птицы хмао
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Муртазина Светлана Аликовна

дать представление детям о  видах птиц ХМАО-Югры, о деятельности человека по их спасению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_hmao.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Птицы, проживающих на территории

ХМАО - Югры».

Цель: дать представление детям о  видах птиц ХМАО-Югры, о деятельности человека по их спасению.

Задачи: познакомить детей с исчезнувшим видом «мамонтом», проживающим на нашей территории;

             познакомить детей с основными причинами вымирания некоторых животных, способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой;

            пополнить словарный запас детей;

            развивать основы экологической культуры личности, учить правильному поведению в природной среде;

            воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: нарисовать рисунок с изображением редкой птицы, занесенной в Красную книгу; подготовить рассказ о ней.

Материал и оборудование: презентации «Древний лес», «Мамонты», мультимедийная установка, материал для изобразительной деятельности детей ( ватман с изображением лесной поляны, вырезанные животные, птицы, цветы, клей).

Ход мероприятия

Вступительная беседа.

Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные.     ( Показать слайды с изображением древних лесов.) И Ханты-Мансийский автономный округ не является исключением. Здесь, так же как и на всей планете, выглядело совсем по-другому.

- Каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают? Почему они вымерли?

       Просмотр отрывка мультфильма о Мамонтенке.

- Зачем морж отправил мамонтенка в теплые страны?

- Почему слониха согласилась быть мамой мамонтенка?

- Вы бы хотели посмотреть на настоящего мамонта?

- Как вы его себе представляете?

       Мамонты жили  давно, когда пришел Ледниковый период, было очень холодно. О существовании их нам известно немного. Давайте перенесемся в доисторическое время.

       Просмотр слайдов с изображением мамонтов.

- Как вы думаете, чем питались мамонты?

- Почему мамонты покрыты толстым мехом?

       Подвижная игра «По льдинам».

Дети делятся на две команды.

Правила игры: воспитатель предлагает представить, что они стадо мамонтов, которые должны перейти на другой берег реки. Лед хрупкий, поэтому нужно идти по одному по льдинкам. Побеждает та команда, которая быстрее перешла, не потеряв ни одного мамонта.

       Основная часть.

       Но вернемся в наше время. Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при варварском отношением людей может когда-нибудь закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды животных, птиц, растений.

       - Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие, редкие?

Редкие животные и растения в нашей стране охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают закон. Человек бывает жесток по отношению к растениям и животным, уничтожают для своих целей. Одни страдают из-за красивого меха, другие - из-за вкусного мяса, третьи - из-за того, что их бояться люди. Постепенно животных и растений становится все меньше. Задумались люди, как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного вида.

                   Дерево, трава, цветок и птица

                   Не всегда умеют защититься.

                   Если будут уничтожены они,

                   На планете мы останемся одни.

         Вот ученые решили создать Красную книгу.

         - Ребята, как вы думаете, почему красного, а не какого – либо другого цвета?

       Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!».

Она информирует, какие животные и растения в опасности, Призывает изучать эти виды, Советует, как сохранить эти редкие виды.

          Мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц, насекомые съедят всю зелень, люди не смогут съесть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один, заболел другой, погиб третий.

         В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей молодую рыбу, рыбу с икрой, рубили только старые деревья.                                                 Сейчас люди забыли о старых традициях предков. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной книги люди придумали заповедники. Заповедник – это место, где  охраняются редкие растения, животные, птицы.

А человек приходит в заповедник  как гость, соблюдая правила поведения. Давайте вспомним правила охраны природы.

         Игра «Разрешается – запрещается».

1. В лесу шуметь.

2. Оставлять мусор в лесу.

3. Беречь лес от пожара.

4. Собрать мусор в мешок и закопать.

5. Рвать букет цветов.

6. Ходить только по тропинкам.

7. Ломать ветки деревьев.

8. Топтать траву, цветы.

9. Сажать деревья.

10. Разорять гнезда птиц.

11. Ловить бабочек, насекомых.

12. Кричать, включать громко музыку.

        Физминутка «Звери шли на водопой».

         – А чем мы с вами можем помочь редким растениям и животным?

       Давайте мы сами никогда не будем обижать все живое и не дадим в обиду другим. Я хотела бы вас познакомить с новым словом «гуманный». Это слово означает человеколюбивый, направленный на благо других, отзывчивый.

