Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5-6 лет с использованием ИКТ Тема: «Космическое путешествие»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Занятие, посвященное Дню Космонавтики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskoe_puteshestvie.docx | 647.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5-6 лет с использованием ИКТ
Тема: «Космическое путешествие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Способствовать развитию познавательной активности и расширению кругозора детей.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей о космических телах и планетах солнечной системы; познакомить с Циолковским К.Э., Гагариным Ю.А.; сформировать представления об истории покорения человеком космического пространства. («Познавательное развитие»)
2. Формировать умение подбирать слова антонимы; расширять словарный запас названиями космических тел, активизировать в речи названия качеств, которыми должен обладать космонавт; закрепить навык логического рассуждения при отгадывании загадки («Речевое развитие»).
3.Совершенствовать умение взаимодействовать со сверстниками (работа в группе) во время игры-эксперимента («Социально-коммуникативное развитие»)
4. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики. («Физическое развитие»)
Методы и приемы: - практические: пальчиковая игра, игра-моделирование, словесная игра;
- наглядные: показ слайдовой презентации;
- словесные: беседа, загадка, рассказ.
Материалы и оборудование: экран, проектор, маски-шапочки планет, ленточки разных цветов для изображения орбит, музыкальная фонограмма космической музыки, шнур для игры, мячик, игрушка - ракета.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | игра-эксперимент «Солнечная система» |
Игровая | пальчиковая игра «Книга созвездий», игра малой подвижности «Полёт на луну» |
Коммуникативная | Беседа, отгадывание загадки, вопросы, словесная игра «Подскажи словечко», игра «Каким должен быть космонавт» |
Логика образовательной деятельности
№ п/п | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. | Воспитатель приглашает детей встать в круг и поприветствовать друг друга. «В круг скорее соберёмся И друг другу улыбнёмся. Соберёмся в дружный круг. Ты мой друг И я твой друг!» | Дети повторяют за воспитателем слова и мимикой выражают настроение. | Сформирована мотивация образовательной деятельности. |
2. | Сюрпризный момент: Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я нашла вот этот конверт. Его нам прислал Звездочёт. Давайте посмотрим, что там написано. «Дорогие ребята! Я приглашаю вас отправиться в удивительное путешествие. Отгадав загадку, вы узнаете, куда я вас приглашаю». Загадка: Рассыпалось к ночи золотое зерно. Глянешь поутру – нет ничего! (небо и звёзды) Сегодня мы отправимся в космическое путешествие к звёздам. Закройте глаза, сейчас мы отправимся в путь. Звучит космическая музыка, на экране появляется изображение звёздного неба (слайд№1) | Дети слушают и отгадывают загадку. Дети закрывают глаза и под музыку представляют себе «полёт в космос» | Сформировано умение логически рассуждать и называть отгадку. |
3. | Беседа. Воспитатель: Сейчас мы находимся в космосе. - Какие небесные тела мы можем увидеть в космическом пространстве? (планеты, метеориты, луну, звёзды). Звёзды – это раскаленные шары, они большие, светятся, но мы их видим маленькими, потому, что они находятся очень далеко от Земли. У многих звёзд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Орион. Большие звёзды соединяются в созвездия, у которых тоже есть свои названия: Скорпион, Весы, Овен, Стрелец, Дева. | Дети на экране рассматривают изображение звёздного неба Дети отвечают на вопрос воспитателя Дети слушают рассказ воспитателя о звёздах | Уточнены знания о небесных телах Сформированы новые знания о космических телах. |
4. | Давай те с помощью пальчиков попробуем изобразить различные созвездия. Пальчиковая гимнастика «Книга созвездий» Откроем секрет: если ночью не спится, Мы книги чудесной листаем страницы.
