Путешествие в Северную Осетию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие для детей подготовительной группы проводилось с целью формирования знаний у детей о многонациональной России, о республике Северной Осетии, входящей в её состав. Развитие патриотических чувств дошкольников средствами познавательной и музыкальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_severnuyu_osetiyu.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Путешествие в Северную Осетию».
Цель. Продолжать приобщение детей к нравственным и духовным ценностям.
Задачи:
- Закрепить знания детей о многонациональной России. Познакомить с республикой Северная Осетия и её традициями.
- Способствовать развитию любви и чувства гордости к Родине, уважение к всем народам, проживающим в огромной стране.
- Воспитывать бережное отношение к Родине, умение защитить её в любую минуту.
Познавательное развитие. Познакомить детей с национальной символикой Северной Осетии и её достопримечательностями.
Социально-коммуникативное: Приобщение детей к национально-культурным традициями.
Художественно-эстетическое развитие. Развивать наблюдательность, фантазию, творчество, воображение.
Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении и слушании песен.
Физическая культура. Дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический.
Материал и оборудование: женский и мужской национальный костюм в виде пазлов, карта России, герб и флаг Северной Осетии и близлежащих республик, плакат с барсом, буквы, мультимедийный экран, музыкальные произведения «Широка страна моя родная», «Приезжайте к нам в Осетию».
Предварительная работа. Беседа о России, Северной Осетии Рассматривание альбома с достопримечательностями. Заучивание стихов о родине, поговорок, пословиц о дружбе, взаимопомощи.
- Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле? (Слайд 1) Вы знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя - Россия. Давайте повторим его вместе.
- А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, богатая, огромная, сильная...)
-А как называют жителей нашей страны? (Россияне)
- Кто расскажет стихотворение о Родине?
И сладко песнь в честь родины поётся, И кровь кипит, и сердце гордо бьётся, И с радостью внимаешь звуку слов: «Я Руси сын! здесь край моих отцов!» И. Никитин
-Посмотрите на карту. (Слайд 2).
Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Вот как много места занимает территория России. Она расположена на двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами, 12-ю морями и одним морем-озером (Каспийским). Кто назовёт и покажет на глобусе какими? (Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим). -Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На севере страны может идти снег, трещат морозы, люди в шубах; а на юге в это время - припекает солнышко, цветут сады, можно купаться в море, загорать....
- Чтобы добраться с одного конца страны на другой - на поезде надо ехать 7 дней. Как вы думаете, семь дней - это много или мало? 7 дней - это сколько? А на самолете лететь почти сутки. Сутки - это сколько? (24 часа) -Действительно, в нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, старинные города, удивительные люди. Много замечательных, красивых стран есть на Земле, но Россия для нас единственная, необыкновенная земля, потому что она наша Родина! Как вы понимаете значение слова «Родина»? (Родина - это место, где мы родились. Родина - это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Родина у каждого человека одна.)
Что мы Родиной зовём?
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём, И под небом синим-синим Флаг России над Кремлём. (В. Степанов)
Мы все горячо любим свою Родину. В народе говорят: «Русский человек без Родины не живет»
- Вспомните, какие вы знаете пословицы о Родине.
- Нет земли краше, чем Родина наша!
- Родину-мать учись защищать.
- Жить - Родине служить.
- Герой - за Родину горой,
- Кто за Родину горой, тот истинный герой
- Одна у человека мать - одна и Родина!
Наша страна ещё и многонациональная. Что это означает? (Слайд 3) (Это значит, что в России живет много людей различных национальностей.) -Назовите национальности, которые вы знаете (русские, казаки, башкиры, калмыки, осетины, буряты, татары, белорусы, адыги, украинцы, греки, и мн.
др.)
- А как вы думаете, чем они отличаются друг от друга (они отличаться внешностью). Например, у одних кожа тёмная, смуглая, а у других светлая; у одних волосы светлые, глаза голубые, а у других волосы чёрные, глаза узкие и карие. У народов России разные обычаи и праздники, свои национальные костюмы. Даже еда у всех разная. Например, жители Кавказа любят шашлык, а народы крайнего Севера - рыбу, русские традиционно готовят пышные блины. Каждый народ говорит на своём языке. Больше всего в России проживает русского народа, поэтому русский язык является главным в нашей стране. На нём могут общаться разные народы.
