Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением « Путешествие в прошлое лампочки» Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сулейманова Нурият Юсуповна

Программное содержание:

 

Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки; подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.

Развивать у детей умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными и опасными предметами.

Воспитывать любознательность, отзывчивость, интерес к объектам ближайшего окружения, умение делать умозаключение вследствие опытно-экспериментальной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_proshloe_lampochki.docx171.65 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад с. Первомайское»

МР «Каякентский район»

Конспект НОД

по ознакомлению с предметным и социальным окружением

« Путешествие в прошлое лампочки»

Старший дошкольный возраст

                            http://russian7.ru/wp-content/uploads/2014/05/lampochka.png

                                                                               

                                                                                                Подготовила

                                                                                                                Сулейманова Н.Ю.

                                             2017г. Первомайское

Программное содержание:

Познакомить детей с историей возникновения электрической лампочки; подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.

Развивать у детей умения самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными и опасными предметами.

Воспитывать любознательность, отзывчивость, интерес к объектам ближайшего окружения, умение делать умозаключение вследствие опытно-экспериментальной деятельности.

Методические приемы:


компьютерное и музыкальное сопровождение, создание проблемных и игровых ситуаций,
 загадывание загадок, внезапное появление объектов,

вопросы к детям, пояснения, педагогическая оценка, экспериментирование,

упражнения, элементы оздоровительной терапии: пальчиковая гимнастика, психогимнастика , дыхательная гимнастика, релаксация.

Оборудование:

компьютер, магнитофон, драпировочная  ткань, березовые поленья, лучины,

свечи ,подсвечники, керосиновая  лампа, колба с керосином, спички,

тарелочка  для сгоревших спичек, настольные лампы, лампочки,

коробка с сюрпризом (подарки для детей: фонарики), костер, подушки/

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель с детьми заходят в группу под музыку и настраивает их на занятие.

- Ребята, мне очень приятно вас  сегодня видеть. Какие у вас всех приветливые и доброжелательные лица.

Давайте поприветствуем друг друга

Доброе утро! – солнцу и птицам.

Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Пусть доброе утро

Длится до вечера!

- Давайте, ребята все вместе скажем : «Доброе утро!».

 (музыка заканчивается)

1. Вводная часть:

– Ребята, скажите, а вы любите путешествовать?

Ответы детей.

- Я тоже очень-очень люблю путешествовать и предлагаю вам отправиться в увлекательное и интересное путешествие, но оно будет не только интересным и увлекательным, но еще и познавательным.

- А хотите узнать, куда мы отправимся?

Ответы детей.

- А отправимся мы с вами в страну чудес и превращений. Вы не против?

Ответы детей.

- Но как же мы туда попадем?

Предполагаемые ответы детей (на самолете).

Воспитатель: На самолете, мы туда не долетим.

Предполагаемые ответы детей (на поезде).

Воспитатель: На поезде, мы туда не доедем и т.д.

- А, я знаю, знаю, в этом нам может помочь Мэри Попинс, она ведь может делать чудеса. Ой, со мной что-то происходит (звучит волшебная музыка, воспитатель вращается вокруг себя, одевая на себя шляпку, берет в руку зонтик, поворачивается к детям. Удивленно осматривает себя и говорит).

- Что со мной произошло? Ребята, вы видите, я превратилась в Мэри Поппинс и в руках у меня волшебный зонтик. И под этим волшебным зонтиком мы сейчас с вами отправимся в путешествие (раскрывает зонтик и приглашает детей к себе). Подходите скорее ко мне, под зонтик.

(Дети подходят под зонтик. Мэри Поппинс (воспитатель) делает несколько вращений зонтом под волшебную музыку, и они попадают в волшебную страну, т.е. останавливаются в групповой комнате, приготовленной к занятию).

- Посмотрите, ребята, как здесь интересно, что это за место такое волшебное и свечение какое-то необыкновенно - сказочное? (дети рассматривают).

2. Основная часть

Воспитатель: вы хотите узнать, куда же вы попали и что это за свет такой сказочный? Но для этого отгадайте загадку:

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Предполагаемый ответ детей (лампочка).

Воспитатель: Молодцы. Вы правильно отгадали. Это лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?

Предполааемые ответы детей: Нет!

Воспитатель: Нет, не всегда!

 Ребята, а вам интересно узнать, как люди освещали свои жилища, улицы до появления лампочки?

Ответы детей. (Да, интересно!)

Воспитатель: Поэтому мы сейчас отправимся в прошлое электрической лампочки.