        - А какие другие синонимы вы подберете к слову гуманный?

        Дома вы подготовили рисунки и рассказы о редких видах птиц, проживающих на территории ХМАО-Югра. Расскажем всем знакомым о беззащитных животных, птицах.

        Сообщение об аисте.

Аист черный-

Лесная птица,

Он высоко

На деревьях гнездится.

Аист – строитель

Очень способный:

Будет в гнезде Аистятам удобно.

О птице: аист черный – это большая птица на длинных ногах.

Живет в долинах сибирских рек. По весне строит гнездо, птенцов высиживают оба родителя. Питаются рыбой, лягушками, змеями, грызунами.

         Сообщение о глухаре.

Глухаря в лесу увидеть

С каждым годом

Все трудней.

Так легко его обидеть –

Берегите глухарей.

О птице: глухарь может зимовать в самый лютый мороз. Осень птицы в поисках песка, мелких камушек могут залетать в город. Раньше собирались сотнями, сейчас их численность сократилась значительно.

        Сообщение о журавле.

Журавленку тихо

Пела журавлиха:

«Завтра на рассвете,

Как взойдет заря,
Улетит вся стая

В теплые края.

Улететь -  сложно,

Но даю я слово,

Что в наш край таежный

Мы вернемся снова!»

О птице: журавли селятся возле болот на лугах с высокой травой. Гнездо строит в глухих местах. В конце лета собираются в большие стаи для отлета в теплые края.

       Сообщение о лебеде.

Лебедь над землей летает,

Облака –

Как серебро.

Кружит лебедь

И роняет

Белоснежное перо.

О птице: лебедь – одна из самых красивых птиц. Раньше лебедей разводили в прудах садов и парков. Лебедь гнездится в глухих озерах, подальше от людей.

        Сообщение о филине.

- Филин,

Что глядишь так строго, Будто бука – недотрога?

- Очень уж шумят соседи:

Волки, лисы и медведи!

О птице: филин обитает в глухих таежных местах, возле болот. Оперение у птицы мягкое, полет бесшумный. Питается мышами, зайцами, птицами, лягушками, рыбой.

         Сообщение о цапле.

Цапле лягушка

Пела частушку:

- Заходите, гости, в дом!

Мы здесь весело живем!

 Ква-ква-ква да ква-ква-ква,

Здесь зеленая трава!

Но пока лягушка пела,

Цапля – ам!

Лягушку съела!

О птице: цапля- родственник аиста. Живет на глухих болотах, на лугах. Питается рыбой, лягушками. Гнездо строит на высоких деревьях, высоко над землей. Осенью улетает в теплые края.

         Сообщение о ястребе.

Ястреб сорокам

Говорил с упреком:

«Что вы, глупые, трещите,

И спокойно не сидите!

Я устал весь день летать,

Вы мешаете мне спать!»

О птице: ястребы - хищные птицы. Он подкарауливает свою добычу из засады. Ястребы питаются мелкими птицами, грызунами. Гнездо строят высоко над землей, на деревьях.

           Ребята, мы с вами создадим свою Красную книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях, животных, мы будем пополнять ее картинками и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду. И тогда наша Земля будет добрым, красивым домом для всех людей, животных, растений.

          Итог.

          - Ребята, что нового мы узнали, с какими новыми словами мы познакомились?

          В заключении хочу прочитать стихотворение Яшина «Покормите птиц зимой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект «Зимующие птицы ХМАО - ЮГРЫ»

Краткосрочный проект  «Зимующие  птицы ХМАО - ЮГРЫ» Актуальность   Многие задумывались над тем как тяжело выжить птицам зимой?  Давно известно, что многие пт...

Галерея птиц ХМАО_Югры

Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растени...

Проект Зимующие птицы ХМАО-Югры

Проект  Зимующие птицы ХМАО-Югры...

Социальное партнерство МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» с ФГКУ "5 отряд федеральной противопожарной службы по ХМАО-Югре"

Работа с воспитанниками дошкольного учреждения строится в соответствии с годовым планом по пожарной безопасности и имеет систематичный характер. В группах воспитатели знакомят  детей с  прав...

Социальное партнерство МБДОУ ДС №7 «Жар-птица» с РОО ХМАО-ЮГРЫ "Центр поддержки семьи"

Социальное партнерство – это инструмент, с помощью которого представители различных субъектов, имеющих специфические интересы, организуют совместную деятельность....