: «Наука - это здорово! Чудо вода!»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
На тему: «Наука - это здорово! Чудо вода!»
(для детей средней группы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_voda.docx | 832.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"
"Детский сад общеразвивающего вида № 103 "Золотой ключик"
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
На тему: «Наука - это здорово! Чудо вода!»
(для детей средней группы)
Подготовила и провела воспитатель 1 кв.категории: С. И. Игнова
Цель. Формирование познавательно – исследовательской активности детей, создание условий для развития желаний у детей экспериментировать с водой.
Программное содержание.
Обучающие. Уточнять и расширять знания детей о неживой природе - воде, ее свойствах. Продолжать формировать представления о воде, ее роли и значении в природе и жизни человека.
Развивающие. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность: учить проводить знакомые опыты с водой, познакомить с новыми свойствами воды. Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы. Активизировать словарь: глобус, модель, планета, лаборатория
Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Методические приемы: Наглядный (рассматривание, наблюдение). Игровой (игра малой подвижности «Море волнуется раз…). Практический (опыты). Словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы).
Материал: Глобус, одноразовые прозрачные стаканчики с водой (на каждого ребенка), с молоком, с яблочным соком (на каждого ребенка), пуговица красного цвета, ложки, лед, салфетки, емкость с водой, бумажные заготовки цветов (на каждого ребенка).
Предварительная работа: Беседы «Для чего нужна вода?», «Что случится, если исчезнет вода?», «Давайте беречь воду вместе!», «Круговорот воды в природе»; чтение стихотворений, потешек, рассматривание иллюстраций, наблюдение в природе, слушание аудиозаписи «Звуки природы»: «Шум капель», «Шум дождя», «Шум моря», просмотр м/фильмов «Берегите воду!», «Капля», «Капитошка», «Возвращение Капитошки».
План НОД:
Вводная часть (мотивационный момент)
Основная часть.
Практическая часть. Эксперимент. Опыты.
Игровая часть.
Рефлексия: итог НОД.
Ход ООД
Вводная часть (мотивационный момент).
Воспитатель вносит глобус в группу, привлекая внимание детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус - это модель нашей планеты. Это Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Воспитатель и дети рассматривают глобус.
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель. Верно, как вы думаете, что обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: Воды.
Воспитатель: Да, правильно-воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети: Животным. Растениям. Людям.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на Земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети: Готовят пищу, стирают, поливают растения, пьют, умываются, купаются в воде.
Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно. Присаживайтесь на стульчики.
Основная часть.
Воспитатель: Послушайте загадку.
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтобы росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли, чтобы варились кисели.
Чтобы не было беды, жить нельзя нам без … (воды)
Дети: Воды.
Воспитатель: Вода необходима всему живому на земле! А сейчас, ребята, я приглашаю вас отправиться в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. А чтобы все получилось, даже в сказочной лаборатории, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды необходимо соблюдать правила поведения:
• Внимательно слушать воспитателя
• Не разговаривать слишком громко
• Не забывать, что после каждого опыта необходимо сделать вывод.
Практическая часть. Эксперимент. Опыты.
Опыт 1 (с соком)
Воспитатель. Ребята, скажите, какой вкус у лимона?
Дети: Кислый
Воспитатель: А конфета, какая на вкус?
Дети: Сладкая.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе стоят 2 стакана, на одном цифра № 1- он с соком, а другой под цифрой №2- с водой. В каком из них сок, а в каком сок?
Дети: Вода в стакане под № 2, а сок под №1.
Воспитатель: Правильно! Вода в стакане под № 2, она чистая и прозрачная.
Предлагаю вам взять по стакану сока и попробовать его.
Дети подходят, берут по стакану с соком, пробуют, затем ставят стаканы на место.
Воспитатель: Какой вкус у сока?
Дети: Сладкий, вкусный, яблочный.
Воспитатель: А теперь возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая вода на вкус?
Дети подходят, берут по стакану с водой, пробуют, затем ставят стаканы на место.
Дети: Вода безвкусная.
Воспитатель: Так есть ли вкус у воды?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, значит какой сделаем вывод, что вода-безвкусная!
Дети: Что у воды нет вкуса!
Воспитатель: Молодцы!
Опыт 2 (с водой)
Воспитатель: Перед вами стоят два стаканчика: один пустой, другой с водой. Воспитатель берет стаканчик с водой и медленно переливает воду в пустой стаканчик.
Воспитатель: Слышите, как она звучит? Вода льется и мы ее слышим. А если она льется, значит, она какая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана в доме. Делаем вывод: Вода – жидкая
Опыт 3 (с молоком)
Воспитатель: Ребята, какого цвета молоко?
Дети: Белого.
Воспитатель: А, что вы можете сказать про воду?
Дети: У воды нет цвета.
