Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старшей группы на тему: «Земноводные, пресмыкающиеся»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
для старшей группы
на тему: «Земноводные, пресмыкающиеся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_o_presmykayushchihsya.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
для старшей группы
на тему: «Земноводные, пресмыкающиеся и насекомые»
Цель:
познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными; закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных; формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни земноводных и пресмыкающихся;развивать активную речь детей: земноводные (лягушка, тритон) и пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); земноводное - амфибия, пресмыкающееся – рептилия. Беседа о насекомых с показом карточек. Расширять активный и пассивный словарь
Оборудование:
демонстрационный материал: (картинки) с изображением пресмыкающихся (крокодил, змея, ящерица, черепаха) и земноводных (лягушка, тритон);
раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея, лягушка, черепаха, крокодил).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка) Тогда отгадайте такую загадку.
Животные не водные
И не совсем земные
Прекрасно плавают в воде
Но сухопутные вполне
- Как вы думаете, о ком эта загадка? (ответ). Давайте, попробуем разобраться вместе.
2. Кто такие земноводные?
- Отгадай такие загадки:
Летом в болоте
Её вы найдете.
Зеленая квакушка –
Кто это? (лягушка – предъявляется картинка)
Он в пруду под ряской пышной
Под раскидистым кустом.
Как всегда свободно дышит
Черным сплюснутым хвостом (тритон – предъявляется картинка)
- Как этих животных можно назвать одним словом? (ответ).
- Это земноводные животные. Что означает слово земноводные? Из каких двух слов оно состоит? (земля и вода). Почему они так называются? (ответ). Земноводные – это такие животные, которые одну часть своей жизни проводят в воде, а другую – на суше. Земноводных также часто называют «амфибии», что в переводе с греческого языка означает «ведущий двойную жизнь».
- Обычно кожа земноводных эластичная, очень тонкая и не защищена ни мехом, ни чешуёй, ни роговыми пластинами. А необычайная важность её заключается в том, что земноводные дышат не только с помощью лёгких, но и через кожу. Для такого дыхания необходимо, чтобы кожа постоянно была влажной.
- Земноводные пьют воду не так как мы, они всасывают ее через кожу. Вот почему этим животным необходима сырость или близость водоема.
3. Физкультминутка «Две лягушки»
Видим – скачут по опушке Повороты в стороны
Две зелёные лягушки
Прыг-скок, прыг-скок Переступание с носка на пятку
Прыгать с пятки на носок
На болоте две подружки Руки на поясе, полуприседания вправо-влево
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались. Выполнять движения в соответствии с текстом
Полотенцем растирались
Ножками топали
Ручками хлопали
Вправо наклонялись
Влево наклонялись
Вот здоровья в чём секрет Ходьба на месте
Всем друзьям – физкульт привет!
4. Кто такие пресмыкающиеся?
- Я хочу загадать вам ещё несколько загадок.
Он на экваторе живет.
И у него огромный рот.
Он солнце в сказке проглотил.
Кто? Догадался? – (крокодил –предъявляется картинка)
Шелестя, шурша травой,
Проползает шнур живой,
На земле клубком свернется.
Угадали, как зовётся? (змея – предъявляется картинка)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах! –
Удрала, а хвост в руках. (ящерица – предъявляется картинка)
Очень медленно идет,
Дом она с собой несет.
Испугается чего-то,
В панцирь с головой уйдет (черепаха – предъявляется картинка)
- А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ). Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т. к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями.
- У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами.
5 - Посмотрите, у меня есть картинки.
- Скажите, что получилось (змея и лягушка). Кто из них пресмыкающиеся, а кто – земноводное?
6 Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»
Пять маленьких рыбок играли в реке.
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)
Лежало большое бревно на песке
(Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение)
Вторая сказала: «Но здесь глубоко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями)
А третья сказала: «Мне хочется спать»
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать
(Быстро качаем ладонями – дрожь)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот)
Плывите отсюда чтоб не проглотил!»
(Запястья соединены. Ладони)
Воспитатель:
- Отгадайте загадку:
На цветок пахучий
Сел цветок летучий,
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, -
Он вспорхнул и улетел.
Что это за насекомое?
- Бабочка.
- Посмотрите на бабочку на рисунке.
- С чем сравниваются крылья бабочки? (с цветком)
- Какие крылья у бабочки?
Дети: яркие, воздушные, легкие, большие.
- А сколько у бабочки крыльев?
Дети: - Четыре.
- Почему лесу стало плохо без бабочек?
Дети: - Бабочки опыляют цветы, без них не будет семян, не будет новых цветов.
- Как они переносят пыльцу с цветка на цветок?
Воспитатель:
- Услышав еще одну загадку, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости.
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.)
- Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? (Есть.) Сколько у нее ножек?
Пчела может летать, так как у нее есть крылышки. Пчела очень трудолюбивая и заботливая.
А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:
Удивительно силен,
Не смотри,что мал:
Ведь в лесу с друзьями он
Гору натаскал.
- Как называется гора, которую натаскали муравьи?
- Из чего муравьи строят муравейник? (Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника иголки, мелкие веточки, кусочки коры.)Живут муравьи семьями, в домах-муравейниках, большая часть которых находится под землей.Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьи-няньки заботятся о потомстве. У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове – усики. Он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает. Муравьи живут там, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи – полезные насекомые. Если бы их не было, лес мог бы быстро погибнуть. Муравьи спасают наш лес.
7 Итог занятия
- О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся и земноводных)
- Расскажите, почему земноводные называются земноводными? (ответ). А пресмыкающиеся? (ответ). А как они называются по-другому? (земноводные – это амфибии, а пресмыкающиеся – рептилии).
- Перечислите пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица). А теперь назови земноводных (лягушка и тритон).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".
В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Вода в жизни человека"
Совершенствовать представления детей о значении воды в жизни человека....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Домашние животные»
Закрепить названия домашних животных и их детёнышей, знания об их назначении и пользе для человека....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»
Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»
Задачи:Образовательные: I.Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.II. а) Уточнение знаний детей о свойствах почвы: ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старшей группы на тему: «Земноводные, пресмыкающиеся и насекомые»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающимдля старшей группына тему: «Земноводные, пресмыкающиеся и насекомые»...