Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5-6 лет с использованием ИКТ Тема: «Космическое путешествие»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Долгополова Вера Викторовна

Занятие, посвященное Дню Космонавтики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie.docx647.38 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект НОД по познавательному развитию для детей 5-6 лет с использованием ИКТ

Тема: «Космическое путешествие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель:   Способствовать развитию познавательной активности  и расширению кругозора  детей.

Задачи:

 1. Уточнить  и расширить знания детей о космических телах и планетах солнечной системы; познакомить с Циолковским  К.Э., Гагариным Ю.А.; сформировать представления об истории покорения человеком космического пространства. («Познавательное развитие»)

 2. Формировать умение подбирать слова антонимы;  расширять словарный запас названиями космических тел, активизировать в речи названия качеств, которыми должен обладать космонавт;  закрепить навык логического  рассуждения при отгадывании загадки («Речевое развитие»).

  3.Совершенствовать умение взаимодействовать  со сверстниками (работа в группе)  во время игры-эксперимента  («Социально-коммуникативное развитие»)

4. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики. («Физическое развитие»)

Методы и приемы:                                                                                                                                        - практические: пальчиковая игра, игра-моделирование, словесная игра;      

- наглядные: показ слайдовой презентации;

- словесные:  беседа, загадка,  рассказ.

Материалы и оборудование:  экран,  проектор,    маски-шапочки планет, ленточки разных цветов для изображения орбит,  музыкальная фонограмма космической музыки, шнур для игры, мячик, игрушка - ракета.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

игра-эксперимент «Солнечная система»

Игровая

   пальчиковая игра «Книга созвездий»,  игра малой подвижности   «Полёт на луну»                                                          

Коммуникативная

Беседа,  отгадывание загадки,   вопросы, словесная игра  «Подскажи словечко», игра «Каким должен быть космонавт»

                                     Логика образовательной деятельности

   

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель приглашает детей встать в круг и поприветствовать друг друга.

«В круг скорее соберёмся

И друг другу улыбнёмся.

Соберёмся в дружный круг.

Ты мой друг

И я твой друг!»  

Дети повторяют за воспитателем слова  и мимикой выражают настроение.

Сформирована мотивация образовательной деятельности.

2.

Сюрпризный момент:         Воспитатель: Сегодня утром у двери нашей группы я нашла вот этот конверт. Его нам прислал Звездочёт. Давайте посмотрим, что там написано. «Дорогие ребята! Я приглашаю вас отправиться в удивительное путешествие.  Отгадав загадку, вы узнаете,  куда я вас приглашаю».          Загадка: Рассыпалось к ночи золотое зерно. Глянешь поутру – нет ничего!  (небо и звёзды)

Сегодня мы отправимся в космическое путешествие к звёздам. Закройте глаза, сейчас мы отправимся в путь.  Звучит космическая музыка,  на экране появляется изображение звёздного неба (слайд№1)

Дети слушают и отгадывают загадку.

Дети закрывают глаза и под музыку представляют себе «полёт в космос»

Сформировано умение логически  рассуждать и называть отгадку.

3.

Беседа. Воспитатель: Сейчас мы находимся в космосе.  

- Какие небесные тела мы можем увидеть в космическом пространстве?   (планеты, метеориты, луну, звёзды). Звёзды – это раскаленные шары, они большие, светятся, но мы их  видим маленькими, потому, что они находятся очень далеко от Земли. У многих звёзд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Орион.  Большие звёзды соединяются в созвездия, у которых тоже есть свои названия: Скорпион, Весы, Овен, Стрелец, Дева.

Дети на экране рассматривают изображение звёздного неба

Дети отвечают на вопрос воспитателя

Дети слушают рассказ воспитателя о  звёздах

Уточнены знания о небесных телах

Сформированы новые знания о космических телах.

4.

Давай те с помощью пальчиков попробуем изобразить различные созвездия. Пальчиковая гимнастика     «Книга созвездий»

Откроем секрет: если ночью не спится,

Мы  книги чудесной листаем страницы.

 

На первой странице блестит

 Огромный сверкающий Кит.

А вот свои крылья развёл

 Прекрасный и гордый Орёл

Сияет лучами Корона,

 

Жираф догоняет Дракона.

Бегут за добычею Псы,

Качаются тихо Весы.

И Лебедь  по небу плывёт,

И Лира о счастье поёт.

Скажите скорей,

  Где мы это видали?

  На небе ночном

Мы вчера отыскали!

Дети поочерёдно соединяют и   разъединяют ладони.

