Занятие по познанию на тему "Масленица" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познакомить детей с русским народным праздником "Масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познакомить детей с русским народным праздником "Масленица" | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад№1 г. Вязьмы Смоленской области
Занятие по познанию на тему
"Масленица"
для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовила: Егорченкова Н.Н.
Занятие по познанию на тему "Масленица" для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка.
Название: Занятие по познанию на тему «Масленица» для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: воспитатель Егорченкова Наталья Николаевна.
Цель: познакомить детей с русским народным праздником «Масленицей».
Задачи:
- Расширить и углубить знания детей о народном празднике «Масленица», развивать понимание названия и традиций праздника.
- Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
- Воспитывать в детях любовь к традициям русского народа.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, предлагаю вам отгадать загадку, отгадав её, вы узнаете о чём сегодня будет наша беседа:
Ярмарки, улыбки, песни,
Отдыхает весь народ,
Нет поры вкусней, чудесней,
Весну каждый очень ждет!
Самовары и баранки,
Но главней всего блины,
Все танцуют, веселятся,
Ну же праздник назови! (Ответы детей).
Воспитатель: Масленица – веселый праздник проводов зимы и встречи красавицы весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Масленица – праздник переходящий, который не имеет постоянного числа, он отмечается за 7 недель до Пасхи, в последнюю неделю перед Великим постом. Масленица празднуется целую неделю, которая так и называется - масленичная неделя. В последний день масленичной недели устраиваются народные гуляния.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему праздник проводов зимы называется масленицей? ( Ответы детей).
Воспитатель: Праздник называется масленицей потому, что после долгого поста, который длился семь недель, люди начинали жарить блины и кушать масло наряду с другими молочными продуктами.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а почему на масленицу пекут блины, а не ватрушки или пироги? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно! Потому что круглый, румяный и золотистый блин так похож на солнышко. А весны без солнышка не бывает.
- На Руси Масленица всегда отмечалась широко.
С понедельника по среду масленица называлась «узкой», с четверга начиналась «широкая» масленица – люди ходили друг к другу в гости, отдыхали, а работать было запрещено.
Каждый день масленичной недели имел свое значение:
понедельник – «Встреча» (с этого дня начинали печь блины, первый блин отдавали в церковь на помин умерших);
вторник – «Заигрыши» (девушки и парни катались с горок, ходили в гости на блины);
среда – «Лакомка» (все пекли и лакомились блинами);
четверг – «Разгул» (начинали работать балаганы, проводиться кулачные бои, катания на санях и лошадях продолжались);
пятница – «Тещины вечерки» (тещи приглашали в гости зятьев на блины); суббота – «Золовкины посиделки» (невесты приглашали в гости будущих золовок на блины);
воскресенье – «Прощёное воскресенье» – вершина праздничных гуляний.
В прощёное воскресенье люди просили друг у друга прощение за все обиды, сжигали чучело зимы на костре. Чучело делали из соломы к первому дню масленичной недели, потом всю неделю водили вокруг него хороводы, пели песни, даже с горок катали. Словом, люди делали все, чтобы задобрить зиму, уговорить ее уйти. А в последний день масленичной недели чучело сжигали на костре.
Воспитатель: Существует множество пословиц и поговорок про масленицу. Давайте вместе подумаем, о чём нам пословицы хотят поведать.
«Не все коту Масленица, будет и Великий пост»,
«Не жизнь, а Масленица»,
«Масленица – объедуха, деньгам приберуха»,
«Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить»,
Воспитатель: Дети очень любили Масленицу за забавные игры и хороводы.
Давайте и мы с вами поиграем.
Хороводная игра «Солнышко».
Правила игры: Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:
Гори, солнце, ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее, (круг сжимается)
А весна милее. (круг расширяется).
Потом ведущий неожиданно кричит «Горю!». Это сигнал деткам разбегаться в разные стороны. А ведущий их ловит.
Игра «Горелки».
Правила игры: Дети делятся на пары и встают в колонну. Впереди колонны встает ведущий. Дети поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
На последних словах песни первая пара детей пытается убежать от ведущего - горельщика, а он их пытается поймать. Остальные детки приговаривают: «Раз-два, не воронь, а беги, как огонь!». Если убегающим удается встать в конец колонны и снова взяться за руки, то ведущий остается. А если горельщик поймал одного ребенка, то он встает с ним в пару в общую колонну, а ведущим становится потерявший пару.
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И загадку отгадали, и пословицы расшифровали, и в игры поиграли.
- На какой праздник обычно люди пекут блины? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированного занятия с учетом ФГТ: “Город будущего” (образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация). (для детей старшего дошкольного возраста)
Интегрированного занятия с учетом ФГТ: “Город будущего” (образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация). (для детей старшего дошкольного возраста) ...
Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...
«Обогащение речи посредством познания окружающей действительности детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию...
Познание Русской культуры детей старшего дошкольного возраста через народную игрушку
АннотацияВ статье дается анализ опыта работы воспитателя по формированию социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр с народными игрушками, тряпичной куклой. Автор исходит и...
Познание Русской культуры детей старшего дошкольного возраста через народную игрушку
АннотацияВ статье дается анализ опыта работы воспитателя по формированию социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр с народными игрушками, тряпичной куклой. Автор исходит и...
Конспект Занятие по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Перелётные птицы» (возраст 6 – 7 лет)
Конспект занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности. «Перелётные птицы» ...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....