-Вот как нас много и все мы живем дружной семьей. Мы разные, но во многом похожи: все радуемся новым знакомствам, радуемся солнцу, готовим различные национальные блюда, воспеваем свой родной край, где родились и живем.
Как повезло тебе и мне! Мы родились в такой стране, Где люди все - одна семья, Куда ни глянь - кругом друзья.
Народы - как одна семья, Хотя язык их разный, Все дочери и сыновья Своей страны прекрасной!
(каждый ребёнок выкладывает слово «Родина» из букв)
-Я предлагаю вам незабываемое путешествие по нашей Родине. Давайте посмотрим на глобус. Посмотрите как много рек, озёр, морей, гор и равнин. -На юге России, выходя за его границы, протянулась мощная горная гряда. Как называются эти горы? (Это - Кавказские горы). Что такое Кавказ? (это российский регион)
-Здесь живут горские народы: осетины, ингушы, дагестанцы, черкесы, кабардинцы, карачаевцы, и всего их более 50-ти национальностей. Сегодня мы отправимся в гости в Северную Осетию - Аланию и познакомимся с культурой кавказской республики. Но прежде чем отправиться, давайте вспомним стихи об Осетии.
Владимир Рябов. Моя Осетия
Моя ОСЕТИЯ! Прекрасный, горный край. Нигде красивей, знаю, места нет! И если существует рай, То это здесь, на Родине моей!!!
Люблю твои прекрасные черты! Пусть для кого-то это только горы. Люблю твои звенящие ручьи, Несущие жизнь на равнинные просторы.
- Осетия - прекрасный горный край! Край солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.
Почти половина территории республики покрыта горами. Как же нам туда добраться? (на волшебном воздушном шаре)!!! (Слайд 4)
- Хорошо! Тогда занимаем места!!! Все поместились? Не страшно, ребята? Держитесь крепче, полетели!!!!
Мы летим высоко, над горами, над морями, над дремучими лесами. Вот мы и прилетели.
- Наше путешествие начинаем с гор.
Горы Кавказа (отрывок)
Вита Авиталь
Я горы Кавказа безумно люблю. Не раз это, друг, я тебе повторю. Кавказские горы Казбек и Эльбрус, Туда поднимается горец - не трус.
О, горы Кавказа! Величие, мощь! Мне с вами навек породниться пришлось. Отроги Кавказа всем силы дают, А путник найдет там хлеб и приют.
- Путешествовать по горам непросто. Путешественников подстерегают различные опасности. В горах нужно быть осторожными и самое главное - в горах нельзя шуметь. Как вы думаете - почему? (может сойти лавина или обрушится камнепад) Правильно. Для того чтобы не заблудиться в горах, путешественники берут с собой проводника - человека, который хорошо знает эти края. Если вы не против, то сегодня вашим проводником буду я. Дети берутся за руки и двигаются змейкой за проводником - воспитателем:
Эти горы далеко, К ним добраться нелегко: Через горы и овраги (Ходьба на цыпочках) Через камни и коряги (Прыжки на двух ногах) Под еловыми кустами (В полуприсяде) Да сосновыми мостами (Приставным шагом) Вот и горы впереди - Подходи и погляди!
- Мы находимся в высокогорье Северной Осетии. (Слайд 5)
Давайте присядем, отдохнём и вспомним, какие бывают горы? (скалистые, заснеженные, лесистые. На скалистых горах не растут деревья. На них только камни и песок. На вершинах заснеженных гор всегда лежит снег.
- Как вы думаете, почему снег не тает? (потому что они очень высокие и там очень холодно) Правильно. На горных вершинах так холодно, что снег там не тает никогда.
-Назовите третий вид гор (лесистые горы, на них растёт лес).
-Какие горы самые высокие? (заснеженные и скалистые горы высокие, а
лесистые пониже)
- Как вы думаете, какой вид гор представлен на экране (это заснеженные горы).
- Республика Северная Осетия - Алания (1993) высочайшая горная республика, заснеженные вершины упираются высоко в небо. Сверкают, переливаются всеми цветами радуги и заснеженные макушки Казбека. Посмотрите на горы, какие они? (высокие, скалистые, каменистые, белоснежные, они похожи на великанов, которые охраняют город).
- Верно, ребята. В горах очень красиво, воздух здесь чистый. Вдохните глубоко-глубоко! Чувствуете, какой свежий воздух! Этот воздух очень полезен для здоровья.
