«Как научить ребенка беречь и любить природу»
статья по окружающему миру (младшая группа)
«Как научить ребенка беречь и любить природу»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_nauchit_rebenka_berech_i_lyubit_prirodu.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как научить ребенка беречь и любить природу»
В.А.Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка.
К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Цель экологического воспитания:
- Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
- Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;
- Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства.
Экологическое образование детей раннего возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различные виды деятельности порыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит. В процессе работы необходимо говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но если перестать за ними ухаживать они быстро погибнут. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам.
Наблюдения проводятся и на территории детского сада. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, растениями сада, огорода, узнают их названия, характерные признаки, особенности строения и назначение всех органов. Узнают, что все растения – живые существа, что для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, что им нужны определенные условия: тепло, свет, влага, питательная почва, воздух. При наблюдениях, детям необходимо предоставлять свободу выбора, не ограничивая выполнением конкретных заданий. В процессе наблюдений за конкретным деревом некоторые ребята переключали внимание на другие деревья или кустарники и самостоятельно рассказывали об увиденном. К любым наблюдениям ребят необходимо относиться серьезно, хвалить их как можно чаще за то что увидели какое - либо изменение в природе.
В процессе исследований необходимо задействовать все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе. В процессе изучения дерева, на которое ребенок раньше не обращал внимания, он открывает много неожиданного, нового. Оказывается, дерево может быть разным в разную погоду, в разное время года на нем обитает множество жильцов (насекомых, птиц).
При знакомстве детей с зимующими и перелетными птицами узнали их названия, характерные особенности внешнего облика, поведения. Выясняли, чем питаются. Узнали, что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают прокормиться). Разные птицы по-разному приспособились к жизни в зимнее время: одни, которые кормятся насекомыми, улетают в теплые края, где нет снега и морозов, это перелетные птицы; другие на юг не улетают, кормятся семенами растений, остатками пищи человека, приближаются к его жилью, это зимующие птицы.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи. Детский сад ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включая в нее работу с семьей. Для родителей оформляются различные стенды с информацией о воспитании экологической культуры детей, проводятся родительские собрания. Родители приняли активное участие в акции «Как мы птицам зимой помогаем
Успех экологического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается пониманием психофизиологических особенностей. Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Воспитатель осуществляет экологическое воспитание детей младшего возраста при помощи дидактических игр с игрушками изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь.
Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
" Воспитание любви к природе через дидактические игры у детей младшего дошкольного возраста"
Игра - способ сделать сложное простым, а недоступное — близким и понятным. Игра дана ребёнку, чтобы приблизить мир его желаний к миру реальных возможностей, насытить неугомонную детскую натуру впечатлениями, о которых она мечтает, через подражание и перевоплощение.
Конечно, не всякая игра экологической направленности является и экологической. Но на третьем-четвёртом году жизни дети ещё не могут оперировать собственно экологическими знаниями о связях между неживой и живой природой, устанавливать эти связи на основе наблюдений и логических умозаключений. Информация о большинстве природоохранных мероприятий и их значении им понятна только в очень обобщённом виде .
Цели игры экологической направленности для этого возраста таковы:
- вызвать интерес к природе, её многообразию,
- стимулировать желание больше узнавать о явлениях и объектах мира природы,
- формировать первичные навыки бережного и заботливого отношения к растениям, животным.
Поэтому можно утверждать, что в младших группах почти все игры экологической направленности направленности служат формированию зачатков экологической культуры, а именно воспитанию бережного отношения к природе. Организовывая игру с младшими дошкольниками, следует учитывать их психологические особенности. Ведущая деятельность у этих малышей вначале предметная, но многие младшие дошкольники ближе к трём годам всё увереннее чувствуют себя в играх, где требуется не только манипулировать с предметами, но и общаться, проявлять фантазию и смекалку.
После трёх лет на первый план выходит игровая деятельность. Ребёнок может взять на себя определённую роль в игре, придерживаться сюжета, придумывать игровые реплики в диалогах со сверстниками. Особый интерес вызывают игры по имитированию тех действий взрослых, которые дети наблюдают в семье, принимая посильное участие в общественной жизни (поход в магазин, аптеку; семейные обеды; праздники) и т. д.