 Но сначала закройте глаза, а я взмахну своим волшебным зонтиком и мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут нам о прошлом лампочки.

(дети закрывают глаза, Мэри Поппинс взмахивает зонтиком и произносит волшебные слова)

Воспитатель:

Кто не верит. Пусть поверит.

Рада гостю я всегда,

Открывая в страну двери.

Приглашаю всех туда.

Воспитатель: Ребята, посмотрите! Мы с вами оказались около костра (4 слайд «горящий» костер, музыка «Треск костра»). Присаживайтесь вокруг него.

– Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь. А для чего они разводили огонь, как вы думаете?

Предполагаемые ответы детей. (На нем готовили пищу, от костра в пещере становилось светлее, теплее).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно вы сказали, посмотрите теперь, как это было (показ слайдов 4,5).

Психогимнастика:

Воспитатель: Ребята, а давайте мы погреемся возле нашего костра. (Включается музыка) Наш костер разгорелся и язычки пламени жгут нам руки. А теперь нам стало прохладно, как же стало холодно. (Соответствующие движения) Костер стал угасать, и теперь мы его раздуем, давайте подуем на него, только не сверху, а снизу мы раздуваем наш костер. Для этого мы наберем много воздуха в легкие и подуем все вместе. (Дыхательная гимнастика) Посмотрите, наш костер разгорается, и нам опять становится тепло. (Пальчиковая гимнастика). Ребята, вы нагрелись? (в заключение гимнастики потирают ладошки) А теперь давайте пойдем дальше.

- Как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью без освещения?

Ответы детей.

- А почему?

Предполагаемые ответы детей: (ничего не видно, темно).

- Правильно, ребята! Ничего не видно, темно. Поэтому люди придумали факелы. А вы знаете, что такое факел?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Я хочу вам показать, что такое факел (6,7 слайды). Факел – это палка, на которую намотана тряпка, пропитанная специальным раствором, которую поджигают и получается факел, который не гаснет даже в дождь

Затем люди придумали  лучину. Что это такое? Как вы думаете?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Это просто щепка, заостренная на конце. Раз это щепка, то сделана она из чего?

Предполагаемые ответы детей.

- Обычно лучину  делали из березы, она лучше горит. Вот из таких березовых полен. Возьмите в руки. Посмотрите, понюхайте. Чем пахнет?

Предполагаемые ответы детей (деревом)

- Возьмите и посмотрите лучину. Что вы можете о ней сказать?

Предполагаемые ответы детей.

- А вы хотите посмотреть, как она горит? (Слайды 8,9) Я бы с удовольствием вам ее зажгла, но, соблюдая меры пожарной безопасности, зажечь здесь ее мы не можем, так как у нас сработает пожарная сигнализация и придут пожарные. И поэтому я предлагаю вам посмотреть, как горит лучина , на слайде. Обратите внимание, один конец  лучины  закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила, не упала. А если она упадет? Что произойдет? (комментирует во время эксперимента)

Предполагаемые ответы детей (возникнет пожар)

Воспитатель: Правильно! Запомните, с огнем нужно обращаться очень осторожно!

– Посмотрите от лучины  мало света, она быстро сгорает и сильно коптит. Вы чувствуете запах? Какой?

Предполагаемые ответы детей (сгоревшей щепки, запах костра)

– Это было не очень удобно, и люди придумали свечу (слайд 10). Подойдите все сюда, возьмите в руки свечи, посмотрите и скажите, из чего их делали?

Предполагаемые ответы детей.

- Свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Давайте посмотрим, как она устроена?

Предполагаемые ответы детей (внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток)

- А теперь поставьте их на стол и посмотрим, как горит свеча.

Воспитатель зажигает свечу, показывает, как горит (во время эксперимента комментирует)

- Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, подумать о чем-то приятном. Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг столика на подушки).

Релаксация (звучит музыка)

Воспитатель: Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается)

Воспитатель: Ребята, а что будет, если подует ветер?

Предполагаемые ответы детей (свеча потухнет)

- Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечи. (Дыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут)

– Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи?

Ответы детей (можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света).

– Правильно, люди думали, думали и изобрели керосиновую  лампу. Кто видел керосиновую лампу?

Ответы детей.

- Вот потому мы сейчас подойдем к следующему нашему объекту и посмотрим, что такое керосиновая лампа?(Слайд 11). (подходят и обращают внимание на керосиновую  лампу)

- Вот это керосиновая  лампа. Посмотрите, как она выглядит. А для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Посмотрите, вот это керосин, (показывает керосин в колбе) это химическая жидкость и поэтому мы его не будет открывать. Но для  того, чтобы вы могли ощутить его запах, я предлагаю  вам заглянуть в волшебную коробочку (воспитатель проходит около детей с коробкой, в которой находится смоченный в керосин  тампон. Дети определяют  запах). Вот так пахнет керосин.