- Горы привлекают множество туристов, спортсменов. Горнолыжники и альпинисты готовятся здесь к соревнованиям, скейтбордисты стали осваивать склоны гор.
- Любимое место спортсменов Цей. (Слайд 6) Это горнолыжный курорт, зона отдыха всероссийского значения, канатная дорога и фуникулер облегчают подъем спортсменов на высокие склоны. Давайте и мы покатаемся на лыжах. Посмотрим, кто быстрее и проворнее.
Игра «Катание на лыжах». Мы немного разогрелись и можно продолжить наше путешествие. Снег в горах никогда не тает. Он скатывается, скользит вниз по склонам, пока не превращается в некое подобие ледяной реки.
- Как вы думаете, как называется ледяная масса, свисающая с гор? (Ледник) (Слайд 7)
Коста Хетагурова. «Всати» Снег сияет гордый: Манит тишина, Там ныхае просторный А на нём сосна. С диких скал свергаясь Воет водопад, С двух сторон сверкая Ледники висят.
- А какие названия ледников вы знаете? (Караугомский, Цейский, Колка, Майли).
- Да, ребята, эти ледники самые большие и красивые, вообще их очень много в Северной Осетии и они нужны для питания горных рек.
Когда наступает весна, лето снег в горах тает, и с гор бегут ручейки, которые превращаются в горные реки.
По территории Северной Осетии протекает много рек, но основной жилой, артерией является какая река? Как и почему её так называют? (Слайд 8) (Река Терек. Называют «рекой Дружбы», потому что она протекает по соседним республикам.)
- Правильно.
Терек дивный, Терек чудный! Слышу чуткою душой Рев твой дальний, безрассудный И с природой вечный бой.
Из ущелия Дарьяла - Недоступных гор дитя - Мчишься ты со скал на скалы Беззаботно и шутя.
- Откуда река Терек берет свое начало? (Она берёт своё начало с гор.) На склонах гор, часто встречаются вот такие постройки. (Слайд 9) Как вы думаете, что это и кто их строил? (башни, их строили осетины)
- Высоко в горах жили горцы в давние времена, сакли свои строили из чистых горных пород без помощи гвоздей, путем искусного сложения камней. Кто напомнит, что такое «сакля»? (жилища, в которых жили осетины)
Зачем нужны были башни в горах? (для защиты)
- Башни строились как сторожевые, при вторжении врагов на башне разводился костер, дым от него был виден далеко. Таким образом, горцы предупреждали об опасности близких и дальних соседей, ведь тогда других источников связи не было.
- Еще одно уникальное и загадочное место в Северной Осетии (Видео 1)
- это известные Мидаграбинские водопады. Что означает «мидаграбин» в дословном переводе с осетинского? Это название означает «находятся внутри, в глубине».
С высоты 750 м по скальным стенам падают многокаскадные гигантские водяные потоки. Это зрелище напоминает, скорее всего, огромную каменную чашу, по стенкам которой стекает вода. Всего в долине насчитывается около 50 водопадов. Все водопады относятся к классу высотников.
- Как называются известные водопады, с какой высоты они падают и почему они многокаскадные? (с высоты 750 метров, многокаскадные потому, что падают не с вертикального обрыва, а с пологого склона или склонов)
- Сколько их и к какому классу они относятся? (их около 50 и все относятся к высотникам)
- Какой водопад самый красивый и мощный? (Большой Зейгелан - высота непрерывного падения 750 метров и его также часто называют « падающей лавиной»)
- Молодцы, ребята! О горах и ледниках мы знаем много. Теперь мы спустимся с гор в долину. Склоны долин вокруг ледников покрыты яркими альпийскими лугами. (Слайд 10)
- Какие альпийские цветы вы знаете? (незабудки, примулы, камнеломки, колокольчики, смоленки, вероники, подснежники)
Физминутка Вместе по лугу идем, Не спешим, не отстаем. Вот выходим мы на луг, Тысяча цветов вокруг! Вот ромашка, василек, Замечательный цветок. Расстилается ковер, Удивительный узор . Чтоб сорвать в букет цветочки, Наклонимся до носочков. Раз цветок, два - цветок, А потом сплетем венок. Снова по лугу идём Звонко песенку поём. Отдохнуть пора дружок, Ты садись-ка на лужок.
