Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Коллекционер бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
«Воспитание детей дошкольного возраста»
Конспект
занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
на тему «Коллекционер бумаги»
Составитель: Менжесарова Асия Маратовна
С.Круглое
2018
Тема: «Коллекционер бумаги»
Цель:
расширить представление детей о разных видах бумаги и ее свойствах.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей бумаги;
2. Сравнить качественные характеристики и свойства разных видов бумаги (картон, газетная, тетрадная);
3. Установить взаимосвязь разных видов бумаги и их использования;
4. Формировать навык обследования и вызвать интерес к исследовательской деятельности, использовать карточки-символы;
5. Активизировать речь детей.
3. Тип занятия.
Занятие по изучению нового материала усвоения новых знаний.
4. занятие.
5. Продолжительность -25 мин.
6. Участники- воспитатель и 9 детей старшей группы:5 мальчиков и 4 девочки
7. Возраст обучающихся 5-6 лет
8. Оборудование и материалы.
Материал к занятию: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная, ножницы, емкости для воды, алгоритм, мольберт, кукла коллекционер, предметы из бумаги (коробка, тетрадь, газета, журнал, конверт, блокнот и т. д.).10. Методы и приемы работы с детьми.
Сюрпризный момент, беседа, рассказ по алгоритму, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.
11. Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
I. Вводная часть.
2.Основная часть.
3. Динамическая пауза.
4. Заключительная часть.
5.Рефлексия | Рассказ об истории бумаги
Беседа о видах бумаги
— О чем мы сегодня говорили?
| 4 мин
10 мин
2мин
8Минут
1-2 мин |
Слова и действия воспитателя Примерные ответы и действия детей
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку.
Я белая, как снег,
Дружу с карандашами,
Где он пройдет, там заметку кладет.
-Что это? - Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.
- Вы знаете, что раньше бумаги не было, а что же было вместо неё? На чем люди писали?
А как мы можем это узнать?
Я заранее попросила ваших родителей принести нам книги про бумагу (показ книг)
Я узнала, что ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.
Вы хотите тоже проводить исследования, разгадывать загадки истории?
Тогда сегодня мы будем юными исследователями. И составим рассказ про бумагу (вывешивается готовый алгоритм).
(Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)
- В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?
- В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.
- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.
- А на Руси писали на березовой коре – бересте.
Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.
- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.
- Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?
- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.
Давайте обратимся к нашему алгоритму, к какому символу можно отнести сведения об истории появления бумаги?
Воспитатель: у вас на столах лежит бумага, возьмите в руки бумагу, скажите какая она?
Как узнать об этом?
Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень. А кто знает виды бумаги?
Воспитатель: А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Что происходит с бумагой?
А теперь потяните ее. Что происходит с бумагой? Какая бумага легче рвется, почему?
Воспитатель: А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой? Какая бумага быстрее намокает, почему?
Воспитатель: Если разрезать бумагу, что произойдет? Какую бумагу легче разрезать?
Дети: Бумага.
Затрудняются с ответом
У воспитателя, у родителей, в интернете, в книгах
да
Дети:нет, они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые
Знак вопроса
Она разная. Можно погладить, пощупать ее. Исследуют бумагу
бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень.
(цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная и др.).
Дети: мнется, скручивается, сгибается
Тонкая Бумага рвется легче, значит она непрочная, рвется неровно.
Дети: тонкая бумага промокает быстро, разваливается в воде, картон намокает медленно.
Дети: тонкая легче режется ножницами, край ровный
А что произойдет, если бумагу поджечь?
Показ горения бумаги Она сгорает и остается пепел
Воспитатель: А как вы думаете, можно бумагу разорванную соединить? Как?
Итак, какие свойства бумаги вы узнали? Давайте составим алгоритм описания свойств бумаги. Какие символы нам помогут? Дети: склеить, сшить, переплести.
Называют все свойства бумаги
Выбирают символы и объясняют их значение
Воспитатель: Для чего важно знать свойства бумаги? Способность бумаги рваться, сминаться, сгибаться и соединяться путем склеивания, переплетения мы с вами будем использовать в работе, при изготовлении поделок.
