Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Задачи:
Образовательные: I.Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.
II. а) Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
б) Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы:
- назвать предмет в целом (почва);
- при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;
- при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д.
Развивающая: развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.
Воспитательные: Воспитание экологической культуры:
- формировании правильных способов взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, лекарственные растения).
- сопереживание всему живому, восприятие красоты природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе
на тему: «Почва – живая земля»
Воспитатель : Дрокина Елена Анотольевна
МБДОУ №1
2015
Задачи:
Образовательные: I.Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.
II. а) Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
б) Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы:
- назвать предмет в целом (почва);
- при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;
- при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д.
Развивающая: развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.
Воспитательные: Воспитание экологической культуры:
- формировании правильных способов взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, лекарственные растения).
- сопереживание всему живому, восприятие красоты природы.
Оборудование: образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва, комочки влажной и рыхлой земли, большая банка, 2 банки: с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла), баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок), картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), стаканчики с землей (по количеству детей), семена, наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт,обруч-4 шт.
Ход
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки.
Видал ли ты когда-нибудь семечко 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было крылатое семечко стоит ветвистое дерево.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
- Вы догадались, как она называется?
Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).
- А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?
- А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?
- А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай…).
А кормит она не только нас, но и растения.
Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.
Еще почву называют «Подземным царством».
- Как вы думаете, почему?
В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т.д.).
Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.
-Чем они дышат? Как и все воздухом.
Давайте проверим, есть ли в почве воздух.
Опыт 1. Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
Скажите, где воздуха в почве больше – в местах, которые посещают люди (плотно утромбованной) или там, где редко ступает нога человека (рыхлой).
- Давайте проверим.
Для этого возьмем кусочек с клумбы (рыхлой почвы) и с места, где часто ходят люди – тропинки (уплотненной почвы).
Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована стопа ноги человека, а рыхлой с наклейкой цветка и начинаем наблюдать, где будет больше выходить пузырьков.
Так, где же воздуха больше? (в рыхлой почве).
- Где подземным жителям легче дышать?
- А почему в уплотненной почве воздуха меньше?
Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как - бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Давайте это увидим сами.
Опыт 2. Для этого возьмем рыхлую, влажную почву и рассмотрим ее, как она выглядит.
Посмотрите, что внутри комочков есть пустые места, там и прячется воздух.
- А сейчас сожмите кусочек земли в руке.
- Что с ним произошло? Каким он стал?
- Он увеличился или уменьшился? Почему?
Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел». Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.
- Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему?
- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?
Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.
А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Предлагаю разгадать кроссворд. Я буду загадывать загадки ,а отгадки будем вписывать в наш кроссворд.
1)Маленький рост, длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)
2)Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у … (крота)
3)Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки. ( дождевой червь)
4)Погляди на молодцов: веселы и бойки
Волокут со всех концов, материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг, тут народ хороший.
Без работы, хоть убей жить не может…(муравей)
5)Скачет зверушка, не рот а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)
Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.
ИГРА «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЧЕРВЯЧКИ»
Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «лекарственное растение». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «лекарственных растений». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники лекарственных растений. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-лекарственные растения дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к растению и отдает. Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему растению.
- К своей земле нужно относиться бережно, кроме всего не нужно ее загрязнять.
Сейчас мы увидим, как происходит загрязнение почвы.
Опыт 3. Рассмотрим воду у меня в баночках.
- Чем они отличаются?
Да, в одной чистая вода, а в другой грязная, которая осталась после стирки. Такую воду мы выливаем в раковину или выплескиваем на землю.
- Что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной?
Давайте польем почву в одной банке чистой водой, в другой грязной.
- Что изменилось?
В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку.
А во второй? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки.
Представьте себя на месте дождевого червяка или крота.
- Какую бы почву вы выбрали для своего дома?
- Что бы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их?
Вывод: В жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и «мертвая вода» - грязная, когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть.
- Откуда берется «мертвая вода»?
Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей и т.д.
Во многих местах на нашей планете почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить, поить растения чистой водой, животные не могут жить в такой почве.
Поэтому необходимо бережно относится к «Подземному царству», стараться делать так, чтобы в нем всегда было чисто.
А сейчас, чтобы увидеть, как действительно горсточка семян в земле превращается в лекарственные растения, мы посеем их в наши колеса с землей. И в дальнейшем будем наблюдать за их появлением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".
В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Россия - Родина моя!"...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Вода в жизни человека"
Совершенствовать представления детей о значении воды в жизни человека....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему «Домашние животные»
Закрепить названия домашних животных и их детёнышей, знания об их назначении и пользе для человека....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля»
Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Морское путешествие"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему "Морское путешествие"...
План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "Почва - живая Земля. Посадка кедра"
Конспект НОД по экологии, с учетом регионального компонента...