Проект "Мы друзья природы"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Наиболее эффективным педагогическим средством является проектная деятельность детей. Детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Тема разработанного проекта выбрана не случайно. Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_druzya_prirody.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект(долгосрочный, информационно - творческий)в группе раннего возраста»
Тема: «Мы друзья природы»
Программное содержание:
- Разработать систему мероприятий по подготовке к реализации проекта;
- Формирование экологического мировоззрения у дошкольников, повышения их экологической культуры через различные виды деятельности, через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов;
- Пополнить методические материалы в группе новыми материалами по экологии.
- Привлечь внимания взрослых к проблеме экологического воспитания детей.
- Повышать компетентность педагогов в формировании основ нравственно-экологической позиции дошкольников и их родителей, выработки первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту;
- Повышать компетенции родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Актуальность
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно - образовательной деятельности. Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.
Объект проекта: формирование системы осознанно – правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, основ экологической культуры.
Предмет проекта: окружающий мир.
Цель проекта: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Задачи проекта:
- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.
- Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
- Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
- Воспитывать культуру поведения в природе, уточнить экологические запреты.
- Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.
- Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.
Время выполнения: 1 год (с сентября 2020 по май 2021 г.)
Участники проекта: Дети группы раннего возраста, родители и педагоги.
Необходимые материалы:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям.
- Уголок природы в группе
- Уголок экспериментирования
- Наглядный и демонстрационный материал: календари природы, иллюстрации, фотографии, картины.
- Огород на территории ДОУ.
- Огород на окне.
- Литература с иллюстрациями для детей по теме проекта
- Фотоаппарат
- Магнитофон
- Материалы для художественного творчества (лепки, аппликации, рисованию)
Предполагаемый продукт проекта:
- Оформление выставки для родителей по темам: «Осень - в гости просим!», «Весенняя фантазия».
2.Участие в интернет-акциях «Противопожарная безопасность», «2017 год – год экологии».
- Участие в выставке детско-родительских работ по теме: «Зимующие птицы», картины в формате 3D, игрушка на елку «Символ года 2018 – собака».
4.Пополнение наглядно - дидактического материала группы.
5.Пополнение копилки дидактических, пальчиковых, подвижных игр.
6.Приобретение новых комнатных растений для группы.
7.Изготовление кормушки для птиц на прогулочном участке группы.
Для родителей:
Активное участие в жизнедеятельности нашей группы.
Для педагога:
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога по эколого-познавательной деятельности;
Личностный и профессиональный рост;
Самореализация.
Список литературы:
- С.Н. Николаева Юный эколог, система работы в младшей группе детского сада (для работы с детьми 2-4 лет). Москва, Мозаика-Синтез, 2010.
- Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» - М. «Просвещение».
- Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» М.,2010г.
Интернет ресурсы: сайты:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/05/09/sayty-dlya-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya
Этапы реализации проекта:
- Организационный
Обдумывание идеи проекта, сбор информации. Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.
- Основной
Чтение худ. литературы по теме, наблюдения, беседы, проведение дид. игр по экологии, проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа родителей (законных представителей) и педагогов по теме проекта.
Реализация проекта (с воспитанниками)
Виды деятельности | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Чтение художествен ной литературы | Чтение рассказа Е. Чарушина «Курочка». Чтения стихотворения «Снег» А.Барто. | Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». | Стихотворение «Давайте вместе землю украшать» «Лес», А. Яшин «Покормите птиц зимой!» | Чтение стихотворений А. Барто «Пришла ли весна?», «Куда весна пропала?». | Чтение потешки «Огуречик, огуречик…». | Чтение русской народной сказки «Репка». | Чтение стихотворений А. Барто «Лягушата», «Лошадка». | Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей». | Чтение стихотворения Я. Аким «Елка наряжается». |
Дидактические игры по экологии | «Собери снеговика», «Найди детеныша для мамы». | «Достань камешек», «Теплый-холодный». | «Что как плавает», «Найди шарик». | «Узнай и назови» (домашние животные), «Что в корзиночке лежит?». | «Звери, птицы, рыбы», «Встреча с растением». | «Чудесный мешочек (овощи-фрукты)», «Кто как кричит?». | «Что наденет кукла Даша на прогулку в осенний день?», «Что умеет водичка?». | «Что мы знаем о песке?», «Что скушал зайка?». | «Плавает или тонет?», «Букет для мамы». |
Наблюдения | За птицами на кормушке. Обратить внимание, что зимой птицам холодно и голодно и им надо помогать. | За инеем на деревьях. Обратить внимание как он искрится на солнце. Очень красиво! | «Отличие живой птицы от игрушечной», «Вода-друг человека». | За комнатными растениями. «Разноцветная вода». | «Знакомимся с одуванчиками», «Сравнение одуванчиков с мать-и-мачехой», «Сравнение листьев одуванчика и мать-и-мачехи». | За сезонными изменениями (деревья, солнце, небо) обратить внимание на красоту природы. | «Кто живет в аквариуме?», «Рыбка живая – ее надо кормить». | «Вода холодная и горячая», «Что и как птица ест?», «Что есть у кошки?». | «Как узнать ель?», «Что есть у ели?», «Как снег становится водой», «Встречаем рассвет», «Следы на снегу». |
Беседы | «Как живут зимой дикие животные» | «Птицы – наши друзья» | «Лес-наше богатство». | «Как поливать растение». | «Почему нужно беречь природу?». | «Наши домашние питомцы». | «Волшебница вода». | «Чудо рядом с тобой». | Беседы о зиме, «Что мы знаем об овощах?». |
Организованная образовательная деятельность | Формирование целостной картины мира «Волшебница вода», изобразительная деятельность (лепка) «Снежные комочки». | Всемирный день кита. Изобразительная деятельность (лепка) «Кит». | Всемирный день кошек. Формирование целостной картины мира «Кошка с котятами». | Формирование целостной картины мира «Рассматривание комнатных растений». | Изобразительная деятельность (лепка) «Цветочек». | Развитие речи «Фрукты-полезные продукты». | Изобразительная деятельность (рисование) "«Раскрасим репку». | Развитие речи «Кто в домике живет?». | Изобразительная деятельность (лепка) «Снеговик», «Морковка для зайчонка». |
С родителями: консультации «Экологическое воспитание детей в семье», «Птичья столовая».
Беседы «Подкармливаем птиц вместе».
Оформление папки-передвижки: «Игры с песком-полезное занятие».
Трудовая деятельность: изготовление кормушек для птиц.
III этап – заключительный - подведение итогов
Оценка эффективности проекта.
В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяют привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.
Совместно с детьми мы приняли участие в двух интернет-акциях на тему:
- «Всероссийская добровольная интернет-акция «2017 год – год экологии».
- «Всероссийская добровольная акция «Противопожарная безопасность».
В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, рисованием. С помощью проекта дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Работая с детьми, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...
Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»
Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»
Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1) Выявить знания о птицах, животных, деревьях;2)...
Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"
Занятие по ознакомлению с миром природы...
Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...
Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе
Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....