Конспект итоговой НОД по познавательному развитию в старшей группе "Навстречу радуге"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Касян Елена Викторовна

Данный материал представлен в форме конспекта итоговой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы с включением опытно-экспериментальной деятельности. Цель НОД: обобщение и закрепление знаний детей старшей группы по пройденному материалу за учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_navstrechu_raduge.docx54.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области:

«Познавательное развитие: познавательно-исследовательская деятельность»

Тема НОД: «Навстречу радуге»

        Составила:

        Касян Елена Викторовна, воспитатель старшей группы компенсирующей направленности

для детей с ТНР №8 «Солнышко»

        

Советский

2021

Вид занятия: комплексное

Формы образовательной деятельности: НОД, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей: подгруппа.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие: развитие математических представлений, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: обобщение и закрепление знаний детей старшей группы по пройденному материалу за учебный год.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить представления о профессии почтальона;

- повторить цвета радуги;

-  систематизировать знания о временах года, названиях месяцев года и дней недели;

- упражнять в подборе прилагательных;

- упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о бумаге, ее свойствах, формировать умения делать выводы;

- закреплять первичные экологические знания (правила поведения в природе).

- Развивающие:

-развивать монологическую и диалогическую речь;

-развивать внимание, память, мышление;

- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, наблюдательность;

- воспитывать стремление к знаниям,  чувство коллективизма и взаимопомощи;

- воспитывать любовь к природе.

Методы и приёмы:

- словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение);

- наглядный (картинки с изображением времён года, схемы и карточки для познавательно-исследовательской деятельности, предметы для описания их качества);

- практический (исследовательская деятельность);

- игровой (дидактическая и интерактивная игра);

- методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка детьми результатов деятельности).

Подготовительная работа: беседы о временах года и их признаках, рассматривание иллюстраций, изучение названий месяцев, дней недели, просмотр мультфильма «Каникулы в Простоквашино», разучивание цветов радуги, описание предметов, разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки.

Оборудование: Экран, проектор, компьютер, колонки, презентация, столы для заданий, стульчики по количеству детей, семь конвертов разных цветов, иллюстрации с изображением времён года, интерактивная игра «Найди лишнее», мешочек с предметами для описания, бумага, ножницы, ёмкость с водой на каждого ребёнка для исследования, схемы «Свойства бумаги», карточки «Правила поведения в лесу».

Технологическая карта НОД

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время (примерное)

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ  Организационный момент 

Входят члены комиссии, садятся на стулья

Воспитатель: – Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Почта»

Дети: – Здравствуйте!

2

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия 

 

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Над рекою коромысло

Разноцветное повисло,

Словно гном из доброй сказки,

Расплескал по небу краски…

- Правильно, я для вас приготовила красивую картину. Вот она, смотрите!

Слайд (На слайде изображение радуги).

Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,

Все дорожки не простые, а волшебные такие!

По дорожкам  кто пройдет - тот играет, много знает,

Всегда красиво говорит,

В подготовительную группу перейти спешит!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу?

Слайд. (Вдруг радуга исчезает, дует ветер).

Воспитатель: Что-то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь перейдем в подготовительную группу? Придется, наверное, остаться в старшей группе, так как я не смогу нарисовать такую же радугу, не помню порядок расположения цветов.

(В группу заходит почтальон с пустой сумкой)

Почтальон: Здравствуйте, дети!

Воспитатель (детям): Кто к нам пришёл? Как вы догадались?

Почтальон: Правильно, я почтальон. Принёс вам посылку. Но сейчас я не могу её отдать. Мне нужна ваша помощь. Была хорошая погода, в небе появилась  радуга. Вдруг поднялся сильный ветер, набежали тучи, и все конверты из сумки улетели в сторону вашей группы. Мне кажется, что они где-то здесь. Друзья, помогите их найти.

Воспитатель (детям): Поможем почтальону?

Почтальон: Но есть одно условие: конверты нужно собрать в правильном порядке по цветам радуги. В каждом конверте задание. Если вы справитесь, то вернёте радуге все цвета. Вы готовы? Удачи вам!

