Цикл познавательных бесед о космосе
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Познавательные беседы о космосе для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
besedy.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл познавательных бесед о космосе
для детей старшего дошкольного возраста
Беседа №1
Тема: «Неизвестная вселенная»
Цель: сформировать у детей понятия «космос», «вселенная»; выяснить, что представляет собой Вселенная; ввести понятия «астероид», «комета», «метеорит».
Ход беседы:
Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве. Слово "космос" означает "все на свете", "Вселенная"- это все, что существует. Земля - часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли - это тоже Вселенная. Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для изучения Вселенной. Они считают, что она образовалась в результате огромной вспышки, названной Большим Взрывом. Вселенная непрерывно расширяется, громадные скопления звезд, называемые галактиками, постепенно отдаляются друг от друга.
- Ребята, вы любите смотреть на небо ночью?
- А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.)
- Сколько на небе звезд? Их несчетное количество.
В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. Группы звезд в определенном узоре, наблюдаемом с Земли, называются созвездия.
Созвездия — это группы звезд, образующих в небе условные фигуры. С древнейших времен люди использовали их для ориентирования. Всего насчитывают 88 созвездий.
Те, о которых известно с древних времен, носят имена животных или мифологических героев. Поскольку Земля постоянно движется, положение созвездий на небосклоне меняется в зависимости от часов и времен года. Кроме того, в Северном полушарии видны одни созвездия, а в Южном — другие.
В созвездии Малой Медведицы находится Полярная звезда, которая с давних пор помогала путешественникам ориентироваться на суше и на море в Северном полушарии.
Астероид – это бесформенные камни, «плывущие» в космосе. Астероидами называют и очень большие, и очень маленькие камни. По сути, астероиды – это своеобразный космический мусор естественного происхождения, состав которого отличается друг от друга.
Метеорит – это небесные тела, упавшие на Землю из космоса. С греческого понятие переводится, как «камень с небес». Твёрдое тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного тела. Метеоритом называют твердое тело космического происхождения, упавшее на поверхность Земли или другой планеты. Как правило, метеориты состоят из железа или минеральных пород.
Комета - это космическое тело, состоящее из газов, пыли и льда. В сравнении с планетами кометы – тела небольшие, однако на комете средней величины запросто может уместиться крупный город, такой, как, например, Москва. Приближаясь к Солнцу, комета начинает таять, а так называемый солнечный ветер (испускаемый Солнцем поток невидимых частиц) сдувает с кометы длинный хвост газов.
Хвост этого небесного тела напрямую зависит от Солнца. Солнечный ветер, несет тепловую энергию, которая растапливает лед на комете и образуется хвост.
Изначально заметить комету проблематично, так как светиться они начинают лишь, пролетая в непосредственной близости от Солнца. Под воздействием тепловой энергии комета начинает плавиться, что и приводит к появлению всем нам хорошо заметного хвоста.
Беседа № 2
Тема: «Секреты планет Солнечной системы»
Цель: Познакомить с Солнцем как с раскаленным космическим объектом, строением солнечной системы из планет (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях)
Ход беседы:
Когда наши предки еще жили в пещерах, они часто ночью смотрели в небо. Что они там видели? (ответы детей).
Верно, над их головами в темноте сверкали многочисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы вновь появиться следующей ночью. Все небо было усыпано таинственными крошечными звездочками. Сколько же их? (ответы детей) Их примерно 200 миллионов.
Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:
Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар.
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
- Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Оказывается, что солнце – это звезда, такая же, какие мы наблюдаем на ночном небе.
В ночном небе звёзды кажутся маленькими точками, потому что они очень далеко от нас. А на самом деле они так же горячи, как и Солнце. Но Солнце находится ближе других звезд к нашей планете.
Какое оно? (Солнце - это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?
- Да.
- У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте. (слайд – солнечная система). Семью Солнца называют Солнечной системой.
В семье Солнца царит идеальный порядок. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (9).
А теперь давайте познакомимся с планетами поближе.
