Путешествие в прошлое лампочки
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского Автономного округа"Детский сад "Сказка" п.Горноправдинск"

НОД по ФЦКМ в старшей группе

на тему «Путешествие в прошлое лампочки»

Выполнила воспитатель:

   Норкова Ю.М.

п.Горноправдинск 2020г.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по ФЦКМ

ФИО педагога, должность: Норкова Юлия Михайловна, воспитатель.

Возрастная группа воспитанников:  старшая группа (5-6 лет) общеразвивающей направленности.

Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки

Задачи:Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность, умение выдвигать предположения и делать умозаключения.

Подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.

Закрепить правила обращения с огнём.

Вызвать положительный эмоциональный настрой, доброе отношение к черной Фее Тьма.

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Вид детской деятельности, лежащей в основе организации образовательной ситуации: познавательно - исследовательская

Форма организации детей: совместная под групповая.

Методы и приемы:

ИКТ

Беседа

Наглядный метод

Игровой приём

Исследовательский метод

Проблемные, поисковые вопросы

Эвристический

Практический

Наглядный

Художественное слово

Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный):

Компьютер

Проектор

Демонстрационный экран для показа слайдов

Электронная презентация «Путешествие в прошлое электрической лампочки»

Демонстрационный материал:

Лучина

Факел

Керосиновая лампа

Свечи парафиновые и восковые на подсвечниках

Раздаточный материал:

Фонарик

Предварительная деятельность с воспитанниками:

Знакомство с новым словом: предки, прогресс

Заучивание правила обращения с огнем в стихотворной форме

Части НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

Цель

1 часть – вводная

Приветствие,  организация внимания детей, игровая мотивация, постановка цели деятельности.

Создание образовательной ситуации

Слайд №1 Титульный лист. Путешествие в прошлое электрической лампочки

(Незаметно выключается свет в группе)

Ребята, что случилось?

Дети: Свет погас

Воспитатель: А что же теперь нам делать? Удобно ли нам с вами будет играть, рисовать, в темноте?

Дети: Нет

Воспитатель:Незаметно включаю фонограмму громкого и зловещего голоса:

-Я черная Фея Тьмы, не допущу, чтоб в вашей группе было светло. Я заточила вашу электрическую лампочку в своём замке Тьмы. А чтоб разрушить мои чары и спасти лампочку, нужно собрать всех её предков вместе. Но сделать это невозможно, они все в далёком прошлом…

Воспитатель: -Что же нам делать? Что такое прошлое?

Дети принимают решение отправиться в прошлое электрической лампочки.

Воспитатель: -А что же поможет нам переместиться во временном пространстве?

А поможет нам в этом наш волшебный ноутбук, который все про все знает.

- Ребята, занимайте свои места.

Дети рассаживаются на стульчики.

Дети смотрят на экран

Проблемная ситуация

Рассматривание проблемы и высказывание детьми вариантов решения

Создание положительного психологического настроя

Постановка эвристических вопросов

Формулирование цели, предстоящей деятельности и принятие ее детьми

Слайд №3Первобытная пещера.

-Куда же мы попали?

-Как вы думаете, кто здесь живёт? (первобытный человек).

- Огонь существовал на земле еще тогда, когда не было людей. Ударит молния в лес, загорятся деревья, разбегаются во все стороны лохматые медведи, клыкастые кабаны.

- Подумайте, как этот костер мог попасть к человеку?

- Первобытные люди жили в холодных пещерах. Но вот нашелся смельчак, выхватил из пламени лесного пожара горящую ветку и принес в пещеру. Запылал в пещере первый огонь.

-Какую пользу принес костер людям? (тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных)

- А почему костер не очень удобен в применении? (его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя; он очень опасен; его нельзя перенести на другое место)

-Но как же первобытные люди разводили огонь, если костер по каким-либо причинам угасал?

Дети предлагают варианты.

А теперь подойдите к столу посмотрите у вас на столе лежат камни. Попробуйте сами с помощью камней высечь искры.

С помощью камней дети пытаются высечь искры.

-Получается? Да это очень трудно. Потрогайте камни, понюхайте их. Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге.

Воспитатель: Правильно, молодцы.  Ребята как вы думаете, нашим далеким предкам не страшно было ходить по улице ночью?

Дети: Страшно.

Воспитатель: Почему?

Дети: Ничего не видно, темно.

Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?

Дети: Фонарики.

Дети смотрят на экран

экспериментальная деятельность

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Цель

2 часть – основная

Способствовать развитию познавательного интереса

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым

Воспитатель: Да, но они появились позже. А до них люди придумали факелы.(Слайд 4)

Факел  - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение.

Затем люди стали использовать лучину. Как вы думаете, что это такое ребята?

Дети: ……..

Воспитатель: Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. (Показ детям лучины слайд 5). Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила.

Воспитатель: Ребята. Скажите, какое освещение удобно, факел или лучина? А почему вы так думаете?

Дети: Факел удобнее. Потому что от лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.

Воспитатель: Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу. Её делали из пчелиного воска, бараньего сала.(Слайд 6-8)

Воспитатель показывает свечу, обращает внимание детей на то, что свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Показывает, как горит свеча.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча?

Дети: Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь мы с вами немножко отдохнём.

Физминутка

1. Если свет погаснет вдруг,             - шаги на месте, руки на поясе

    У меня есть верный друг.             -  руки на поясе, повороты влево и вправо

2. Мне с фонариком не страшно      - руки держим в фонариках

    Я иду вперёд отважно

3. Шаг на месте раз, два, три             - ходьба на месте, руки на поясе

    Плечи шире разверни.

4. Проведём одну игру:                      - присели, руки на поясе

    Все присядем, скажем «у».

5. Быстро встанем                               - встали, руки на поясе

    Скажем «а».

6. Нам пора уж за дела.                       – сели на свои места.

Воспитатель: Ребята давайте продолжим наше интересное путешествие. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновые лампы.(слайд 9-10)

Демонстрация старинной керосиновой лампы

(Воспитатель предлагает детям пройти к демонстрационному столу)

Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети: Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин.

Воспитатель: Да, правильно, молодцы. Керосиновая лампа, ребята, ещё была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь. Прошло много лет. Люди искали всё новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Николаевич Ладыгин придумал .....(электрическую лампочку.) (Слайд 11)А что он придумал вам нужно собрать пазлы и узнать, что получилось.

Дети подходят к столам и собирают по группам пазл лампочки.

Воспитатель показывает Электрическую лампочку.(слайд 12-13)

Воспитатель: Ребята, что изобрёл русский изобретатель?

Дети: Электрическую лампочку.

Воспитатель: Молодцы. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных, красивых светильников.(Слайды 14) Я покажу вам картинки, а вы внимательно посмотрите, и назовите предметы быта в которых используется электрическая лампочка. Кто знает?

Показ картинок: люстры, бра, торшеры, настольные лампы.

Воспитатель: Ребята, а вот и завершилось наше прошлое. Мы с вами все и разузнали путешествие в прошлое лампочки.

 

 Воспитатель: Ребята, удобно ли искать предметы без света? Вот как важна электрическая лампочка.  Ребята. посмотрите, наша гостья что-то загрустила .Наверное она скучает  о своих предках огне, лучине, свече, керосиновой лампе

Воспитатель: Не огорчайся, сейчас мы это исправим. Наши ребята расскажут тебе стихи о них, и тебе станет веселее.

Выходят дети с иллюстрациями и читают стихи.

Огонь

Я огонь, мой дом очаг,
Живу в каминах и печах,
В старину меня любили,
В лес ходили, разводили

Чтоб согреться и поесть,
И от зверя уберечься,
Что не мог, кого — то съесть.

Лучина

Я древний огонечек
Дарящий людям свет
Я тонкая лучинка
Березоньке привет.

В светелках я девицам
Подружкою была,
Со мною пряли пряжу,
Да самого утра.

Свечка:

Основа вся из воска,
Есть фитилек внутри
Горю не очень ярко,
Но помогу в пути.

Я людям помогаю
Горю из века в век.
Жилище освещаю
Полезна я для всех.

Керосиновая лампа
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная, я холодная!

Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему — я не пойму -

Воспитатель: А сейчас ребята появилась новая энергосберегающая лампочка. Вот она какая (показ лампочки. Слайд 15). Она даёт много света, а расходует электроэнергию мало. Дома у вас, наверное, у многих такая есть.

Незаметно включаю фонограмму громкого и зловещего голоса Феи Тьмы.

Ну что ж ребята вы хорошо себя вели на занятии, со всеми заданиями справились. и я возвращаю вам свет в группу.

И в группе зажигается свет.

Ой, ребята посмотрите как у нас сразу светло и весело в группе стало.

Дети смотрят на факел

Дети смотрят на лучину

Рассматривание проблемы с различных позиций

и высказывание детьми предположений

Дети принимают нестандартные решения

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Поощрение ответов детей

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Активизация деятельности детей с помощью вопросов

Создание ситуации, позволяющей ребёнку реализовать свою компетентность

Постановка эвристических и проблемных вопросов

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Активизация деятельности детей с помощью вопросов

Активизация деятельности детей с помощью вопросов

Создание игровой ситуации для нестандартного мышления

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Активизация деятельности детей с помощью вопросов

Создание ситуации, позволяющей ребёнку реализовать свою компетентность

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Цель

3 часть – заключительная

Подведение итогов деятельности.

Педагогическая оценка результатов деятельности детей

Ребята, мы с вами сейчас узнали прошлое нашей обыкновенной электрической лампочки. Давайте вспомним, с чего начиналось рождение лампочки. У нас на доске предметные картинки, нужно расположить их в том порядке, как начиналось появление электрической лампочки. Вспоминайте, мы сейчас с вами об этом говорили. Кто хочет выполнить это задание?

Молодцы, все справились с заданием.

Сегодня мы с вами узнали историю электрической лампочки, как она развивалась, совершенствовалась. Но лампочка не безопасна, она работает от электричества. Поэтому детям её нельзя откручивать, разбирать, вставлять в розетку посторонние предметы.

Помните: это опасно для жизни.

Также нельзя брать самостоятельно спички и зажигать свечу.

Наше путешествие в прошлое подходит к концу.

Дети высказывают предположения

Рассматривание проблемы с различных позиций

и высказывание детьми предположений, исследовательская деятельность детей

Постановка эвристических и проблемных вопросов

Создание ситуации  для поддержания интереса детей к деятельности

Плавный вывод детей из

непосредственно – образовательной деятельности

Рефлексия

- Что было интересного в путешествии в прошлое электрической лампочки?

Надеюсь, что дома вы расскажете о том, что нового узнали сегодня.

О прошлом каких предметов вы хотите узнать еще?

Дети отвечают на вопросы

Словесные поощрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеоурок ОД: Познавательное развитие «Путешествие в прошлое лампочки» (подготовительная группа)

ОД: Познавательное развитие «Путешествие в прошлое лампочки» (подготовительная группа)Чтобы посмотреть видео перейдите по этой ссылке:https://cloud.mail.ru/public/DbuP/B2AKVKjcK...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Путешествие в прошлое лампочки"

Задачи:•Познакомить детей с историей электрической лампочки•Вызвать эмоциональный положительный настрой, интерес к прошлому этого предметаОписание4 слайд--Ребята, вы любите путешествовать? Хотите сего...

Презентация "Путешествие в прошлое лампочки"

Презентация для средней, старшей группы "Путешествие в прошлое лампочки"...

презентация к занятию по окружающему миру "Путешествие в прошлое лампочки"

Познакомить детей с историей появления лампочки; закрепить знания о необходимости этого предмета; вызвать положительный, эмоциональный настрой....

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением « Путешествие в прошлое лампочки» Старший дошкольный возраст

Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки; подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.Развивать у де...