Конспект занятия по познавательному развитию Путешествие по страницам Красной книги РО
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Владимировна Чуприна

Конспект нод по позновательному развитию " Путешествие по страницам Красной книги РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_po_stranitsam_krasnoy_knigi_ro.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» г. Зернограда Ростовской области

 Конспект НОД в старшей группе «РЯБИНКИ»

Тема: «Путешествие по страницам

                    Красной книги Ростовской области»

                                                                                                      Воспитатель: Е.В.Чуприна

                   

НОД Тема: «Путешествие по страницам

                    Красной книги Ростовской области».

Цель: создание условий для понимания самоценности природы и осознанного применения правил поведения в живой природе в процессе знакомства с Красной книгой Ростовской области.

Задачи:

Образовательные: создание условий для обогащения знаний о природе родного края в процессе знакомства с редкими видами животных, птиц и растений.

Воспитательные: воспитывать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, в процессе беседы о причинах исчезновения растений, птиц, животных.

Развивающие: развивать умение строить развернутое суждение, делать умозаключение, использовать имена прилагательные, характеризующие внешние признаки животных, птиц, растений; совершенствование конструктивных навыков, путем выполнения поделок – оригами.

Коррекционные: развитие вербально – логического мышления при разгадывании загадок – добавлялок, зрительного восприятия детей, посредствам выполнения дидактической игры «Угадай по силуэту»;  

- совершенствование фонематического слуха детей, через дидактическую игру «Чей голос», графо – моторных навыков детей и пространственной ориентировки на листе бумаги при выполнении графического диктанта;

- координация речи с движением в процессе выполнения лого ритмического упражнения

Предварительная работа: знакомство детей с Красной книгой, рассматривание картинок, презентаций с изображением животных, птиц, растений Донского края. Дидактические игры «Чей хвост», «Кто это», «угадай по голосу», «Да – нет». Чтение познавательной  и художественной литературы по теме.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, изображения животных, птиц, растений, карта Ростовской области, магнитная доска, аудиоматериалы «Голоса птиц».

                                                ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети входят в музыкальный зал, приветствуют гостей. Обращают внимание на мигающий экран красного цвета.

Слайд № 1.

Воспитатель: Ребята посмотрите, почему наш экран красного цвета, что бы это могло значить? (Красный цвет – это сигнал опасности, предупреждения.)

Слайд №2

Воспитатель: А где еще мы можем встретить сигнал предупреждения?

(Пожарная машина красного цвета, на машинах красный свет фар предупреждает об остановке машины, «красный сигнал» у светофора – проезда или прохода нет)

Слайд №3

Воспитатель: Что это такое?

(Книги стоят на полке)

Воспитатель: А причем, тут книги? Что все книги нас о чем-то предупреждают?

(Нет, только Красная книга)

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что это за книга и почему она красного цвета?

(Это книга, в которую занесены животные, растения, птицы, которых осталось мало. Красный цвет –  это цвет опасности.).

Воспитатель: Почему исчезают растения, птицы, животные?

(Потому что люди убивают животных, птиц, рвут цветы. Распахивают поля  где живут и растут животные, птицы, растения.)

Слайд № 4

Воспитатель: Вот такая же красная книга есть и у нас, в Ростовской области.

Я предлагаю вам совершить путешествие по страницам Красной книги Ростовской области.

Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать, о какой природной зоне пойдёт речь и почему?

Какая ширь здесь и приволье!

 Куда не глянь – полей раздолье!

Здесь суховеи любят пет

 А зовётся это - …

(Степь. Ростовская область расположена в степи)

Слайд №5                                                            

Воспитатель: В степи, куда ни посмотришь, всюду трава и трава. Почему там не растут деревья?

(Деревья там не растут, потому что мало влаги).

Воспитатель: Какие растения растут в степи, вы мне скажите, разгадав загадки – добавляли. Будьте внимательны.

Замечательный цветок,

Словно яркий огонек.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный...(тюльпан)

Слайд №6

Там, где ветер гладит спинку,

Поднимая к небу пыль,

Вы увидите травинку -

Называется …(ковыль)

Слайд№7

Солнце зноем сушит травы,

Греет темные дубравы,

А в лесу родник звенит,

Травы напоить спешит,

Силы даст им возродиться:

Запахнет медом... (медуница)

Сайд№8

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот желтенький цветок,

Всем известный ... (василёк)

Слайд №9

Все знакомы с нами:

Мы однофамильцы,

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Малыми ...  (гвоздиками)

Слайд№10

Воспитатель: Какие растения занесены в Красную книгу Ростовской области?