- Вот мы и оказались у въезда в город. (Слайд 11) Но войти в город мы сможем только тогда, когда ответим на вопросы и выполним задание (Видео2) Итак, что такое геральдика? (наука, изучающая символы государства)
- Какие символы государства вы знаете (герб, флаг, гимн)
- Найдите среди этих гербов и флагов герб и флаг Северной Осетии - Алании (на доске размещены флаги и гербы нескольких республик)
- Из скольких цветов состоит флаг Осетии и как его можно назвать? (из трёх цветов, триколор)
- Назовите цвета флага Осетии и что они символизируют? (белый, красный, жёлтый)
Белый цвет - символ чистоты, чести и благородства; Красный - символ воинской доблести и славы; Жёлтый цвет - символ изобилия и благодати
- Для чего нужен флаг? (это отличительный знак, который объединяет людей)
- Какое животное изображено на гербе Северной Осетии и почему? (снежный барс; потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь; он без страха бросается на врага, никогда не отступает, даже если враг сильней.
- Верно. Это означало что осетинский народ, как снежный барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, музыкальный фрагмент. Что такое гимн? (Гимн - это торжественная песня, которая исполняется в особо торжественных случаях во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время олимпиады. При исполнении гимна
любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей - гимн звучит.
- Как называется столица Осетии и что означает это название? (Владикавказ, значит владеть Кавказом)
- Правильно. Теперь мы можем прогуляться по городу и посмотреть его достопримечательности. Если мы будем гулять пешком, то не успеем всё осмотреть.
- А на чём мы поедем, вы узнаете, отгадав загадку:
Дом по улице идет
На работу всех везет.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках (автобус) (Слайд 12)
- Занимайте свои места в автобусе. И мы отправляемся в путь. До первой нашей остановки у нас есть время и чтобы его скоротать, давайте вспомним осетинские пословицы.
В одиночку и птицы в лесу не живут.
Если человек захочет - и на горной вершине цветы зацветут.
Виноватый и тени своей боится.
Два глаза весь мир видят, а друг друга никогда.
Если хочешь узнать себя - спроси людей.
- Молодцы! А вот и наша первая остановка на Площади Штыба. (Слайд 13) Это памятник посвящен Дзаугу Бугулову, покинувшему по преданию родное селение из-за кровной мести и основавшему на берегу Терека аул. Как вы думаете, что такое «аул»? (аулом называли село) Именно здесь позже была построена крепость - предшественница современного Владикавказа. Скульптор воплотил образ Бугулова в бронзе. Дзауг, облаченный в национальные одежды, сжимает в одной руке пастушеский посох, а второй будто указывает на место, где должен быть заложен город.
- Перед вами карточки, на которых в виде пазлов изображены мужской и женский костюм. Девочки собирают женский костюм, мальчики - мужской. Молодцы! Справились с заданием.
- Дальше мы с вами отправляемся к памятнику великому полководцу дважды Герою Советского Союза, Герою Монгольской Народной Республики. (Слайд 14) Кто помнит, как зовут генерала, сидящего на коне в полном военном обмундировании, готового снова встать на защиту Родины? (Исса Александрович Плиев)
- Молодцы, ребята. А мы отправляемся дальше. Следующая остановка Проспект Мира - Фонтан «Нарт Сослан». (Слайд 15)
На этом фонтане герой нартского эпоса танцует на чаше. Вспомните, кто такой нарт Сослан, что это за чаша и к кому она поднималась? (мифический персонаж, в нартских сказаниях волшебная чаша поднималась сама и поила
воинов - героев чудесным напитком на пирах нартов. Чаша поднималась только к тем героям, которые совершили славные подвиги и рассказывали правду. В случае, если кто-то говорил неправду, чаша наполнялась варевом с ящерицами, и прогоняла лжеца прочь.
- До следующей достопримечательности мы прогуляемся.
Разминка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.
Мы по городу шагаем (идут по кругу) То, что видим, называем (образуют пары) светофоры и машины, (поворачивают голову вправо) ярмарки и магазины, (поворачивают голову влево) скверы, улицы, мосты, (взмахивают сначала левой, затем правой рукой) И деревья, и кусты! (поднимаютруки вверх, опускают)
- Молодцы! Все движения выполнили правильно. А мы подошли к следующему памятнику. Это Мемориала Славы. (Слайд 16) Это целый архитектурный и скульптурный комплекс, который был открыт 4 мая 2005 года. Мемориал посвятили 60-летию Победы советского народа, который выиграл битву с гитлеровской Германией во время Великой Отечественной войны.