В Солнечной системе есть две самые маленькие планеты: Меркурий – находится ближе всех к Солнцу, поэтому температура воздуха там выше, чем огонь в печи. Плутон (ещё меньше Меркурия) – находится дальше всех от Солнца, солнечные лучи до него не доходят, поэтому там всегда холодно и он покрыт льдом. Сможет ли на этих планетах кто-то жить? Почему?
Вторая от Солнца планета – Венера. На эту планету учёные отправляли космические лаборатории, и оказалось, что на этой планете и днём, и ночью бушуют грозы. А атмосфера (воздух) состоит из ядовитых газов. Как вы думаете жить на этой планете можно?
Теперь познакомимся с самыми большими планетами, можно сказать – гигантами. Это Юпитер и Сатурн. На этих планетах нет твёрдых поверхностей, они состоят из газов, которые образуют вещество похожее на желе. Если бы вам предложили жить на этих планетах, что бы вы ответили?
Планеты Уран и Нептун также находятся от Солнца далеко, поэтому солнечные лучи до них добраться не могут, и температура на этих планетах очень холодная – 220 градуса мороза. Можно ли выжить при такой температуре?
Ещё одна интересная планета – Марс, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера состоит из углекислого газа. Что вы думаете о жизни на этой планете?
Осталась ещё одна планета. Дети, может быть вы знаете как она называется?
Да, это наша планета Земля, о которой мы с вами уже много знаем. Она находится на третьей орбите от Солнца и это единственная планета, где есть жизнь.
Чтобы легко было запомнить расположения планет по отношению к Солнцу, придумали стих:
По порядку все планеты,
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А девятая планета,
Под названием Плутон.
Дидактическая игра «Расположи планеты правильно»
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Дети выкладывают на макете Солнечной системы планеты по порядку.
Беседа № 3
Тема: «Освоение космоса»
Цель: познакомить детей с историей покорения космоса и первым космонавтом; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; воспитывать чувство патриотизма.
Ход беседы:
Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
Человек смотрел на звездное небо и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы и, наблюдая за звездным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни меньше, другие больше.
Какие планеты вы знаете?
Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живёт? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы это узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годились, потому что планеты были очень далеко. И придумали ученые ракеты.
Кто же в России придумал первую ракету?
Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать за звездами в телескоп, изучал их и очень ему хотелось до этих далеких планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности такой летательный аппарат сделать. И только через много – много лет другой ученый – конструктор Сергей Павлович Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет,но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.
Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
Прежде всего у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому что во время космического полета человек испытывает огромные перегрузки. Вот послушайте, что испытал Юрий Гагарин во время первого в мире космического полета. Об этом написал писатель В. Бороздин. Рассказ называется «Первый в космосе». Чтение рассказа.
12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил успешный полет с космодрома «Байконур», стартовал первый в истории космический корабль «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.
Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могли там столкнуться. Ведь и в ракете могли быть какие-то неисправности. Поэтому, когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, весь наш народ следил за этим полетом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась. Люди вышли на улицы городов. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос.
После полета Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины – это первая в мире женщина – космонавт Валентина Терешкова. А Алексей Леонов – первый космонавт, который вышел открытый космос.
Может быть и кто-то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет, изобретет такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты, и прославит нашу Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная беседа о космосе "Неизвестная вселенная"
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околос...
Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"
Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...
познавательная беседа "Первооткрыватели космоса"
расширить представление детей о космосе, о первом космонавте.каким должен быть человек, чтобы стать космонавтом....
Познавательные беседа о космосе
Тема: "Животные в Космосе"...
Познавательная беседа "ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ КОСМОСА"
Беседа с детьми о космических полетах: познакомить их с российским ученым, который стоял у истоков развития русской космонавтики, - С.П. Королевым; О том, что первым космонавтом Земли был ...
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ КОСМОСА»
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ КОСМОСА»(для старшего возраста) Цели:-расширить представления детей о космических полетах: познакомить их с российскими учеными, ко...
Познавательные беседы о космосе
Познавательные беседы о космосе...