Экологический проект "Зеленая аптека Ямала"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Мухаметкулова Светлана Фаритовна

                     Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.  Актуальность проекта состоит в том, чтобы воспитать у детей экологическую культуру, умение узнавать лекарственные растения, знать их названия, научить  заботиться о растениях, наблюдать за их ростом. Формируя знания детей о лекарственных растениях, мы должны дать знания о пользе растений для здоровья человека, их целебных свойствах, правильном употреблении

.                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_zelenaya_apteka_yamala.docx39.91 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность.

 Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.                                                  

Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, дети учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней.  Беседуя с детьми на тему растений, я увидела, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения Ямала», плохо разбираются в многообразии целебных растений родного края. Поэтому, мною был разработан экологический проект «Зеленая аптека Ямала». Актуальность проекта состоит в том, чтобы воспитать у детей экологическую культуру, умение узнавать лекарственные растения, знать их названия, научить  заботиться о растениях, наблюдать за их ростом. Формируя знания детей о лекарственных растениях, мы должны дать знания о пользе растений для здоровья человека, их целебных свойствах, правильном употреблении.

Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Структура

Содержание

Тема

Познавательно – информационный проект

«Зеленая аптека Ямала»

Адресация проекта

Проект адресован воспитателям дошкольных учреждений

Руководитель проекта

воспитатель:

Мухаметкулова Светлана Фаритовна

Участники проекта

дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Возраст воспитанников

дети от 6 до 7 лет

Особенности  проекта

По характеру создаваемого продукта:

-познавательно – информационный;

-творческий.

По количеству создателей:

-коллективный.

По количеству детей, вовлеченных в проект

-групповой.

По продолжительности:

- краткосрочный (1 месяц)

По уровню контактов и масштабам организации:

-на уровне детей подготовительной  группы

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие,

-речевое развитие,

-социально-коммуникативное развитие,

-художественно – эстетическое развитие.

-физическое развитие

Обоснование для разработки проекта

  • У детей недостаточно знаний о лекарственных растениях Ямала.
  • Дети мало знают о пользе лекарственных растений родного края, нуждаются в помощи воспитателя.
  • Дети испытывают трудности в составлении описательных рассказов о растениях.

Цель  проекта

Формирование знаний детей о мире лекарственных растений Ямала, об их роли в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта

  • Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, произрастающих на территории Ямала,  формировать умение различать и называть их;
  • развивать у детей любознательность, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
  • расширять  словарный запас детей названиями лекарственных растений и их полезных свойств;
  • воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие детей в процессе продуктивной деятельности;
  • воспитывать  экологическую  культуру, любовь к природе родного края;
  • привлекать родителей и детей к активному взаимодействию, в поиске дополнительной информации по теме.
  • обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами.

Предполагаемые результаты  

  • У детей развит познавательный интерес к данной теме в ходе совместной практической деятельности с педагогами и родителями;
  • у детей  расширились представления о лекарственных растениях;
  • сформировано осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека;
  • сформировано уважительное отношение к родной природе и бережное к ней отношение;
  • словарь детей обогатился  названиями лекарственных растений и их полезных свойств, пословицами и поговорками, стихами;
  • развито умение составлять описательные рассказы;
  • у детей сформирован интерес к продуктивной деятельности;
  • родители вовлечены в педагогический и творческий процесс работы группы, заинтересованы в сотрудничестве с детским садом.

Этапы работы

над проектом

I этап: организационный 

  • Донести до участников проекта важность данной проблемы;
  • создать информационную базу; анализ теоретических материалов;
  • подобрать методическую и художественную литературу;
  • составить перспективный план мероприятий
  • создать развивающую предметно – пространственную среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий;
  • изготовить соответствующие теме пособия;
  • работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
  • разработать беседы, конспекты НОД, викторины по теме;

II этап:  основной

  • система реализации целей и задач проекта;
  • составление плана совместной работы с детьми и родителями;
  • подбор иллюстраций, настольно – печатных и дидактических игр;
  • тематический план;
  • конспекты занятий;
  • перспективное планирование;
  • создание развивающей предметно - пространственной среды;

 III этап заключительный

  • создание альбома «Зеленая аптека Ямала (гербарий);
  • защита проектов;

   

Приложение

 

Этапы

Подготовительный этап
    Цель: Повышение уровня знаний о пейзажной живописи

  • Составление плана проекта.
  • Изучение материалов по теме на различных сайтах.
  • Подбор литературы.
  • Знакомство родителей с проектом.
  • Создание развивающей предметно – пространственной среды.
  • Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала.

