Картотека игр с использование ТРИЗ технологий
картотека по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Методическая копилка
Картотека игр с использование ТРИЗ технологий
Игра "Волшебные картинки"
Возрастная группа – средняя
Цели и задачи игры: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Дидактический материал: лист бумаги, фломастер, музыка.
Правила и содержание проведения: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.
Варианты усложнений правил :Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Игра "Теремок"
Возрастная группа – средняя
Цели и задачи игры: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Дидактический материал: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д. На каждого ребенка - один рисунок.
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Правила и содержание проведения: 1-й вариант: каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог: - Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.
Игра "Красная шапочка”
Возрастная группа – средняя
Цели и задачи игры: развитие творческого воображения.
Дидактический материал: бумага и фломастеры.
Правила и содержание проведения: Перед игрой вспоминаем сказку, а конкретнее эпизод, где Красная Шапочка удивляется переодетому в бабушку волку. Объясняем детям, что сейчас мы сыграем немного по другому, чем в сказке. Наша бабушка, узнав о планах волка, превращается в какой-либо предмет, чтобы избежать печальной участи.
Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой).
Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.
Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета?
- Чтобы видеть, сколько я съела.
И так играем до тех пор, пока не обоснуем все странности бабушки.
После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, выплеснуть на него содержимое своего живота или расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла) .
Игра "Маша-Растеряша"
Возрастная группа – средняя
Цели и задачи игры: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.
Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?
Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.
Дидактический материал: набор инструментов, набор кухонной посуды, набор булочных изделий.
Правила и содержание проведения: 1-й вариант: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным: - Ой! - Что с тобой? - Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать?
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.
Игра "Перевирание сказки".
Возрастная группа – средняя
Цели и задачи игры: Возможно, эта игра знакома многим из вас. С нашей же точки зрения она обладает следующими дидактическими свойствами, оправдывающими ее использование на логопедических занятиях по развитию связной речи - она обучает ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.
Дидактический материал: сказка в картинках ,изображения персонажей сказки .
Правила и содержание проведения: Рассмотрим в качестве примера всем известную сказку: - Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка: - Не Желтая, а Красная - Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа : - Да нет же, не папа, а мама. - Правильно. Позвала ее мама и говорит: с ходика к тете Марине и отнеси ей: - К бабушке она велела ей сходить, а не к тете: И так далее
Игра «Назови часть предмета»
Возрастная группа - 2 младшая
Цели и задачи игры: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Дидактический материал: мяч
Правила и содержание проведения: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):
- ДОМ. Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:
- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал)
Игра «Паровозик»
Возрастная группа - 2 младшая
Цели и задачи игры: учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Дидактический материал: Карточки с временными периодами, это может быть дерево, птица, бабочка, т. е. любая живая система.
Правила и содержание проведения: Ведущий подбирает 5-6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды. Это может быть дерево, птица, бабочка, т. е. любая живая система. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, дети – вагончики.
Например, Человек:
1 карточка – младенец
2 карточка – дошкольница
3 – девочка-подросток
4 – девушка
5 – женщина
6 – старушка. («Поезд времени»)
Игра «Что это такое? »
Возрастная группа - 2 младшая
Цели и задачи игры: развивать ассоциативное мышление.
Дидактический материал: На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение.
Правила и содержание проведения: - Что это такое? Или на что похоже? Дети называют предмет, на который похоже это изображение. Воспитатель говорит: - Нет! Это не … Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает: «Что это? ». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т. д.
Игра «Гирлянда»
Возрастная группа - 2 младшая
Цели и задачи игры: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Дидактический материал:
Правила и содержание проведения: Ведущий предлагает стартовое слово.
Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.
- Лягушка какая?
Ребенок отвечает: - Зеленая.
От этого слова вновь ставится вопрос. Например: - Зеленая кто (что? ) Ребенок отвечает: - Трава. - Трава что делает? (растет) - Растет что (кто? (ребенок) - Ребенок какой? (веселый) - Веселый кто бывает? (клоун) - Клоун что делает? (смеется) И т. д.
Игра «Гирлянда»
Возрастная группа – средняя
Цели и задачи игры:: учить называть прошлое и будущее предмета.
Правила и содержание проведения: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:
- кем (чем) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т. д. »
При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:
- Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.
За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...
Символы к образовательной технологии «Модель трех вопросов» (использование ТРИЗ технологии).
Цель: создание условий для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности....
Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».
Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...
Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»
Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...
Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ - технологии. «Разбуди в себе волшебника»
Игры с использованием ТРИЗ - технологии.Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, вообр...
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группеКонспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе....
Мастер-класс для родителей по ТРИЗ технологии в средней группе № 8 по теме «Использование ТРИЗ—технологии для развития детей дошкольного возраста».
Дать родителям представление о технологии ТРИЗ, показать практические навыки использования приёмов ТРИЗ в играх...