Воспитатель: Давайте это проверим. Закройте глаза, я опущу в молоко пуговицу, ваша задача – отгадать, какого цвета пуговица в стакане.
Воспитатель опускает в стакан с молоком пуговицу красного цвета.
Воспитатель: Открываем глаза. Какого цвета пуговица в стакане?
Дети: Её не видно.
Воспитатель: Почему?
Предположительные ответы детей.
Воспитатель ложечкой достает пуговицу из молока, салфеткой вытирает. Показывает детям пуговицу красного цвета, затем погружает эту же пуговицу в стакан с водой.
Воспитатель: Ребята, а теперь мы видим, какого цвета пуговица?
Дети: Да, мы видим, что пуговица красного цвета.
Воспитатель: Почему в этом стакане видно пуговицу?
Дети: Потому, что вода прозрачная.
Воспитатель вопросами подводит детей к выводу, что вода не имеет цвета.
Дети: Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт 4 (со льдом)
Воспитатель показывает детям на тарелочке лед.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое?
Дети: Лед
Воспитатель: Возьмите кусочек льда в руки. Что произошло с вашими руками? Дети: Они стали мокрыми.
Воспитатель: Почему руки стали мокрыми?
Дети: Лед тает.
Воспитатель: А почему лед стал таять?
Дети: Наши руки теплые и еще тепло в группе.
Воспитатель: Положите лед на салфетку. Что происходит с салфеткой?
Дети: Она стала мокрой.
Воспитатель: Правильно ребята, лед тает и превращается в воду. Значит делаем вывод: вода бывает не только жидкой, но и твердой в виде льда.
Игровая часть.
Воспитатель: Ребята, проходите и вставайте в круг. Сейчас мы с вами поиграем в игру. «Море волнуется раз….», но сначала выберем ведущего считалкой.
Воспитатель зачитывает считалочку:
Вдаль бежит река лесная,
Вдоль нее растут кусты.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем - водишь ты!
С помощью считалки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри….
Игроки в это время кружатся, раскачиваются. При слове «замри», игроки должны замереть в позе, изображающей любой морской предмет. Ведущий подходит к кому- либо, дотрагивается до него «оживляя фигуру». Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал, что за фигуру он загадал. Тот, кто изобразил наиболее похоже, становится ведущим, и игра начинается сначала. Повтор 2-3 раза.
Воспитатель: Ребята, вы любите, когда происходит волшебство?
Воспитатель показывает опыт «Цветок, распустившийся на воде». Заранее из бумаги вырезаем цветок, загибаем лепестки по пунктирным линиям внутрь, кладем бумажный цветок в емкость с водой.
Воспитатель: Что происходит с цветком?
Дети: Цветок распускается.
Воспитатель: Да, вода проникает в бумагу, она набухает, сгибы на ней распрямляются и цветок распускается. Хотите стать волшебниками, тогда каждый возьмёт по заготовке цветка и опустит на воду.
Дети повторяют за действиями воспитателя, наблюдают, как распускается цветок.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами рассматривали глобус, нашли на глобусе моря и реки, и океаны, еще мы побывали в сказочной лаборатории и проводили опыты. Какой опыт тебе, Кирюша, больше всего понравился?
Ответ Кирюши и других детей.
Воспитатель: Мы с вами узнали свойства воды. Какие вы запомнили?
Дети: (предположительные ответы детей). У воды нет вкуса, вода жидкая, вода не имеет цвета, вода бывает не только жидкой, но и твердой - в виде льда.
Воспитатель: Понравилось вам наше занятие. Что новое узнали? Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено.
Приложения
Интернет-ресурсы:
https://www.maam.ru/detskijsad/otkrytoe-nod-opyty-s-vodoi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное Интерактивное дидактическое мультимедийное пособие на тему: "Чудо водичка"
Мультимедийное пособия для закрепляющих занятий по экологии или Окружающий мир. Расчитано для детей среднего и старшего возраста....
Конспект занятия по познавательному развитию «Наука - это здорово! Чудо – яйцо!».
Создание условий для развития у детей познавательной активности и интереса к экспериментально – познавательной деятельности....
Непрерывная образовательная деятельность (НОД) Опытно-экспериментальная деятельность по экологии в 1 младшей группе «Солнышко» Тема : чудо-вода (экспериментирование с водой)
Цель : познакомить детей со свойствами воды, ее значениемЗадачи :1. Дать детям понятие о свойстве воды (познавательное развитие)2. Развивать любознатель...
Наука о здоровье здоровых людей
Консультация для родителей о том, что такое валеология....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»
Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»
Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...
Основы науки и естествознание "Волшебница вода" в младшей группе.
Малыши на этой неделе продолжают знакомиться со свойствами воды: вода - источник жизни, роста, она прозрачная, жидкая, она растворяет. С помощью нее мы умывается, моемся, готовим кушать......