спячку на мягкую постель из осенних листьев.
Интерактивная игра:
«Как зимуют ёж, барсук, бурундук, медведь? Что нужно зверям для зимовки?»
https://learningapps.org/view16874604
Микровывод: Что нового вы узнали о животных, которые впадают в спячку?(дети отвечают полным предложением)
Слайд №8
- Чем питаются лось, олень, кабан? А как же они себе находят пропитание? (ответы детей)
Лось и олень питаются в дневное время суток: ест хвою, ветки деревьев, обгрызает кору. Для того что бы насытиться, лосю необходимо много еды, однако в зимний период еды мало, животное с трудом находит.
Кабану не только холодно, но ещё и голодно зимой. Ведь еду кабан добывает пятачком, выкапывая ее из под листьев и земли. А ещё очень и очень неудобно: постоянный бег по сугробам. Чтобы найти пропитание, группа кабанов всю зиму кочует в поиске ручейков и болот. Ночью — на кормёжку, утром — на лежбище! И каждый последующий раз маршрут передвижения меняться не будет: по одной и той же тропе кабаны следуют на водопой, по ней же станут возвращаться. Почему так происходит? (предположения детей) Нет меха у кабана, поэтому они сбиваются по несколько особей и спят на снегу, греясь друг об друга. Если кто-то промёрз, то остальные его поддержат. В самом прямом смысле слова! Слабое животное между собой зажмут более сильные и здоровые звери, чтобы таким образом «донести» бедолагу до «столовой». Обратно они тоже на подхвате, а во время ночёвки больного ещё и обнимут, чтобы отдать ему как можно больше собственного тепла!
Микровывод: Что нового вы узнали о лосе и кабане?(дети отвечают полным предложением)
Графический диктант «Волк»
Цель: Развивать внимание, мелкую моторику. Формировать умение ориентироваться на листе. Воспитывать умение работать микрогруппами, договариваться в работе.
Физминутка
Давайте вместе, дружно Обычная ходьба.
Осмотрим зимний лес. Повороты туловища в право - влево
Там уже все спят зверята, Присели
Там сугробы до небес Встали на носки, руки вверх
Зимний лес такой дремучий Дети растирают щёки и потирают руки
И мороз такой колючий.
От мороза убежим скорее Лёгкий бег,
Наши ноженьки согреем
- Ребята, вы запомнили, как звери проводят зиму? Тогда поиграем в игру
Д/и «Что делает?» игра с мячом
Цель: формировать умение у детей подбирать и называть слова-действия.
Инструкция: я буду вам бросать мяч и называть животное, а вы будете отвечать на вопрос «Что делает?» и называть слова-действия.
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает, мышкует).
Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).
- Нам нужно возвращаться в Д\с. Отправляемся на лыжах. Снег грустящий лыжи лижет.
-Вот мы вернулись в Д\С. Приглашаю вас в лабораторию.
Познавательно-исследовательская деятельность
Цель: Развивать у детей тактильное восприятие; активизировать словарь детей словами-признаками, развивать память, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику.
Инструкция: За ширмой спрятаны предметы. Я буду давать вам предмет. Нужно его ощупать и назвать какой он, какого зверя напоминает.
Заключительная часть (рефлексия)
- Вам понравилась прогулка в лес?
Вывод: Что вы нового узнали, чего раньше не знали о животных: о жизни зайца и белки, медведя?
- Давайте посмотрим, какие фотографии у вас получились (раскраски)
Поощрение: Отправляйтесь в фотостудию, чтобы завершить работу (дети переходят в центр изо деятельности или развивают сюжетно-ролевую игру «Фотостудия»)
Используемая литература:
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В., «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие», 2010.
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
Интернет- ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий "Маленькие изобретатели" для детей старшего возраста.
Целью моей непосредственно образовательной деятельности является обогащение знаний детей о мире открытий и изобретений, познакомить с жизнедеятельностью И.П Кулибина, развивать конст...
Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по теме "Зимующие птицы"
Дети "отправляются" в зимний лесопарк: при просмотре видеопрезентации рассматривают птиц, слушают стихи о них; по окончании проводится пальчиковая гимнастика "На кормушке", дети выбирают "место житель...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с использованием исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ В ГОСТЯХ У РЕБЯТ» В I МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
В конспекте представлен опыт работы с детьми младшей группы с использованием исследовательской деятельности...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием современных образовательных и здоровьезберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста. «Мы -изобретатели»
Цель: Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя- самоучки И...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий по образовательному разделу «Художественно-эстетическое развитие
Занятие " Весёлый магазин игрушек" для детей в средней группе....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий: эксперементально-иследовательская технология погружения в звуки. (средняя группа) на тему: "В лес за чудесами".
Образовательные области: познание, речевое, физическое....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий: эксперементально-иследовательская: технология погружения в звуки. (средняя группа) на тему: « В лес за чудесами».
Образовательные области: познание, речевое, физическое....