«Обитатели Командорского заповедника».
проект по окружающему миру (младшая группа)
Планета Земля такая красивая, такая большая и такая хрупкая. Любая помощь природе должна быть хорошо продумана. Желание человека бережно относиться к природе, охранять её, закладываются еще в раннем возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологический проект «Обитатели командорского заповедника». | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Обитатели командорского заповедника».
Выполнили: воспитатель МБДОУ «Детский сад «Соловушка» Курского района Чаплыгина Ольга Юрьевна, Угримова Валентина Алексеевна.
Актуальность темы: в настоящее время, из-за ухудшения состояния окружающей природной среды, возникла угроза для каждого человека.
Планета Земля такая красивая, такая большая и такая хрупкая. Любая помощь природе должна быть хорошо продумана. Желание человека бережно относиться к природе, охранять её, закладываются еще в раннем возрасте.
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах одним из видов познавательной деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. Всё меньше остается на Земле нетронутых человеком мест. Для защиты многообразия живой природы создаются заповедники, где сохраняется биологическое разнообразие.
На просторах Тихого океана раскинулась цепочка островов Командоро - Алеутской вулканической дуги. На Командорских островах был создан государственный природный биосферный заповедник «Командорский» имени С.В. Маракова – самый крупный морской заповедник России. Не так много мест, которые могли бы сравниться с Командорами по изобилию животных.
Значимым для Командорского заповедника стало осуществление проекта ПРООН/ГЭФ «Укрепление морских и прибрежных ООПТ Российской Федерации», стратегической целью которого является сохранение высокого уровня биологического разнообразия и качества естественных ландшафтов. Одним из существенных моментов реализации этого проекта является пропаганда важности сохранения Командорских островов как уникального региона России, удивительного уголка живой природы в масштабах всей планеты.
Морской проект профинансировал издание целого комплекса просветительской продукции для детей и взрослых: плакатов, буклетов, определителей. Разработан целый блок методической, информационной продукции, который позволил педагогам проводить тематические занятия о морских заповедниках России, о Камчатке и заповеднике «Командорский». Сегодня просветительский отдел заповедника открыт для сотрудничества с каждым, кому близки идеи Заповедного дела, охраны и изучения природы. Получив в рамках сотрудничества просветительские материалы, мы решили использовать их для знакомства дошкольников с природным многообразием заповедника «Командорский» и его деятельностью. Возникла идея реализации экологического проекта для детей 3- 4 лет «Обитателей Командорского заповедника».
Проблема: тематика морей и океанов очень интересна детям, но проведенный опрос показал, что дети имеют недостаточное представление о морских млекопитающих. Это вязано с тем, что наша страна расположилась на огромной территории и объединила в себе большое количество природных зон. Мы живем в лесостепной природной зоне, флора и фауна которой значительно отличается от горной тундры Командорских островов, поэтому дети не имеют возможности познакомиться с её экосистемой. Кроме того, немногие представляют, в чем заключается работа заповедников. Для наиболее полного представления о многообразии природы России необходимо расширять познания детей.
Цель проекта: расширение представлений детей о многообразии природоохранных территорий России посредством знакомства с деятельностью крупнейшего в России морского заповедника «Командорский»
Задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием экологии;
- формировать чувство причастности дошкольников к проблемам экологии в нашей стране;
- дать детям первичные представления о том, что такое, «заповедник», о его назначении;
- познакомить детей с деятельностью государственного природного биосферного заповедника «Командорский» имени С.В. Маракова;
- обогатить знания детей об особенностях животного мира Командорского заповедника;
- привлечь внимание детей к исчезающим видам животных заповедника;
- обогащать впечатления дошкольников о мире природы за счёт разных видов деятельности.
Развивающие:
- развивать эмоциональную сферу детей;
- развивать творческие способности детей;
- расширять словарный запас детей;
- развивать коммуникативные способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Тип проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
По количеству участников: групповой
Участники проекта:
- дети 3 - 4 лет,
- воспитатель,
- родители,
Срок реализации: 15 - 24 марта 2021 года
Ожидаемый результат:
- расширение представлений детей о многообразии природоохранных территорий России, в частности, о Командорском заповеднике;
- повышение познавательного интереса к защите природы в нашей стране;
- овладение детьми познавательными, речевыми умениями и навыками;
- пополнение словарного запаса дошкольников;
- вовлечение каждого ребенка и его родителей в работу над проектом, развитие инициативны и самостоятельности в творческой деятельности с использованием разнообразных средств выразительности.
Механизм и этапы реализации проекта.
1 этап - подготовительный.