(Почтальон уходит)

Воспитатель: Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год?

 

Дети:  Радуга

Дети: Да

Дети здороваются с почтальоном

Дети: Это почтальон, потому что он в синей форме и с сумкой.

Дети: Да!

Дети: Да, готовы!

3 мин.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3

Актуализация знаний 

Воспитатель:  Прежде чем приступить к выполнению заданий, вспомните, сколько цветов у радуги?

Воспитатель: Конверт какого цвета будем искать первым?

Воспитатель: Скорее, откроем конверт!

(Читает задание)

1 задание. Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,

Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,

Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?

Воспитатель: Матвей, найди картинку о весне! Почему ты выбрал именно эту картинку? Назови весенние месяцы.

Воспитатель: Молодец! После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна?

Воспитатель: Какое время года наступает после весны?

Лера, найди картинку о лете! Объясни свой выбор. Назови летние месяцы.

Воспитатель: Какое время года следует за летом?

Азалия, найди соответствующую картинку! Назови осенние месяцы.

Воспитатель: Назовите время года, следующее за осенью.

Женя, найди нужную картинку! Назови осенние месяцы.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с первым заданием. Сейчас мы сможем вернуть радуге красный цвет. Кирилл, подойди к доске, открой красный цвет.

Дети: Семь

Дети: Красного цвета

(Находят красный конверт)

Дети: Весна

Ребёнок находит нужную картинку, объясняет свой выбор, называет весенние месяцы.

(Дети по очереди называют прилагательные к существительному)

Дети: Долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.

Дети: Лето

Ребёнок находит нужную картинку, называет летние месяцы.

Дети: Осень

Ребёнок находит нужную картинку, называет осенние месяцы.

Дети: Зима

Ребёнок находит нужную картинку, называет осенние месяцы.

Ребёнок подходит к электронной доске и с помощью стилуса нажимает на красный цвет.

3 мин.

4

Закрепление пройденного материала, повторение

 

Воспитатель:  Ребята, а каким цветом следующая дорожка радуги?

2 задание. Интерактивная игра «Найди лишнее».

Воспитатель: Всё верно, вы справились и с этим заданием. Нам нужно отдохнуть и сделать зарядку для глаз.

Зрительная гимнастика «Радуга»

Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем.
В классе радугу построим.
Вверх по радуге пойдем. 
Вправо, влево повернём,
А потом скатимся вниз.
Жмурься сильно, но держись.

Поморгать глазами.

Посмотреть влево – вправо. 

Посмотреть вверх.

Закрыть глаза ладошками. Посмотреть по дуге вверх.

Воспитатель: Влад, подойди к доске, открой оранжевый цвет.

Дети: оранжевого (выбирают 2 конверт оранжевого цвета).

Каждый ребёнок  по очереди из группы предметов выбирают лишний, объясняют свой выбор.

Дети повторяют движения глаз за воспитателем

Ребёнок подходит к электронной доске и с помощью стилуса нажимает на оранжевый цвет.

3 мин.

5

Коммуникативная деятельность

 

Воспитатель: Чтобы появилась следующая дорожка радуги, вам необходимо правильно выполнить задание. Какой конверт будем искать?

3 задание. «Что из чего сделано» (чудесный мешочек). 

Воспитатель: В этом чудесном мешочке находятся предметы, которые сделаны из различных материалов. Каждый из вас достанет из мешочка один предмет, скажет, из какого материала он изготовлен, назвать его качество-какой?

Воспитатель: Замечательно. Лера, подойди к доске, открой жёлтый цвет.

 Дети: конверт жёлтого цвета (выбирают 3-й конверт)

Дети по очереди достают из мешочка предмет, называют его, из чего он изготовлен, какой он. (Это ложка, она изготовлена из дерева, деревянная ложка и т.д.).

Ребёнок подходит к электронной доске и с помощью стилуса нажимает на жёлтый цвет.

 3 мин.

Физминутка

6

Воспитатель: Конверт какого цвета ищем после жёлтого? Посмотрим, что в нём.