На мемориале славы есть скульптурная композиция «Вручение верительных грамот Екатерине II послами», посвященная добровольному присоединению Осетии к России в 1774 году.
- Совсем недавно на мемориале был открыт памятник заложникам, погибшим в школе Беслана. (Слайд 17) Эскиз памятника был сделан по рисункам бесланских школьников и представляет собой пятиметровую раскрытую книгу, на страницах которой высечены имена взрослых и детей, погибших в результате теракта. Из книги протягиваются две ладони, по которым струится вода.
Как вы думаете, почему по ладоням струится вода (потому что во время захвата школы детям не давали ни есть, ни пить)
- А сейчас мы выезжаем из города в сторону гор. Вот и следующая достопримечательность. Его должен посетить каждый. (Слайд 18) Это памятник братьям Газдановым. Монумент появился недалеко от проезжей части в 1963 году, он посвящен семерым братьям Газдановым, трагически погибшим во время Великой Отечественной войны. Война отняла у матери всех сыновей, что и попытался изобразить автор.
- Мы посетим ещё одну достопримечательность. (Слайд 19) Памятник Георгию Победоносцу. Полное название скульптуры: «Георгий Победоносец выскакивает из скалы». Ее изваял скульптор Николай Ходов в 1995 году. Находится при въезде во Владикавказ. Кто напомнит, из чего сделан памятник, сколько он весит, на какой высоте расположен и каков размер Георгия Победоносца?
(Памятник сделан из железа. Согласно задумке Святой Георгий прикреплен к скале внешней частью плаща. Скульптура расположена на высоте 22 метров, со стороны кажется, что наездник летит по воздуху. Вес памятника 28 тонн, ладонь Георгия Победоносца вместит в себя несколько человек).
- Молодцы, ребята. Вы ответили на все вопросы, узнали много нового. Посмотрите, пожалуйста, на доску. К доске прикреплена картина с изображением животного. Скажите, кто это? (ответы детей)
- Правильно, это барс, но он не похож на настоящего. А вот будет он как настоящий или нет, зависит от вас.
Если занятие понравилось, и вам всё было легко, то прикрепите пятна - кружочки на картину. Если занятие не понравилось и вопросы были трудными, то положите пятна-кружочки на тарелку (дети выполняют задание и оценивают свои знания)
- Осетины очень добрый, отзывчивый, гостеприимный, дружелюбный, сердечный народ. (Слайд 20) Мы с вами побывали в Осетии, зарядились добротой и сердечностью. Можем поделиться добротой и теплом наших сердец, горячей улыбкой. Крепко прижмите руку к своему сердцу. Чувствуете, какое горячее сердце? Ребята, давайте частичку тепла нашего сердца подарим нашим гостям. (Дети прикладывают руки к своему сердцу, протягивают ладони к гостям и дуют на них) (Видео 3)
-Уважаемые гости! Вы с нами путешествовали по Осетии. Чтобы наш вояж был полноценным, мы предлагаем вам отведать осетинский пирог.
- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. (Слайд 21) Сегодня мы познакомились с некоторыми достопримечательностями города Владикавказа. Но город большой, и нам многое предстоит еще узнать. Поэтому мы обязательно сюда вернёмся. А сейчас садимся в автобус и едем к нашему воздушному шару. По дороге споём песню.
- А вот и наш воздушный шар. Усаживаемся и полетели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей дошкольного возраста со знаменитостями Северной Осетии
В данной работе представлена методика и план по ознакомлению детей со знаменитостями.Мы живем в мире компьютеризации и электроники.Мимо нас проходят люди которых мы не знаем вовсе.Мы должны научить де...
Статья Мини-музей "Северная Осетия"
Создание мини -музея в ГБДОУ,в данной статье рассматривается вопрос организации мини-музея в группе детского сада, как одного из перспективных направлений организации развивающей предметно-пространств...
НОД .Тема: "Природа Северной Осетии" с детьми средней группы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ :1.Закреплять знания детей о природе родного края....
" Моя малая Родина - Северная Осетия-Алания"
Очень важно с младенчества и раннего детства прививать детям любовь к родному краю, к родному языку, родной культуре....
презентация "Северная Осетия"
презентация...
Моя Республика Северная Осетия - Алания
воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному краю...
Дидактическая игра "Красная книга Северной Осетии"
Дидактическая игра для старших дошкольников...