На первой странице блестит Огромный сверкающий Кит. А вот свои крылья развёл Прекрасный и гордый Орёл Сияет лучами Корона,
Жираф догоняет Дракона. Бегут за добычею Псы, Качаются тихо Весы. И Лебедь по небу плывёт, И Лира о счастье поёт. Скажите скорей, Где мы это видали? На небе ночном Мы вчера отыскали! | Дети поочерёдно соединяют и разъединяют ладони. Соединяют кисти рук, держа их «ковшиком» Дети соединяют ладони крест – накрест и покачивают ими. Дети раздвигают широко пальцы и показывают над головой корону. Дети делают волнообразные движения кистью руки. Двумя пальцами показывают бег животных. Ладошки сложить «ковшиком» и покачать, словно весы. Кистью руки изобразить лебедь. Дети широко раздвигают пальцы левой руки, а правой показывают игру на арфе. Дети поднимают руки вверх. | Тренируется мелкая моторика рук Удовлетворена потребность детей в движении |
5. | Рассказ воспитателя о покорении космического пространства. Космос всегда интересовал человека, ведь это так важно знать, есть ли жизнь на других планетах. Почти сто лет назад в городе Калуга жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. (Показать слайд №2) Он очень любил наблюдать в телескоп за звёздами и изучал их. Однажды Константин Эдуардович задумал сконструировать такой летательный аппарат, который может полететь к звёздам или долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский придумал такой летательный аппарат, но, к сожалению, у него не было возможности его построить. Через много лет учёные построили первый космический аппарат – спутник Земли (показ слайда№3) Они установили на нём специальные приборы и запустили в космос Полёт прошёл успешно. Теперь учёные решили отправить в космос корабль с собаками Белкой и Стрелкой (показ слайда №4). Они тоже благополучно вернулись на Землю. Тогда учёные решили осуществить свою заветную мечту и отправить в космос человека. 12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин (показ слайда№5-6). На корабле «Восток» он облетел вокруг Земли и благополучно вернулся на Землю. Это было очень радостным и важным событием. С тех пор каждый год 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. - А как вы думаете, для чего человеку было необходимо полететь в космос? -Что космонавт делает на борту корабля? | Дети слушают рассказ воспитателя о Константине Эдуардовиче Циолковском. Дети рассматривают портрет Циолковского К.Э. Дети рассматривают слайд с изображением первого космического спутника Земли. Рассматривают слайд с изображением Белки и Стрелки Дети рассматривают слайд с изображением портрета Ю. А. Гагарина. Дети отвечают на вопросы. | Получены знания о Циолковском К.Э. Сформированы представления детей об истории покорения человеком космического пространства. Дети познакомились с космонавтом Ю. А. Гариным. |
6. | Игра «Назови, каким должен быть космонавт?» | Дети по очереди передают друг другу игрушечную ракету, называя при этом качества, которыми должен обладать космонавт. | Активизированы названия качеств, которыми должен обладать космонавт; |
7. | А теперь давайте уточним, какими качествами не должен обладать космонавт. Игра «Подбери словечко» Воспитатель: Я называю качество, которым не должен обладать космонавт, а вы называете противоположное по значению Ленивый – (трудолюбивый) злой – (добрый) Слабый – (сильный) неряшливый – (аккуратный) Грустный – (весёлый) старый – (молодой) Трусливый – (храбрый) неуклюжий – (ловкий) Глупый - (умный) неграмотный – (образованный) Нетерпеливый – (выносливый) Рассказ воспитателя: За прошедшие годы многие космонавты побывали в космосе. Во время полёта они наблюдают много интересного и очень много работают: ведут медицинские исследования, изучают поверхность Земли и сообщают о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении тайфунов, о пожарах в тайге, обеспечивают телевизионную и радиосвязь. Вот такая сложная работа у космонавтов. | Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч и называет слово, Дети называют слово, противоположное по смыслу. Дети слушают рассказ воспитателя | Сформировано умение подбирать слова антонимы |
8. | - А вы хотите отправиться в космос? Игра «Полёт на луну» | Двое детей встают напротив друг друга, берут в руки противоположные края шнура, с привязанными палочками, на середине которого прикреплена картонная луна. Задача ребёнка: наматывая шнур на палочку как можно быстрее добраться до луны. | Тренируется мелкая моторика рук Исполнена детская потребность в движении |
9. | Рассказ воспитателя: С помощью специальных телескопов учёные выяснили, что наша планета Земля (слайд№7) находится в солнечной системе (показ слайда№8). Кроме нашей планеты вокруг солнца вращается ещё 8 планет (слайды№9-18) Это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Каждая планета вращается вокруг Солнца и движется строго по своей дорожке – орбите. Сейчас мы с вами попробуем представить, как же именно планеты вращаются вокруг солнца | Дети рассматривают слайд с изображением солнечной системы | У детей сформировано начальное понятие о солнечной системе |
10. | Для этого мы проведём небольшую игру – моделирование «Солнечная система». Помогут мне в этом ребята. Детям раздаются маски – шапочки планет и солнца. Затем планеты, в определённом порядке выстраиваются в «солнечную систему» и показывают вращение вокруг Солнца. | Каждый ребёнок в стихотворной форме представляет свою планету. Солнце – звезда, преогромнейший шар. Свет излучает, как будто пожар. Ну, а планеты тот свет отражают. Солнце – светило, они обожают! Меркурий – ближайшая к солнцу планета. Он залит лучами горячего света. Так много ему достаётся лучей, что эта планета других горячей. Очень близко к нам, но всё же, с несусветной высоты смотрит вниз на нас Венера. Названа планета эта в честь богини красоты. Наша Земля – голубая планета. Воздухом свежим и солнцем согрета. Нет, вы поверьте, Земли голубей от синевы рек, озёр и морей. Марс – пустынная планета. Он чуть больше луны. Его из-за красного цвета назвали богом войны. Юпитер - больше всех планет, но суши на планете нет. Повсюду жидкий водород и лютый холод круглый год. Сатурн – красивая планета жёлто-оранжевого цвета. И кольцами камней и льда окружена она всегда. Уран уже, который век средь братьев римлян – грек. И, сквозь космоса тоску мчится лёжа на боку. Планета Нептун от Земли далеко, увидеть её в телескоп нелегко. От солнца планета восьмая, царит там зима ледяная. Нужно пять часов, чтоб свету долететь до той планеты. Та далёкая планета называется Плутон. В телескоп не виден он. | У детей сформировано начальное понятие о солнечной системе |
11. | Итог образовательной деятельности: Вот и подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться на Землю. Закройте глаза, мы отправляемся в обратный путь. (Звучит фонограмма космической музыки). В конце занятия появляется Звездочёт и задаёт детям вопросы. - В какое путешествие вы сегодня отправлялись? - Кто из людей первым отправился в космос? - Что находится в космическом пространстве? - В какой системе вращается наша планета? - Назовите планеты солнечной системы? Молодцы! Вы узнали много нового и интересного! На память о нашем путешествии я дарю вам вот эти звёздочки! | Дети закрывают глаза и под космическую музыку «возвращаются» обратно в детский сад. Дети отвечают на вопросы по содержанию образовательной деятельности | Уточнены и расширены знания детей о космических телах и планетах солнечной системы; дети познакомились с Циолковским К.Э., Гагариным Ю.А.; у детей сформированы представления об истории покорения человеком космического пространства |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия, познавательного развития, для детей старшего возраста с игровыми технологиями на тему: «Играем с Машей и Медведем».
Конспект занятия "Играем с Машей и Медведем"....
План-конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы раздел «Безопасность жизни деятельности» Тема: «Здоровые зубы»
План - конспект образовательной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни....
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски.
Материалы к кзанятию по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В цирке"...
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) во второй младшей группе с использованием логических блоков Дьенеша «Путешествие в Солнечную страну»
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) во второй младшей группе с использованием логических блоков Дьенеша...
Конспект Образовательная область: Познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) на тему «Животные жарких стран»
КонспектОбразовательная область: Познавательное развитиедля детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)на тему «Животные жарких стран»...
Конспект Образовательная область: Познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) на тему «Животные жарких стран»
Оборудование и материалы:1) Глобус;2) Презентация с изображением животных, обитающих в теплых странах;3) Детали животных в количестве более, чем присутствует детей на занятии, фломастеры, клеёнк...
Конспект НОД по познавательному развитию (знакомство с окружающим миром) в средней группе по теме: «Невероятное путешествие в морские глубины»
Интеграция образовательных областей: «Позновательное развитие», «Речевое развитие», «ХЭР», «Физическая культура»....