Основной этап
Цель: Формирование у детей знаний о лекарственных растениях Ямала.

Интеграция образовательных
областей

Виды деятельности

Познавательное развитие

       Беседы:

  • Беседа «Доктор природа»                            
  • Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»               
  • Рассматривание альбома «Лекарственные растения Ямала»                                               
  • НОД «В гостях у Доктора Айболита»                                       
  • Викторина «Знатоки лекарственных растений»                                         
  • Разгадывание кроссворда “Лекарственные растения Ямала

 Просмотр  мультфильмов

  • «Уроки тетушки Совы»
  • «Лесная аптека»                                                                                                      
  • «В Загадкино. Лекарственные растения»

Социально-коммуникативное

развитие:

     Д/игры 

  • «Найди растение по описанию»;
  • «Что лечит это растение?»,
  • «От какого растения часть»,
  • «Узнай растение»,
  • «Вылечи человека».

    Настольные игры:

  • «Собери картинку»;
  • «Картинки – половинки»;

Речевое развитие:

   Познавательная литература:

  • «Энциклопедия о растениях»;
  • разгадывание загадок про лекарственные растения;
  • Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;
  • А. Плешакова «Зеленые страницы»;
  • В. Бианки «Лесная газета»;
  • заучивание пословиц и стихов о растениях;
  • составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-клюква…», «Я-черника…», «Я-брусника…» и т.д.

Физическое развитие:

Физминутки:

  • Мы по лугу прогулялись»;
  • «Вместе по лесу идём»; 
  • «Мы присели под кусток»;
    «За ягодами»;
  • «А в лесу растет черника»;

Художественно-эстетическое

развитие:

  • Рисование «А в лесу растет черника, голубика и   брусника…»;
  • Аппликация «Будем мы варить компот, ягод много нужно, вот…»;
  • Лепка (пластилинография) «Под листом на каждой ветке сидят маленькие детки…»;  
  • Ручной труд «Носит одуванчик желтый сарафанчик…»;
  • Слушание музыки из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Вальс цветов»; В. Моцарт «Цветы». 

Заключительный этап

Защита проектов

«Лекарственные растения Ямала»;

Создание альбома «Зеленая аптека Ямала» (гербарий);

Выставка детских работ.

Работа с родителями.

  • Рекомендации «Полезные рецепты из лекарственных трав».
  • Консультация  «Фитотерапия. Рецепты укрепляющих настоев».
  • Памятка «Правила сбора лекарственных растений».
  • Оформление альбома «Зеленая аптека Ямала».

Литература:

  • Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
  • Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н. Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
  • Методическое пособие к программе «Зеленая тропинка» Москва «Просвещение» 2001.
  • Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
  • Цветы. Какие они? Т.А. Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
  • Зеленые сказки. Т.А. Шорыгина Москва Прометей Книголюб 2003
  • Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
  • Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова Минск «Асар» 2001
  • Экологические занятия с детьми 6-7 лет Т.М. Бондаренко Воронеж. ТЦ «Учитель» 2002.
  • Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы»
  • О.А. Скорлупова Москва 2006
  • Прогулки в детском саду. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
  • Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Аптека на окне"

Проект носит познавательный и исследовательский характер...

Семейный экологический проект "Аптека на подоконнике"

Семейный экологический проект - как наиболее эффективная форма взаимодействия с родителями....

Экологический проект «Животные Ямала»

Проект «Животные нашего края» направлен на знакомство детей с  животными Ямала, их связью со средой обитания.В ходе реализации проекта дети получили элементарные знания и экологически...

Экологический брейн-ринг «Ямал, наш дом родной»

Интеллектуально-познавательная игра в форме экологического брейн-ринга на тему «Ямал, наш дом родной» прошла в МАДОУ «Росинка». Мероприятие было организовано в рамках регионального этапа Всероссийск...

Экологическая точка "Аптека".

Продолжать уточнять и расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений: ромашка, календула, мята. Знакомить с их строением. Формировать представления об использовании лекарственных растени...

Экологический проект «Аптека родной природы» (старшая группа)

Проект рассчтан на полтора месяца. Статья содержит паспорт проекта и перспективное планирование мероприятий по ознакомлению дошкольников с лекарственными травами....

Экологический проект «Животные Ямала»

Проект «Животные нашего края» направлен на знакомство детей с  животными Ямала, их связью со средой обитания....