(воспитатель открывает конверт),

А теперь вспомним дни недели.

Физкультминутка  “Дни недели”

В понедельник я купался,

а во вторник рисовал

В среду - долго умывался,

а в четверг – в футбол играл

В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал

А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал!

Воспитатель: Мы отдохнули, и теперь можем открыть следующий цвет. Артём, подойди к доске, открой зелёный цвет.

Дети: конверт зелёного цвета (находят 4-й конверт)

Один ребёнок рассказывает. Остальные дети встают в круг, повторяют движения за ним.

Ребёнок подходит к электронной доске и с помощью стилуса нажимает на зелёный цвет

1 мин.

Исследовательская работа

7

Воспитатель: Пойдемте искать следующий конверт. Какого цвета он будет?

(воспитатель открывает конверт)

Воспитатель: Мы оказались в лаборатории. Чем здесь занимаются?

Воспитатель: Сейчас мы тоже займёмся исследованием. У меня в руках конверт. Из чего он изготовлен?

Воспитатель: Верно! Наша задача определить, какими свойствами обладает бумага. Садитесь за свои рабочие места. Скажите, какие правила нужно соблюдать в лаборатории?

Воспитатель: Прежде, чем начать работу, выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая игра «Дождик»

Вышел дождик на прогулку,

Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку                

Вымыл зонтики прохожих,

Крышу дома вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

Дождик кончился – устал.     

Воспитатель: На столах у вас лежит обычная бумага и салфетки.

Проведём 1 опыт: Как вы думаете, легко ли смять бумагу?

Возьмите красную бумагу и сомните её.

А теперь возьмите красную салфетку и также сомните ёё.

Что было сложнее смять?

Какой можно сделать вывод?

Воспитатель: Найдите, пожалуйста, нужную схему.

2 опыт.

Возьмите оранжевую бумагу и сложите ёё.

А теперь возьмите оранжевую салфетку и также сложите её.

Какой можно сделать вывод?

Воспитатель: Найдите подходящую схему.

3. Опыт. 

Воспитатель: Легко ли нам будет порвать или разрезать бумагу? Попробуем разорвать желтую бумагу и салфетку на две части.

У всех одинаково рвётся? Почему?

Какой можно сделать вывод?

4. Опыт. 

Воспитатель: Как ещё можно разделить бумагу и салфетку на части?

Возьмите зелёную бумагу и разрежьте ножницами на две части.

Какой сделаем вывод?

5. Опыт с водой. 

Воспитатель: Что будет с бумагой, если её опустить в воду? Опустите синий листок бумаги и салфетку  в тарелку с водой.

Что произошло?

Воспитатель: У нас осталась последняя карточка. Подумайте, какое свойство воды в ней зашифровано?

Каждая схема после выводов детей располагается на магнитной доске

Воспитатель: Справились с заданием! Открываем следующий цвет. Артём, подойди к доске, открой голубой цвет.

Воспитатель: Скажите, из чего человек изготавливает бумагу?

Воспитатель: А где растут деревья?

Это означает, что мы должны беречь лес. Для того, чтобы рассказать о правилах поведения в лесу, нам необходимо найти следующий конверт. Какого он цвета?

Воспитатель открывает синий конверт, в котором находятся карточки правил поведения в лесу, и раздаёт каждому ребёнку по одной карточке.

Воспитатель: У вас в руках карточки, на которых изображено, что нельзя делать в лесу? Расскажите по этим карточкам правила.

Воспитатель: Вы правильно рассказали о правилах поведения в лесу. Азалия, подойди к доске, открой синий цвет.

Дети: конверт голубого цвета (находят 5-й конверт)

Дети: проводят опыты

Дети: конверт изготовлен из бумаги (бумажный конверт).

Дети садятся за столы и рассказывают о правилах поведении в лаборатории (ничего не трогать без разрешения, выполнять все инструкции  воспитателя)

Загибают по 1 пальцу на каждую строчку

Трясут кистями рук - как бы стряхивая воду

Дети: Да, легко!

