Проект по опытно-экспериментальной деятельности младших дошкольников
презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno-eksperimentalnaya_deyatelnost_v_mladshey_gruppe.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследовательское поведение рассматривается не как деятельность, характерная только для небольшой группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, ведь в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку, независимо от характера его профессиональной деятельности. Творческая, самостоятельно мыслящая личность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста, то есть в то время, когда родители впервые приводят ребёнка в детский сад. Но в сложившейся педагогической практике работы с младшими дошкольниками зачастую преобладают репродуктивные методы обучения, направленные на выполнение заданий по образцу, по подражанию, а также на словесное транслирование информации от педагога к ребёнку. Творческая, самостоятельно мыслящая личность с аналитическим складом ума начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте, в том периоде, когда родители впервые приводят ребенка в детский сад. В младшем дошкольном возрасте только начинают формироваться элементарные навыки исследовательской деятельности, организация которой осуществляется в виде игр-экспериментирований. Именно здесь воспитателям предоставляется возможность для сочетания разных видов деятельности. Развивать исследовательские навыки необходимо уже в младшем дошкольном возрасте, так как для этого существуют все предпосылки: игра как ведущая деятельность, психологические особенности дошкольника — любопытство ко всему окружающему, экспериментирование как одна из форм естественной деятельности детей — стремление все попробовать и потрогать. Кроме развития познавательных способностей для младших дошкольников актуальна проблема привыкания к детскому саду. Игры-экспериментирования очень эффективны в период адаптации, поскольку позволяют снять напряжение, вызывают радость, эмоциональный подъем, интерес.
С целью оптимизации воспитательно -образовательной работы педагогов с детьми младшего дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Маленькие Эйнштейны», направленный на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 3-х – 4-х лет. Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой Цель педагогического проекта: формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность. Задачи проекта: Формировать представления о свойствах различных веществ и предметов окружающего мира в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов. Развивать мышление, речь, внимание, моторику, координацию движений, интерес к творческой и экспериментальной деятельности. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию. Участники проекта - педагоги ДОУ, воспитанники второй младшей группы и их родители. Сроки реализации проекта: Сентябрь-май.
« Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл » . К.Е. Тимирязев
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Содержание работы на этапе Деятельность воспитателя Деятельность детей 1 этап. Подготовительный Проведение вводной беседы. Оснащение в условиях группы цента «Песок и вода», пополнение уголка познавательно-исследовательской деятельности, Беседа с воспитанниками «Для чего нужна вода, песок, глина?»; НОД по познавательному развитию «Купаться любят все». НОД по речевому развитию «Водичка, водичка…» Ежедневные наблюдения за природными явлениями. Посильная помощь в уходе за обитателями уголка природы. Серия игр и экспериментов по ознакомлению со свойствами воды, песка, глины, ветра. Диагностика развития познавательно-исследовательской деятельности детей по методике Ю.А. Афонькиной . Выявление уровней и критериев, характеризующих развитие познавательно-исследовательской деятельности детей (на основе теоретического анализа научных работ): развитие познавательных интересов, экспериментирования, самостоятельности, применение усвоенных знаний и способов деятельности. Консультация для родителей «Детское экспериментирование»
Содержание работы на этапе Деятельность воспитателя Деятельность детей 2 этап. Организация проектной, исследовательской работы с детьми 1. Моделирование ситуации. Выявление проблемы Вводит в игровую ситуацию: помочь сказочному герою 1. Вживаются в сюжетно-игровую ситуацию. 2. Осознают и личностно воспринимают проблему 2. Выделение задач 1. Подводит к решению задач. 2. Планирует деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования) 3. Организует деятельность Принятие задачи - совершить путешествие, найти и решить проблему. 3. Продуктивная деятельность 1. Организует работу над проектом, 2. Направляет поиск решений; экспериментирование, речевую, изобразительную деятельность 1. Читают стихи. 2. Исполняют танцы 3. Опыты 4. Игры - два раза в неделю проводится непосредственная образовательная деятельность – игры-опыты, беседы, наблюдения; - два раза в неделю проводится продуктивная деятельность – чередование рисования, лепки и аппликации. 3 этап. Представление готового продукта, презентация Диагностика развития познавательно-исследовательской деятельности детей по методике Ю.А. Афонькиной . Презентация Развлечение «Маленькие Эйнштейны» совместно с родителями Просмотр видеофильмы «Маленькие исследователи группы » Создание коллажа «Вот как мы живем» Совместно чаепитие, рефлексия, планирование работы. 4 этап. Оценка процессов и результатов работы Аналитический (май 2014г.) – мониторинг результативности реализации проекта, анализ, обработка и систематизация материала, оформление работы.
Оборудование, необходимое для реализации проекта: центр «Песок-вода» (дидактический стол, переносная песочница); ящик с подсветкой для рисования песком (из картона, снизу предусмотрен источник света, сверху - оргстекло); оборудование для исследовательской деятельности (пластиковые ёмкости, венчики, совки, сачки, вёдра, пластмассовые и резиновые игрушки, стаканчики, семена салата, укропа); вещества для экспериментирования (песок, глина, мыло). Особенностью данного проекта является использование метода экспериментирования, как основного, для организации познавательно-исследовательской деятельности с младшими дошкольниками . Планируемый результат: развитие у детей интегративных качеств: любознательности; развития у детей умения общаться со сверстниками и взрослыми; способности решать интеллектуальные задачи. Расширения представлений о свойствах неживой природы (воды, воздуха, песка, ветра и т. д.)
П риродный материал: камешки, ракушки, шишки, красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;
М едицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл) , мерные стаканчики , резиновые груши
П рочие материалы: масло, мука, соль, сахар , магниты, трубочки, веера,
В моей работе была подобрана серия опытов с неживой природой и создана картотека
«Свойства песка»
«Свойства воды»
« Камень,ножницы,бумага »
«Снег, снежок»
«Свойства воздуха»
«Реактивный шарик»
Во время проведения опытов дети высказывали свои предположения о том, что может случиться, если надуть шарик…, или как стакан поднять со дна…, дети вступали в споры друг с другом, мнения у детей расходились, и только демонстрация опыта подтверждала правильность того или иного предположения
« Почему подводные лодки не тонут? » .. Дети предположили, что так сделаны, что могут плавать. «Как будет себя вести шарик пластилина, если его опустить в банку с водой ? » Дети пришли к выводу, что в подводных лодках есть воздух, и он держит ее на плаву,
Детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. В процессе экспериментирования я должна выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А.И. и Прохоровой Л.Н. Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности , например, что бы определить из какого материала можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет. Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю». Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.
На основании проводимой работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой дети могут проявить свои знания. Детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности
Скачано с www.znanio.ru Список используемой литературы: Баранова , Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – г. Ярославль: «Академия развития», 2009. Веракса , Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. Комплексно-тематическое планирование вторая младшая группа ФГТ – Издательство: «Учитель», 2012. Галанов , А.С. Развивающие игры для малышей [Текст] / А.С. Галанов. –«АСТ-Пресс», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников
Содержание иследовательской работы младших дошкольников...
Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников»
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.Чем разнообразнее и ...
Консультация для воспитателей "Организация опытно-экспериментальной деятельности младших дошкольников"
Консультация для воспитателей....
Индивидуальный план работы по самообразованию.«Опытно— экспериментальная деятельность младших дошкольников»
То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю....
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...
Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей младшей группе "Чудеса вокруг"
Данный проект поможет познакомить малышей с новым видом деятельности экспериментированием....
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...