Сбор материала: рассказы воспитателя, чтение произведений о заповеднике, рассматривание фотографий проведение опроса детей с целью уточнения представлений, имеющейся информации у детей об экологии, заповедниках, обитателях морского заповедника
ПАУТИНКА ПРОЕКТА
Этап | Сроки | Образовательная область | Содержание образовательной деятельности | Результат | ||
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Работа с родителями | ||||
Подготовительный | 15.03.2116.03.21 | Определение цели и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности; выявление первоначальных знаний детей об экологии, заповедниках, их обитателях; Подбор литературы, фотографий; Ввод детей в проблему. | Принятие задачи проекта. | Знакомство родителей со значимостью проектной деятельности в ДОУ; Консультация «Экологическое воспитание детей» | Родители информированы, у детей вызван интерес. | |
Основной | 17.03.2123.03.21 | Социально-коммуни-кативное развитие | Беседы: «Экология. А что это значит?» «Что такое заповедник, «Калан – обитатель Командорского заповедника», «Горбатый кит», «Чем питается олень». | Рассматривание выставки картин в книжном уголке; сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие», «Мы путешественники». | Информирование по тематике бесед. Буклет для родителей «Крупные млекопитающие Командорского заповедника». | Развитие свободного общения детей со взрослыми, коммуникативных навыков, всех компонентов речи. |
Познава-тельное развитие | Просмотр видеофильма «Командорский заповедник», видеофрагментов об обитателях Командор, иллюстраций. Образовательная деятельность. | «Знакомьтесь, Красная книга», настольные игры: «Чей хвост?»; слушание аудиозаписи: «Песня кита». | Консультация для родителей «Расскажите детям: что мы заем о Командорском заповеднике? История создания». | Появление познавательного интереса у детей. | ||
Основной | 17.03.2123.03.21 | Речевое развитие | Образовательная деятельность. Чтение стихотворений, рассказов: «Приключение Тошки, маленького сивучонка» Е.Мамаева, «День, когда я встретил кита» Б. Девиса. | Рассказы по картинкам; голосовое упражнение «Поём, как киты». | Рассматривание вместе с детьми фотоматериалов на сайте Командорского заповедника | Расширение тематического словаря, развитие логического мышления. |
Художест-венно-эстетичес-кое развитие | Подготовка шаблонов для изготовления аппликаций, просмотр мультфильмов. | Лепка «Птица калан», аппликация «Рога оленя», «Китенок», раскрашивание иллюстраций «Обитатели Командор», игры- | Теневой театр «Приключение Тошки, маленького сивучонка»; Конкурс поделок «Горбатый кит». | Чувство радости от творческой деятельности. | ||
Физичес-кое развитие | Формировать потребность у детей в двигательной активности и физическом совершенствовании. Составление картотеки утренней гимнастики. Пальчиковые игры. | Разучивание подвижных игр на прогулках: «Догони калана», «Кит, касатка, дельфин», «Найди себе пару». | Изготовление атрибутов к подвижным играм. | Пополнение игрового запаса ребенка и родителей | ||
Заключительный | 24.03.21 | Повышение уровня знаний детей о защите окружающей среды и обитателях Командорского заповедника. | Изготовление книги «Жители Командорского заповедника». | Участие в выставке работ «Обитатели Командорского заповедника», | Развитие активного интереса. |
II этап – основной
Организация совместной деятельности воспитателя, детей, родителей и специалистов ДОУ для достижения цели проекта по тематическим дням.
Режимные моменты | Совместная работа педагога с детьми | Совместная работа родителей с детьми | Свободная творческая деятельность детей |
День первый | |||
1.Утренняя гимнастика «Мчится наш кораблик». 2. Подвижная игра «Найди себе пару» 3.Беседа «Какая опасность грозит океанам и морям?» | 1. Просмотр видеофильма «Командорский заповедник». 2. НОД по ФЦКМ: «Путешествие в Командорский заповедник». 3.Чтение рассказа «Приключение Тошки, маленького сивучонка» Е. Мамаева. | 1. Консультация «Экологическое воспитание детей». 2. Беседа для родителей «Расскажите детям: что мы заем о Командорском заповеднике? История создания». | 1. Рисование мелом на асфальте «Экологические знаки». 2. Настольные игры «Собери кита», «Птицы Командорских островов», «Чей хвост?» 3. Раскрашивание иллюстраций обитателей Командорского заповедника. |
День второй | |||
1. Утренняя зарядка «Бодрый калан». 2. Беседа «Калан – самый добрый обитатель Командорского заповедника». 3. Подвижная игра «Догони калана». | 1. Просмотр видеофильма про каланов. 2. Аппликация «Лапки калана». 3.Игра «Здравствуй калан, меня зовут…». | 1. Знакомство с буклетом «Крупные млекопитающие Командорского заповедника». | 1. Настольная игра «Найди малышу маму». |
День третий | |||
1. Утренняя музыкальная гимнастика «По волнам плывет китенок». 2. Игра «Здравствуй, кит!». 3. Беседа «Горбатый кит – один из самых больших обитателей Командорских островов». | 1.Прослушивание аудио – записи «Песни кита». 2. Чтение рассказа «День, когда я встретил кита» Б. Девиса. 3. Просмотр видео – фильма «Кит». 4. Аппликация «Китенок». | 1. Конкурс поделок «Горбатый кит». | 1. Рассматривание иллюстраций с изображением китов, энциклопедии «Киты и дельфины». 2. Дидактическая игра «А знаете ли вы, что у кита…..». |
День четвертый | |||
1. Утренняя музыкальная гимнастика «Скачет, скачет олененок». 2. Беседа «Чем питается олень». 3. Подвижная игра «У оленя дом большой». | 1. Разгадывание загадок. 2. Разучивание стихотворения «Олененок молодой, бархатные рожки» Н. Чупровой. 3. Аппликация «Рога оленя». | 1. Рекомендуется рассматривание вместе с детьми фотоматериалов на сайте Командорского заповедника | 1. Дидактическая игра «Угадай животное по описанию». 2. Просмотр фотографий с изображением оленей. |
День пятый | |||
1.. Игра «Узнай животное». 2. Беседа «Песец – хищник из рода лис». 3. Подвижная игра «Песец вышел на охоту!» 4. Эстафета « Быстрые песцы и сильные каланы». | 1. Просмотр слайд – шоу про песца. 2. Чтение стихотворения «Командорские песцы, рыболовы - хитрецы!» 3. Лепка «Калан». | 1. Изготовление атрибутов к подвижным играм. 2. Разучивание пальчиковых игр. | 1. Дидактическая игра «Чем питается кит?» 2. Дидактическая игра «Мама и детёныш», «Кто живет под водой? Кто живет на суше?» |
III этап – заключительный
ИТОГ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
В результате работы над проектом у детей:
- обогатился словарный запас;
- в самостоятельной игровой деятельности детей появились игры в «биологов», «фотографов-анималистов»;
- появился интерес к рассказам о животных и растениях;
- дети научились связно рассуждать, логически мыслить, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы;
- появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. Полученными знаниями, впечатлениями дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр;
- на основе сотрудничества укрепились доверительные взаимоотношения с родителями. Родители заинтересованы, неравнодушны к развитию и экологическому воспитанию детей.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
- выставка рисунков, поделок;
- оформление «Книги жителей Командорских островов».
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА:
- продолжение изучения природы биосферного заповедника «Командорский» (растительный мир, виды китообразных, тюлени, птицы);
- интерактивная экскурсия по заповедным местам России.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:
- наглядный материал: плакаты, фотографии, иллюстрации, энциклопедии, карточки, аудио – и видео записи;
- консультативный материал для родителей;
- конспекты занятий, бесед с официального сайта заповедника: http://komandorsky.ru/занятия-с-дошкольниками.html
- просветительские материалы Командорского заповедника: книга «Портреты зверей Командорских островов, В. Смирин; книга «Приключения Тошки - маленького сивучонка, Е.Мамаев; брошюра «Морские птицы Командорских островов»; определители «Звери Командорских островов», «Птицы Командорских островов»; информационные буклеты; открытки; картотека подвижных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обитатели воронежского государственного заповедника-бобры.
Презентация для детей старшего дошкольного возраста о внешнем виде бобров....
Энциклопедия для дошкольников"Обитатели Хвалынского заповедника"
Заповедник – это место, где охраняется все живое и неживое. Это замечательное место, где рыбы и птицы, звери и насекомые, травы и могучие деревья живут как в сказке, они знают, что добрые люди, ...
Энциклопедия для дошкольников "Обитатели Хвалынского заповедника"часть2
-Заповедник – это место, где охраняется все живое и неживое. Это замечательное место, где рыбы и птицы, звери и насекомые, травы и могучие деревья живут как в сказке, они знают, что добры...
НОД по ознакомлению с миром природы. «Обитатели Зейского заповедника»
Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства через экологическое воспитание, формировать любовь к Родине посредством уважительного отношения к природе. ЗАДАЧИ: - формировать п...
Конспект беседы по познавательному развитию в подготовительной группе «Дальневосточный морской заповедник и его обитатели»
Знакомить воспитанников с охраняемыми природными объектами Приморского края с «Дальневосточным морским заповедником », его назначением и морскими обитателями....
Экологический проект «Обитатели Командорского заповедника"
В стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Поэтому в детских садах одним из видов познавательно...
"Обитатели Воронежского заповедника"
Образовательная деятельность в старшей группе по развитию речи....