- А теперь посмотрим, как с его помощью горит лампа. (Включает лампу и объясняет принцип ее действия): керосин  заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, керосин  у меня уже залит, а в горелке находится фитиль, его мы сейчас поджигаем, вставляем ламповое стекло и регулируем свет регулятором.

- А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло?

Предполагаемые ответы детей (для защиты пламени от ветра)

– Ну что, ребята? Керосиновая  лампа удобнее, чем свеча?

Ответы детей

– Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему же?

Предполагаемые ответы детей (заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место)

– И костер, и факелы, и лучина, свеча и керосиновая  лампа не удовлетворяли потребности человека. И что же произошло потом? Присаживайтесь на стульчики. Я вам сейчас расскажу. (Дети садятся на стульчики)

- Прошло много лет. (Слайд13) И однажды на фонарных столбах вдоль улицы вспыхнул свет, который ослепил всех прохожих, появилась электрическая лампочка (показывает лампочку)

- Давайте посмотрим, из чего она сделана? (из стекла) Правильно, из стекла. Любое стекло может расколоться от удара. Нажима, падения, поэтому к лампочке нужно относиться бережно и аккуратно.

А теперь, давайте выясним, как она работает?

Предполагаемые ответы детей.

- Сейчас я беру лампочки, вкручиваю их в настольную лампу, в светильник. Готово! А теперь я предлагаю (вызывает кого-то из детей) подойти и включить лампы (одна загорается, а другая – нет).

Предполагаемые ответы детей (Одна лампа подключена к электричеству, а другая – нет).

- А теперь я предлагаю (вызывает ребенка) для следующего опыта. Преподнести ладошку к включенной лампочке, другую – к выключенной лампочке, но, не касаясь их. Что ты чувствуешь?

Ответ ребенка (зажжённая лампочка излучает тепло, выключенная – никаких ощущений)

-Ты так думаешь. А как думает у нас (вызывает ребенка)? Что ты чувствуешь?

Ответ ребенка (зажженная лампочка излучает тепло, выключенная – никаких ощущений)

- И  Лиана, и  Курбан, чувствовали одно и то же, поэтому никогда не прикасайтесь к зажженной электрической лампочке, чтобы не обжечься.

- Ну вот, теперь в наших домах много разных красивых светильников: на потолке висят люстры, на стенах — бра, на столах стоят настольные лампы, разноцветные гирлянды, светящиеся вывески, по вечерам освещаются улицы. Это так удобно. (Слайды 14,15, 16)

3. Заключительная часть

Воспитатель: Ну вот, ребята, вы и узнали о возникновении электрической лампочки. А я приготовила  вам сюрприз!  (указывает на коробку с надписью «СЮРПРИЗ»

Воспитатель (достает из коробки  электрические  фонарики для каждого.

Дети : СПАСИБО!

ИТОГ занятия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?

Ответы детей.

- Вам было интересно?

Ответы детей

- Что больше всего запомнилось? (индивидуально спрашивает детей).

Предполагаемые вопросы: «Что тебе понравилось?», «Что тебе запомнилось?», «На что ты больше всего обратил внимание?», «Что ты сегодня расскажешь своим родителям?»

- Да, ребята, я очень надеюсь, что вы расскажете всем о том, что нового сегодня узнали.

– А мне тоже очень-очень понравилось сегодня с вами работать.  Ну, что же, а теперь зажигайте свои фонарики и пусть каждый ваш лучик освещает вам дорогу домой. До свидания! До новых встреч! (воспитатель машет рукой провожая детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением "Путешествие в прошлое лампочки"

Задачи:•Познакомить детей с историей электрической лампочки•Вызвать эмоциональный положительный настрой, интерес к прошлому этого предметаОписание4 слайд--Ребята, вы любите путешествовать? Хотите сего...

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое светофора».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет) по теме «Путешествие в прошлое светофора». Данный мате...

Познавательное развитие . Ознакомление с предметным и социальным окружением. "Путешествие в прошлое пылесоса"

Цель: познакомить детей с историей изобретения и совершенствования пылесоса....

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Путешествие в прошлое пылесоса». Старшая группа.Провела Седова О. А. 05.04.2021. Литература. О. В. Дыбина. Ознак...