Соединяют кисти рук, держа их «ковшиком»    

Дети соединяют ладони крест – накрест и покачивают ими.

Дети раздвигают широко пальцы и показывают над головой корону.

Дети делают волнообразные движения кистью руки.

Двумя пальцами показывают бег животных.

Ладошки сложить «ковшиком» и покачать, словно весы.

Кистью руки изобразить лебедь.

Дети широко раздвигают пальцы левой руки, а правой показывают игру на арфе.

Дети поднимают руки вверх.

Тренируется мелкая моторика рук

Удовлетворена потребность детей в движении

5.

Рассказ воспитателя о покорении космического пространства.                      Космос всегда интересовал человека, ведь это так важно знать, есть ли жизнь на других планетах. Почти сто лет назад в городе Калуга жил простой учитель  Константин Эдуардович  Циолковский. (Показать слайд №2)                Он очень  любил наблюдать в телескоп за звёздами и изучал их.  Однажды Константин Эдуардович задумал сконструировать такой летательный аппарат, который может полететь к звёздам или долететь до какой-нибудь планеты. Циолковский придумал такой  летательный аппарат, но, к сожалению, у него не было возможности его построить.  Через много лет учёные построили первый космический аппарат – спутник Земли (показ слайда№3)  Они установили на нём специальные приборы и запустили в космос  Полёт прошёл успешно. Теперь учёные решили отправить в космос корабль с собаками  Белкой и Стрелкой (показ слайда №4).  Они тоже благополучно вернулись на Землю.   Тогда  учёные решили осуществить свою заветную мечту и отправить в космос человека. 12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос. Это был  Юрий Алексеевич Гагарин   (показ слайда№5-6). На корабле «Восток» он облетел вокруг Земли и благополучно вернулся на Землю. Это было очень радостным и важным событием. С тех пор  каждый год 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.

- А как вы думаете, для чего человеку было необходимо полететь в космос?

-Что космонавт делает на борту корабля?

Дети слушают рассказ воспитателя о Константине Эдуардовиче  Циолковском.

Дети рассматривают  портрет Циолковского  К.Э.

Дети рассматривают слайд с изображением первого космического спутника Земли.

Рассматривают слайд с изображением Белки и Стрелки

Дети рассматривают слайд с изображением портрета Ю. А. Гагарина.

Дети отвечают на вопросы.

Получены знания о Циолковском К.Э.

Сформированы представления  детей об истории покорения человеком космического пространства.

Дети познакомились с космонавтом  Ю. А. Гариным.

6.

Игра  «Назови, каким должен быть космонавт?»

Дети по очереди передают друг другу игрушечную ракету, называя при этом качества, которыми должен обладать космонавт.

Активизированы названия качеств, которыми должен обладать космонавт;

7.

А   теперь давайте уточним, какими качествами не должен обладать космонавт.

Игра  «Подбери словечко»  

Воспитатель:  Я называю качество, которым не должен обладать космонавт, а вы называете противоположное по значению

Ленивый – (трудолюбивый)          

злой – (добрый)

Слабый – (сильный)                        

неряшливый – (аккуратный)

Грустный – (весёлый)                  

 старый – (молодой)

Трусливый – (храбрый)                  

неуклюжий – (ловкий)

Глупый  - (умный)                        

 неграмотный – (образованный)

Нетерпеливый – (выносливый)

Рассказ воспитателя: За прошедшие годы многие космонавты побывали в космосе. Во время полёта они наблюдают много интересного и очень много работают: ведут медицинские исследования, изучают поверхность Земли и сообщают о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении тайфунов, о пожарах в тайге, обеспечивают  телевизионную и радиосвязь. Вот такая сложная работа у космонавтов.

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч и называет слово, Дети называют слово, противоположное по смыслу.

Дети слушают рассказ воспитателя

Сформировано  умение подбирать слова антонимы

8.

- А вы хотите отправиться в космос?   Игра «Полёт на луну»

Двое детей встают напротив друг друга, берут в руки противоположные  края шнура, с привязанными  палочками, на середине которого прикреплена  картонная луна.  Задача ребёнка: наматывая шнур на палочку как можно быстрее добраться до луны.

Тренируется мелкая моторика рук

Исполнена детская потребность в движении

9.

Рассказ воспитателя: С помощью специальных телескопов учёные выяснили, что наша планета Земля (слайд№7) находится в солнечной системе (показ слайда№8). Кроме нашей планеты вокруг солнца вращается ещё 8 планет (слайды№9-18) Это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.  Каждая  планета  вращается вокруг Солнца и движется строго по своей дорожке – орбите. Сейчас мы с вами  попробуем представить, как же именно планеты вращаются вокруг солнца

Дети рассматривают слайд с изображением солнечной системы

У детей сформировано начальное понятие о солнечной системе

10.

Для этого мы проведём  небольшую игру – моделирование «Солнечная система».  Помогут  мне в этом ребята.  Детям раздаются маски – шапочки  планет и солнца.  Затем планеты,  в определённом порядке выстраиваются в «солнечную систему»  и показывают вращение вокруг Солнца.

Каждый ребёнок в стихотворной форме представляет свою планету.                         Солнце – звезда, преогромнейший шар. Свет излучает, как  будто пожар. Ну, а  планеты тот свет отражают. Солнце – светило, они обожают!

 Меркурий – ближайшая к солнцу планета.  Он залит лучами горячего света. Так много ему достаётся лучей, что эта планета других горячей.

 Очень близко к нам, но всё же, с  несусветной высоты смотрит вниз на нас Венера.  Названа планета эта в честь богини красоты.

 Наша Земля – голубая планета. Воздухом свежим и солнцем согрета. Нет, вы поверьте,  Земли голубей  от синевы рек, озёр и морей.

 Марс – пустынная планета. Он чуть больше луны. Его из-за красного цвета назвали богом войны.     Юпитер -  больше всех планет, но суши на планете нет. Повсюду жидкий водород и лютый холод круглый год.

 Сатурн – красивая планета жёлто-оранжевого цвета.  И кольцами камней и льда окружена она всегда. Уран уже, который век средь братьев римлян – грек. И, сквозь  космоса тоску мчится лёжа на боку.                     Планета Нептун от Земли далеко, увидеть её в телескоп нелегко. От солнца планета восьмая, царит там зима ледяная.

 Нужно пять часов, чтоб свету долететь до той планеты. Та далёкая планета называется Плутон. В телескоп не виден он.

У детей сформировано начальное понятие о солнечной системе

11.

Итог образовательной деятельности: Вот и подошло к концу наше путешествие, нам пора возвращаться на Землю. Закройте глаза,  мы отправляемся в обратный путь.   (Звучит фонограмма космической музыки). В конце занятия появляется Звездочёт и задаёт детям вопросы.

- В какое путешествие вы сегодня отправлялись?

- Кто из людей первым отправился в космос?

- Что находится в космическом пространстве?

 - В какой системе вращается наша планета?

- Назовите планеты солнечной системы?

Молодцы! Вы узнали много нового и интересного! На память о нашем путешествии я дарю вам вот эти звёздочки!

Дети закрывают глаза и под  космическую музыку «возвращаются» обратно в детский сад.

Дети отвечают на вопросы по содержанию образовательной деятельности

Уточнены  и расширены знания детей о космических телах и планетах солнечной системы; дети познакомились с Циолковским  К.Э., Гагариным Ю.А.; у детей сформированы представления об истории покорения человеком космического пространства

       

                         

        F:\Программа ТРИЗ Долгополова В.В. с. К-Черкассы, Самарской обл\ВЕРА КРУЖОК ТРИЗ 2011\Триз 28.03.2014 г\P1110033.JPG

 F:\Программа ТРИЗ Долгополова В.В. с. К-Черкассы, Самарской обл\ВЕРА КРУЖОК ТРИЗ 2011\Триз 28.03.2014 г\P1110031.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект ОД по познавательному развитию для детей старшей группы раздел «Безопасность жизни деятельности» Тема: «Здоровые зубы»

План - конспект образовательной деятельности по формированию навыков здорового образа жизни....

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски.

Материалы к кзанятию по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "В цирке"...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) во второй младшей группе с использованием логических блоков Дьенеша «Путешествие в Солнечную страну»

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП)   во второй младшей группе с использованием логических блоков Дьенеша...

Конспект Образовательная область: Познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) на тему «Животные жарких стран»

КонспектОбразовательная область: Познавательное развитиедля детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)на тему «Животные жарких стран»...

Конспект Образовательная область: Познавательное развитие для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) на тему «Животные жарких стран»

Оборудование и материалы:1) Глобус;2) Презентация с изображением животных, обитающих в теплых странах;3) Детали животных в количестве более, чем  присутствует детей на занятии, фломастеры, клеёнк...

Конспект НОД по познавательному развитию (знакомство с окружающим миром) в средней группе по теме: «Невероятное путешествие в морские глубины»

Интеграция образовательных областей: «Позновательное развитие», «Речевое развитие», «ХЭР», «Физическая культура»....