(Тюльпан, ковыль, колокольчики, гвоздики, василек)

Воспитатель: Почему они занесены в Красную книгу?

(Люди распахивают поля где растут эти растения, рвут цветы)

Воспитатель: Какой цветок, казаки называют лазориком?

(Тюльпан)

Слайд №11

Воспитатель: Весной степь превращается в прекрасный, разноцветный ковер. Как сохранить память о лазориках?

(Лазорики можно сфотографировать, нарисовать, сделать из бумаги)

Дети собирают тюльпаны из заготовок. Дарят гостям.

Слайд №12

Воспитатель: (фонограмма птичьих голосов) Ребята, что это за звуки?

(Это пение птиц)

Воспитатель: Верно, в степи живут и птицы. Назовите их.

(Сапсан, журавль, дрофа, стрепет, жаворонок, куропатка, перепел.)

Слайд№13

Воспитатель: Ребята, слышите птичка поет, а вы  узнали  что это за птица поет?

Дидактическая игра «Чей голос»

Включается фонограмма птичьих голосов: дрофа, журавль, сокол, перепел, куропатка.

Воспитатель: Ребята, а что вы о ней знаете?

Дрофа — очень крупная птица с  длинной шеей и мощными ногами. Живет в степях. Быстро бегает. Питается растениями и насекомыми. Может долго обходиться без воды.

Слайд№14 (фонограмма птичьих голосов)

Журавль - красавка  - это самый маленький  журавль.  Голова и шея чёрные; позади глаз длинные пучки белых перьев. Красавки любят жить в степях. Они питаются фасолью, горохом, пшеницей, ячменем, насекомыми.

Слайд №15

Жаворонок – живет в степи. Шея короткая, голова большая, крылья длинные,  тело покрыто пестрыми перьями. Питаются зерном. Гнездо строит на земле из сухих листьев, стебельков и тонких корешков.

Слайд №16

Стрепет – птица похожа на дрофу. Бегает очень быстро, мало летает. Окрашены в песочный цвет, поэтому эту птицу трудно увидеть. Может долго обходиться без воды. Стрепет редкая птичка, поэтому охраняется законом.

Слайд №17

Сапсан– это самая быстрая, хищная птица. У нее хорошее зрение, короткий

клюв и хвост.  Клюв острый и загнутый.  Ловят свою добычу   на лету.

Воспитатель: Почему эти птицы занесены в Красную книгу?

(Основные причины вымирания – это охота людей  и распахивание степей).

Физминутка

Мы хотим, чтоб птицы пели,                                (руки поочередно  вверх)Чтоб вокруг леса шумели,                          (плавные движения руками вправо – влево)

Чтобы были голубыми - голубыми небеса          (круговые движения кистями рук)

Чтобы бабочка резвилась                                                   (выпад  вправо)

Чтобы речка серебрилась                                                (выпад влево)

Мы хотим любить друг друга,                                     (шаг с хлопком вправо)

Улыбаться, верить в чудо,                                          (шаг с хлопком влево)

Никогда и никого, никого не обижать                        (грозим пальчиком)

Весело живется, солнышко смеется,                         (пружинка вправо, влево)

Всех кто с нами рядом будем уважать.                       (руки вверх и к сердцу).

 Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.  Ребята, а в Красную книгу занесены только растения и птицы или  кто – то еще?

(В книгу занесены и животные)

Воспитатель: А какие животные обитают у нас, в Ростовской области?

(Волк, лиса, заяц, суслик, сурок или байбак, косули, дикие кабаны, хорек, сайгак.)

Воспитатель: Что вы, о них знаете?

Слайд №18

Волк – хищное животное. Днем он прячется в зарослях. Охотится на лосей, оленей, преследует зайцев. В природе волк выполняет роль «санитара», съедает  больных и слабых животных.

Слайд №19

Лиса – хищное животное. Мордочка длинная, заостренная. Имеет пушистый хвост, которым заметает следы. Питается мышами, насекомыми, ягодами.

Слайд №20

Хорек степной – хищное животное,  песочного цвета. На морде темная маска. Туловище длинное и тонкое. Длинный хвост, уши небольшие, округлые.

Слайд №21

Заяц – небольшое дикое животное, с длинными задними лапами и длинными ушами. Заяц осторожный и пугливый зверек. Питается корой деревьев, ветками, травой.

Слайд №22

Сайгак–это древнее  животное. У сайгака большая голова и  нос с маленьким хоботом. Такой нос хорошо защищает легкие от пыли. Голова самца украшена рогами. У сайгака очень хорошее зрение, а слух плохой. Питается травой.