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, а из чего делают бумагу? Я предлагаю вам превратиться в деревья. Выходите на ковер. Дети выполняют движения
«Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (тянутся вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас я ее вам прочитаю:
«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, отыщите ее.»
Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.
Дети ищут и приносят образцы,заранее спрятанные в помещении).
Использовать театр «Би-ба-бо» Куколка за ширмой. Раздается стук, появляется коллекционер.
Коллекционер: Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию! Я давно увлекся собиранием бумаги, и все виды у меня записаны. Да у вас на столах лежат образцы бумаги, так-так. Я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена. Ответы детей
1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)
2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)
3 - картон (для открыток, коробок, обложек)
4 - цветная (для аппликаций)
5 - альбомная бумага (для рисования)
6 - обойная (для оклейки стен)
7 - фотобумага (для фотографий)
8 - бархатная бумага (для труда, поделок)
9 - салфетная бумага (гигиеническое назначение)
10 - копировальная бумага
Коллекционер: Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянитесь вокруг книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки –все это бумага.
Из нее можно создать фантастический мир!
Коллекционер: а хотите поиграть?
Игра «Угадай из какой бумаги?».
— Давайте посмотрим на предметы на столе, скажите из какой бумаги они сделаны?
ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ВИДЫ БУМАГИ
(Картонная коробка, цветок из цветной бумаги, шляпа из газеты и т. д.).
Воспитатель: Спасибо вам, коллекционер за интересную беседу. Мы будем использовать разные виды бумаги в работе, а потом пригласим вас и покажем, что у нас получилось.
(Коллекционер уходит)
Воспитатель: Ребята, давайте по нашему алгоритму расскажем, что мы узнали про бумагу? Ответы нескольких детей
Рефлексия. - Что сегодня мы рассматривали на занятии?
- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?( бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная).
13. Литература.
1.Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет Наталия Сергеевна Варенцова Мозайка –Синтез г.Москва, 2012 г
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Воспитание детей дошкольного возраста»
Конспект
занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
на тему «Коллекционер бумаги»
Составитель: Менжесарова Асия Маратовна
С.Круглое
2018
Тема: «Коллекционер бумаги»
Цель:
расширить представление детей о разных видах бумаги и ее свойствах.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей бумаги;
2. Сравнить качественные характеристики и свойства разных видов бумаги (картон, газетная, тетрадная);
3. Установить взаимосвязь разных видов бумаги и их использования;
4. Формировать навык обследования и вызвать интерес к исследовательской деятельности, использовать карточки-символы;
5. Активизировать речь детей.
3. Тип занятия.
Занятие по изучению нового материала усвоения новых знаний.
4. занятие.
5. Продолжительность -25 мин.
6. Участники- воспитатель и 9 детей старшей группы:5 мальчиков и 4 девочки
7. Возраст обучающихся 5-6 лет
8. Оборудование и материалы.
Материал к занятию: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная, ножницы, емкости для воды, алгоритм, мольберт, кукла коллекционер, предметы из бумаги (коробка, тетрадь, газета, журнал, конверт, блокнот и т. д.).10. Методы и приемы работы с детьми.
Сюрпризный момент, беседа, рассказ по алгоритму, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.
11. Структура занятия:
Этап занятия | Содержание | Время |
I. Вводная часть. 2.Основная часть. 3. Динамическая пауза. 4. Заключительная часть. 5.Рефлексия | Рассказ об истории бумаги Беседа о видах бумаги — О чем мы сегодня говорили? | 4 мин 10 мин 2мин 8Минут 1-2 мин |
Слова и действия воспитателя Примерные ответы и действия детей
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку.
Я белая, как снег,
Дружу с карандашами,
Где он пройдет, там заметку кладет.
-Что это? - Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.
- Вы знаете, что раньше бумаги не было, а что же было вместо неё? На чем люди писали?
А как мы можем это узнать?
Я заранее попросила ваших родителей принести нам книги про бумагу (показ книг)
Я узнала, что ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.
Вы хотите тоже проводить исследования, разгадывать загадки истории?
Тогда сегодня мы будем юными исследователями. И составим рассказ про бумагу (вывешивается готовый алгоритм).
(Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)
- В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?
- В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.
- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.
- А на Руси писали на березовой коре – бересте.
Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.
- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.
- Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?
- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.
Давайте обратимся к нашему алгоритму, к какому символу можно отнести сведения об истории появления бумаги?
Воспитатель: у вас на столах лежит бумага, возьмите в руки бумагу, скажите какая она?
Как узнать об этом?
Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень. А кто знает виды бумаги?
Воспитатель: А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Что происходит с бумагой?
А теперь потяните ее. Что происходит с бумагой? Какая бумага легче рвется, почему?
Воспитатель: А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой? Какая бумага быстрее намокает, почему?
Воспитатель: Если разрезать бумагу, что произойдет? Какую бумагу легче разрезать?
Дети: Бумага.
Затрудняются с ответом
У воспитателя, у родителей, в интернете, в книгах
да
Дети:нет, они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые
Знак вопроса
Она разная. Можно погладить, пощупать ее. Исследуют бумагу
бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень.
(цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная и др.).
Дети: мнется, скручивается, сгибается
Тонкая Бумага рвется легче, значит она непрочная, рвется неровно.
Дети: тонкая бумага промокает быстро, разваливается в воде, картон намокает медленно.
Дети: тонкая легче режется ножницами, край ровный
А что произойдет, если бумагу поджечь?
Показ горения бумаги Она сгорает и остается пепел
Воспитатель: А как вы думаете, можно бумагу разорванную соединить? Как?
Итак, какие свойства бумаги вы узнали? Давайте составим алгоритм описания свойств бумаги. Какие символы нам помогут? Дети: склеить, сшить, переплести.
Называют все свойства бумаги
Выбирают символы и объясняют их значение
Воспитатель: Для чего важно знать свойства бумаги? Способность бумаги рваться, сминаться, сгибаться и соединяться путем склеивания, переплетения мы с вами будем использовать в работе, при изготовлении поделок.
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, а из чего делают бумагу? Я предлагаю вам превратиться в деревья. Выходите на ковер. Дети выполняют движения
«Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (тянутся вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас я ее вам прочитаю:
«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, отыщите ее.»
Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.
Дети ищут и приносят образцы,заранее спрятанные в помещении).
Использовать театр «Би-ба-бо» Куколка за ширмой. Раздается стук, появляется коллекционер.
Коллекционер: Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию! Я давно увлекся собиранием бумаги, и все виды у меня записаны. Да у вас на столах лежат образцы бумаги, так-так. Я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена. Ответы детей
1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)
2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)
3 - картон (для открыток, коробок, обложек)
4 - цветная (для аппликаций)
5 - альбомная бумага (для рисования)
6 - обойная (для оклейки стен)
7 - фотобумага (для фотографий)
8 - бархатная бумага (для труда, поделок)
9 - салфетная бумага (гигиеническое назначение)
10 - копировальная бумага
Коллекционер: Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянитесь вокруг книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки –все это бумага.
Из нее можно создать фантастический мир!
Коллекционер: а хотите поиграть?
Игра «Угадай из какой бумаги?».
— Давайте посмотрим на предметы на столе, скажите из какой бумаги они сделаны?
ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ВИДЫ БУМАГИ
(Картонная коробка, цветок из цветной бумаги, шляпа из газеты и т. д.).
Воспитатель: Спасибо вам, коллекционер за интересную беседу. Мы будем использовать разные виды бумаги в работе, а потом пригласим вас и покажем, что у нас получилось.
(Коллекционер уходит)
Воспитатель: Ребята, давайте по нашему алгоритму расскажем, что мы узнали про бумагу? Ответы нескольких детей
Рефлексия. - Что сегодня мы рассматривали на занятии?
- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?( бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная).
13. Литература.
1.Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет Наталия Сергеевна Варенцова Мозайка –Синтез г.Москва, 2012 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну комнатных растений»
Цель:дать детям знания о том, что комнатные растения не только оздоравливают наши дома, но и оздоравливают человека.Программное содержание:·...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"
Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».
Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"
Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»
Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях.Задачи:Образовательные:Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость к...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»
Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях....