проект "Чему мы учимся у природы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50
Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников
«Я – исследователь»
Исследовательская работа
Тема: «Чему мы учимся у природы»
Автор:
Подопригора Мария Романовна,
Научный руководитель:
Рогинская Светлана Владимировна,
Воспитатель
ст.Анастасиевская
2021 г.
Введение.
Летом, играя на веранде, мы с ребятами увидели вьющихся над головою ласточек, они были так увлечены постройкой гнезда, что ничего не замечали вокруг, даже нас не боялись. В своих маленьких клювиках они носили глину и воду и усердно мастерили гнездо, а мы все три дня наблюдали за ними. Воспитатель рассказала нам интересную историю. Первобытные люди жили в пещерах. Однажды в пещеру залетела ласточка. Ей очень понравилось в пещере. Там было сухо и тепло. Вот она и решила построить в пещере себе гнездо. Несколько дней трудилась ласточка, носила в клювике мокрую глину и траву, а человек с интересом наблюдал за ней.
Так люди научились у ласточек строить дома из глины. У нас на Кубани такие дома назывались мазанками. В таких домах зимой было тепло, а летом – прохладно. Узнав о таких свойствах глины, человек начал делать глиняную посуду. В такой посуде пища долго остается горячей.
Мы даже провели эксперимент: Из чайника налили горячей воды в глиняный горшочек и в железную кастрюлю. Через некоторое время выяснили, что вода быстрее остыла в железной кастрюле. Глиняный горшок дольше остывает.
После этой истории мне захотелось узнать, чему еще звери, птицы и насекомые научили человека.
Цель: выявление сходства между предметами рукотворного мира и живой природой.
Задачи:
- Познакомиться с разнообразием живой природы и определить ее взаимосвязь с человеком;
-Найти в природе растения, насекомых, птиц, животных, у которых человек научился чему-то полезному;
- Анализировать внешний облик животных, птиц, насекомых и искать сходство с окружающими предметами, окружающими нас в быту;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Гипотеза. Мы предположили, что все, что изобрел человек, он увидел у растений, насекомых, животных и птиц.
Актуальность. Люди веками наблюдают за чудесами природы и черпают идеи для своих изобретений. Так появилась отдельная наука бионика. Мы мало о ней знаем, но если с нею поближе познакомиться, то можно совершить много открытий. В каждом творении природы мы можем искать подсказки и использовать их в нашей жизни.
Методы: беседы с воспитателями и родителями, рассматривание энциклопедий, наблюдения, опыты.
Объект исследования: обитатели живой природы
Предмет исследования: предметы рукотворного мира
Основная часть.
Очень интересно, как человек изобрел столько всего нужного, что делает нашу жизнь удобной? Воспитатель подсказала мне, что в природе светит солнышко, а в нашем доме свет идет от лампы. Но солнце не только светит, но еще и греет. Значит, его можно сравнить еще с домашним обогревателем, плитой, батареей отопления. В природе идёт дождь, а в нашем доме есть душ, настоящий тропический ливень. В природе - ветер, а в доме вентилятор. У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь вырывается из вулкана. В природе выпадает снег, накапливается лед на высоких горах, а в обычном доме человек научился «делать снег» в холодильнике.
1.1 Наблюдение за насекомыми.
Стали мы внимательнее ко всему на прогулке присматриваться и увидели паука. Я заметила, какую прочную паутину он плетет, как добывает себе пищу, ловит насекомых. Точно! Паутина очень на сеть похожа, а человек сделал себе такую, чтобы рыбу ловить.
Мы решили провести эксперимент, чтобы узнать, для чего паук плетет мелкую паутину. Взяли сачки с разными сетками (крупной и мелкой) и из таза выловили предметы. Так мы выяснили, что сачки с мелкой сеткой легко вылавливают предметы, а через крупную сетку все выпадает.
Любуясь цветами на клумбе, я увидела стрекозу. Воспитатель подсказала мне, что у нее есть особенность взлетать вверх с места. Мы с ребятами догадались, что так взлетает вертолет. Значит, человек это у стрекозы подсмотрел!
1.2 Наблюдение за птицами.
А ласточки все летают, трудятся, уже птенцов мошками кормят, летают так быстро. Интересно, а что мог придумать человек, наблюдая за птицами? Ну, конечно же, самолет! Что общего есть у самолёта и птиц? Крылья! Я смастерила самолет, и посмотрим, как он умеет летать.
1.3 Наблюдение за растениями.
Как же нам с подружками нравится плести венки из одуванчиков! Это так красиво. А уж если попадется белый пушистик – обязательно буду на него дуть. Семена разлетаются, словно маленькие парашютики. Наблюдая за такими семенами – пушинками, человек изобрел большие парашюты для людей и грузов.
Мы решили провести эксперимент: взяли пакет и сбросили его с высоты. Он повернулся боком и упал. Это не было похоже на парашют. Я поняла, чтоб смастерить парашют, нужен груз под куполом. На пакет с ручками мы прицепили прищепку и сбросили сверху вниз. Воздух, попадая в пакет, надувает его, словно купол парашюта, и пакет плавно опускается вниз. Вот так обыкновенный одуванчик надоумил человека изобрести парашют.
После дождя у нас на площадке вырос гриб. Воспитатель не раз нам говорила, что грибы ядовитые и их нельзя трогать руками. Мы позвали Светлану Владимировну, и она сорвала его. Под шляпкой гриба, словно под зонтиком, сидела маленькая божья коровка. Ну конечно зонтик! Посмотрел человек на гриб и изобрел зонтик.
Эксперимент: Гриб полили из лейки. Божья коровка, которая сидела под грибом не намокла. У гриба широкая непромокаемая шляпка, как крыша. Она защищает от дождя все, что находится под ней.
1.4 Рассматривание энциклопедии
Воспитатель предложила посмотреть энциклопедию. Рассматривая картинки, я увидела у медведя мощные когти, у слона огромные бивни, у тигра острые зубы. Светлана Владимировна говорит, что древний человек, который жил много тысяч лет назад, также смотрел на этих животных и думал: «А не сделать ли мне такие когти, как у медведя, такие бивни, как у слона, такие зубы, как у тигра?» и я догадалась, точно, он сделал себе нож.
Воспитатель напомнила мне, как кошка умеет выпускать и прятать коготки. Именно эта ее особенность подсказала человеку изобрести перочинный нож.
А еще глаза кошки видят в темноте и отражают свет. Это помогло изобрести прибор ночного видения и светоотражатели на дороге.
Цветок росянки липкий и зубастый. Человек посмотрел на нее и придумал капкан для ловли крыс и липкую ленту мухоловку.
Ноги тюленя и лягушки помогли сделать человеку ласты.
Акула своим обтекаемым телом похожа на подводную лодку.
Свернувшаяся змея помогла изобрести человеку мягкий шланг .
Рыба прилипала выделяет липкое вещество, при помощи которого она прилипает к морским обитателям. Именно она помогла изобрести суперклей.
Способность светлячков светиться в темноте помогла человеку придумать светодиодные лампочки.
Способность репейника липнуть ко всему помогла изобрести застежку липучку.
А интересное строение пера птицы помогло изобрести человеку застежку молнию.
Человек изобрел шприц, увидев жало осы.
А червяк подсказал человеку придумать буровую установку.
Наблюдая за перелетом птиц, человек изобрел навигатор.
Вывод.
Очень часто человек отгораживается каменными стенами дома от природы и забывает о том, что рядом с ним живут птицы и звери, растут леса и шумят деревья. А ведь в природе так много всяких тайн, загадок, столько всего интересного! Поэтому как можно чаще нужно общаться с деревьями и травами, птицами и жуками, научиться слушать шум дождя и ветра, и природа еще долго будет делиться с нами своими секретами.
Заключение.
В результате своей работы я удивилась такому разнообразию живой природы. С помощью наблюдений, Интернета, энциклопедий и экспериментов мы нашли в природе растения, насекомых, птиц, животных, с помощью которых человек сделал столько открытий. Наше предположение оказалось верным. Наблюдая за природой, человек учится у неё, используя свои наблюдения с пользой для себя. Теперь я знаю, что это целая наука, называется бионика. Если в лесу гулять да не по сторонам зевать, а присматриваться и прислушиваться – много интересного и полезного заметишь. Природа тебе всегда поможет и подсказку даст. За это природу любить и беречь нужно.
Нас в любое время года учит мудрая природа:
Птицы учат пению, паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
И к тому же в их труде все по справедливости.
Отражение в воде учит нас терпимости
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте:
Каждый день, зимой и летом, дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого не попросит ничего!
У природы круглый год обучаться нужно.
Весь большой лесной народ нас учит крепкой дружбе. (В.Н.Орлов)
Список использованной литературы:
1. Книга для любознательных.- М.: Махаон, 1998.- 93 с.
2. Энциклопедия для любознательных «Потомучка»
Г. Юрмин, А. Дитрих, АСТ. М.: АСТ: Астрель, 2002. — 335 с.
3. Брюс Д. Все, что вы хотели знать о животных. Спросите у тигра. –М: «Росмэн Пресс» 2010
4.Моя планета.ру Телеканал «Чему мы учимся у природы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся беречь природу.
Занятие для детей дошкольного возраста (подготовительная группа), с целью воспитания эмоциональной отзывчивости, умения видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства, воспит...
Учимся восхищаться природой.
рекомендации родителям....
мастер - класс Шумских Н.А. "Учимся рисовать природу"
Актуальность выбранной темы мастер-класса:Изобразительная деятельность ребёнка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить ...
консультация для родителей "Учите любить природу"
консультация...
Проект "Учимся любить природу"
Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы.Воспитание любви к природе через экологический проект....
Семинар- практикум «Учимся любить природу» для родителей и детей 2 младшей группы
Данный материал познакомит родителей младших дошкольников с приемами ознакомления детей с природой, воспитания у них бережного отношения к природе.ю даст представление родителям об игровых метод...
Консультация для родителей «Учите чувствовать природу»
quot;Учите чувствовать природу"...