Слайд №23

Воспитатель: Ребята посмотрите,  на нашей полянке спрятались животные, осталась только тень. Попробуем отыскать их.

Д/и «Отгадай животное по силуэту»

(На доске силуэты животных. Ребенок у доски  называет животного  по  силуэту и соединяет с  изображением. Другие дети соединяют силуэт и изображение животного за столом)

Воспитатель: Ребята,  а вы знаете, кто из перечисленных животных занесен в Красную книгу?

( Сайгак и хорек)

Воспитатель: Почему они занесены в Красную книгу?

(Их осталось мало, они гибнут, потому что человек распахивает степи. Им негде жить и нечем питаться.)

Воспитатель: Ребята, а что  создают люди для сохранения животных, птиц, растений?

(Люди создают заповедники)

Воспитатель: А что такое заповедник?

(Это место, где оберегают и сохраняют редких и ценных животных, птиц и растения)

 

Слайд № 24

Воспитатель: Ребята, что это, какие то,  клеточки, точка? Для чего они?

(Можно рисовать по клеточкам)

Графический диктант « Волк»

Дети изображают волка, с помощью графического диктанта.

Один ребенок у доски, остальные за столом.

Воспитатель: Кто  у вас получился?

                                                     (Волк)

Воспитатель: Как вы определили, что это волк, может это собака?

(Собака поднимает хвост вверх, а у волка хвост опущен)

Воспитатель: Как казаки называют волка?

                                                                       Бирюк)

Воспитатель: Чего не хватает силуэту?

(Силуэту не хватает пасти и глаз)

(Дети рисуют пасть, глаза).

Воспитатель: Вот  мы перевернули последнюю страницу нашей книги. Наше путешествие закончилось. Но закончилось это путешествие, а впереди еще много нового и неизвестного. И я уверена, что мы не раз еще вернемся к страницам этой книги, для познания мира природы. Ребята, вы стали настоящими друзьями природы. Вы знает животных, растения, птиц, занесенных в Красную книгу, что их нужно оберегать. И можете смело носить значок «Друзья природы»

Воспитатель: дарит детям значки «Друзья природы»

Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе!

ЦВЕТЫ-МЕДОНОСЫ (дидактическая)

Выбираются «пчелы», им раздаются игрушечные ведерки. Остальным детям раздаются карточки с изображением цветов-медоносов (одуванчик, иван-чай, василек, клевер) и простых цветов (ромашка, колокольчик, ландыш) .

Ведущий (взрослый) еще раз проговаривает названия всех цветов, обращает внимание детей на то, какие из них являются медоносами, Затем ведущий произносит: «Пчелы, пчелы, на лужок! Собирайте свой медок! » «Пчелы берут у детей карточки цветов-медоносов, называют их и кладут в ведерки. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

КУЗНЕЧИКИ. ТРАВЫ, БАБОЧКИ, ЦВЕТЫ (подвижная)

Дети делятся на кузнечиков, бабочек, цветы, травы и репетируют роли: кузнечики- прыгают, травы- приседают, бабочки- машут руками, цветы складывают ладони, как чашечки цветов. Ведущий (взрослый) произносит слова: «Начинается игра, просыпаться всем пора». Дети превращаются в обитателей луга и выполняют свои движения. Затем ведущий говорит: «Солнце скрылось до утра, на лугу всем спать пора». Дети приседают и «засыпают». Затем дети выбирают себе другие роли, и игра повторяется

«НАЙДИ ПАРУ» (дидактическая)

Карточки с изображением разных цветов разрезаются пополам, детям раздаются по одной половинке цветка. Дети ищут свою половинку. Выигрывает та пара, которая первая составит цветок из 2 половинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по познавательному развитию «Путешествие в мир животных» (старшая группа)

Анализ занятия с  использованием  информационно -                     коммуникационн...

Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе:"Красная книга Ямала"

О Красной книге Ямала, которая предупреждает об исчезновении животных, растений...

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по страницам Красной книги Кемеровской области»

2017 год объявлен годм экологии, В рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" в подготовительной группе было проведено занятие и совместно создана  Красная книга сродителями и их дет...

Конспект занятия в старшей группе Тема : « По страницам КРАСНОЙ КНИГИ»

Занятие направлено на изучение флоры и фауны России....

Конспект занятия по ознакомлению с природой "По страницам красной книги"

Конспект предназначен для знакомствадетей с "Красной книгой России"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "По страницам Красной книги" старшая группа

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста  через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие», &l...