Дети выполняют задание

Дети: легче смять салфетку.

Дети: бумага мнется; чем толще бумага, тем она труднее мнется.

Один ребёнок выбирает схему и делает вывод, что бумага мнётся

Дети выполняют задание

Дети: бумага складывается.

Один ребёнок находит схему и делает вывод, что бумага складывается

Дети выполняют задание

Дети: легче разорвать салфетку, потому что она тоньше.

Дети: бумага рвётся.

Один ребёнок находит схему и делает вывод, что бумага рвётся

Дети: разрезать ножницами.

Дети выполняют задание

Дети: бумага разрезается ножницами; чем толще бумага, тем она труднее разрезается.

Один ребёнок находит схему и делает вывод, что бумага режется ножницами

Дети выполняют задание

Дети: салфетка намокла быстрее, бумага тоже намокает, но ей потребуется больше времени.

Один ребёнок находит схему и делает вывод, что бумага намокает в воде

Дети делают вывод, что бумага горит

Ребёнок подходит к электронной доске и с помощью стилуса нажимает на голубой цвет

Дети: Бумага сделана из дерева.

Дети: Деревья растут в лесу.

Дети: конверт синего цвета (находят 6-й конверт)

Дети по очереди показывают карточку и рассказывают правило

(нельзя разводить костры, разорять птичьи гнёзда, не ломать ветки деревьев и т.д.).

Ребёнок подходит к электронной доске и с помощью стилуса нажимает на синий цвет

1 мин.

0,5 мин.

1 мин.

0,5 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

2 мин.

 8

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Все ли цвета радуги мы открыли?

Воспитатель: Нам осталось найти последний конверт.

Воспитатель: Для того, чтобы открыть последний цвет радуги, ответьте на вопросы.

- Напомните мне, что мы сегодня делали на занятии? Кому помогли?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Какое задание вызвало затруднения?

Воспитатель: Матвей, открой фиолетовый цвет.

Воспитатель: Вот и появилась наша радуга! Вы сегодня меня очень порадовали, все молодцы! 

Дети: Нет, остался фиолетовый цвет.

Дети находят фиолетовый конверт

Ребёнок подходит к электронной доске и с помощью стилуса нажимает на фиолетовый цвет

 1 мин.

Рефлексия

 

Рефлексивный прием «Посылка».

Звучит музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино», входит почтальон. Воспитатель вместе с детьми вручает ему все конверты.

Почтальон: Друзья мои, как я рад, вы нашли все конверты, справились с заданиями, и в небе снова появилась радуга. За ваш труд я отдаю вам посылку. Она ваша!

Воспитатель и почтальон открывают посылку,   достают подарки- медали и сладкие призы – и  вручают детям.

 1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой НОД по познавательному развитию (развитие математических способностей) в старшей группе "Сюрпризы от Бабы - Яги"

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию (развитие математических способностей)                    ...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей. Тема: «Веселое путешествие» (старшая группа)

Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей.Тема: «Веселое путешествие»Цель: Выявить качество знаний детей по данному разделу программы.Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о сво...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в старшем (6 – 7 лет) дошкольном возрасте по проекту: «Цветы весны»

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в старшем (6 – 7 лет) дошкольном возрасте по проекту: «Цветы весны»Цель: формировать представление о многообразиицветочного мира и о бережном к н...

Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Что такое радуга» (экспериментирование-рисования)

Цель: создание условий для познавательно-исследовательской (получения радуги в домашних условиях с помощью подручных материалов) деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Конспект итогового ООД по познавательному развитию в старшей группе «Поможем принцессе»

Конспект итогового ООД по познавательному развитию в старшей группе "Поможем принцессе"...

Конспект итогового ООД по познавательному развитию в старшей группе «Поможем Снеговику»

Конспект итогового ООД по познавательному развитию в старшей группе"Поможем Снеговику"...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в старшей группе «О чём поют весной нам птицы»

Формировать у детей представление о перелётных птицах, воспитывать бережное отношение к живой природе.                            ...