Самостоятельность в играх у детей развивается не сразу, поэтому так важно на первых этапах её становления давать детям темы для игр, а также воспитывать в участниках игры такие качества, как доброжелательность, умение договариваться, уступать и уважать чужое мнение.
Дети третьего года жизни ещё не умеют задумывать и развивать игру: идею подаёт всегда взрослый, он же устанавливает правила и следит, чтобы они выполнялись. Год спустя малыши уже могут высказать мнение, во что именно они хотят поиграть, более уверенно выполняют игровые действия, умеют придерживаться правил. Но тематика игр, которые четырёхлетние дети способны организовать без помощи взрослого, как правило, очень узка, а сюжет не имеет развития при повторении (даже если детей окружают разнообразные игрушки и картинки). Поэтому участие и направляющая роль педагога здесь имеют большое значение .
Поэтому на первый план в работе по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию детей выходит организованная игра, а именно такие её виды:
- дидактическая;
- творческая (строительная, имитационная, фантазирование, сюжетно-отобразительная (третий год жизни), режиссёрская или сюжетно-ролевая (четвёртый год);
- подвижная.
Детям раннего возраста присуще предметно-действенное мышление, фантазировать и играть роли они учатся чуть позже, поэтому в раннем возрасте уместны простые строительно-конструкторские игры с природным материалом, сюжетно-подражательные и игры-имитации. А вот малышам четвёртого года жизни, у которых начинает развиваться мышление предметно-образное, уже по силам и сюжетно-ролевая, и режиссёрская, и даже игра-фантазирование (во второй половине года) .
Дидактические игры по экологии.
Большое значение имеют дидактические игры, поскольку они дают возможность педагогу решать одновременно образовательные, развивающие и воспитательные задачи в интересной детям, понятной и нескучной форме:
- Воспитательное воздействие дидактической игры на ребёнка заключается в необходимости следовать правилам, подчиняться общим интересам. Таким путем формируются важные моральные качества: терпение, умение контролировать себя, свои чувства, уважать интересы товарищей (например, брать картинки или предметы из мешочка нужно по очереди, делить материалы для игры нужно поровну).
- Развитие речи стимулируется в каждой игре, поскольку дидактические игры требуют от игроков общения. Расширяется словарь названий деревьев, травянистых растений и т.д.
В зависимости от используемого материала дидактические игры делятся на:
- игры с предметами (игрушками);
- настольно-печатные;
- словесные.
Организация дидактической игры по экологии требует выполнения определённых условий:
- игра должна нести образовательную нагрузку, не быть только средством развлечения;
- педагог должен обладать научными знаниями о содержании игры (знать повадки животных, особенности их питания, правильные названия растений, плодов, семян и т. д.);
- игру нужно проводить эмоционально, выразительно, чтобы вызвать и поддерживать заинтересованность детей;
- сам воспитатель непременно должен включиться в игру, не забывая руководить её ходом, развивая и направляя в соответствии с образовательными и воспитательными задачами;
- следует оптимально сочетать средства и способы эмоционального воздействия на детей (не перегружать игру яркими изображениями, обилием материала);
- наглядные образы подбирают выразительные, понятные детям, будь то игрушки или изображения;
- все материалы, используемые в игре, должны выглядеть реалистично и соответствовать настоящим природным объектам или максимально к этому приближаться;
- должна быть создана дружелюбная и доверительная атмосфера.
Дидактические игры в первой младшей группе длятся 5–6 минут, во второй младшей можно увеличить до 8–10, но не стоит затягивать игру, даже если дети хотят продолжать. Лучше отвлечь внимание детей другим видом деятельности, а к игре вернуться во второй половине дня или спустя день-два.
При подготовке дидактической игры необходимо:
- Поставить дидактическую задачу (цель игры). Педагог должен чётко представлять, выработке каких умений и навыков, воспитанию каких чувств или качеств служит игра.
- Подобрать материалы и наглядность в соответствии с методическими требованиями.
- Продумать, как доступно и кратко объяснить детям правила. В младших группах ознакомление с правилами игры сопровождают показом действий.
- Предусмотреть возможные трудности, вопросы детей и ответы на них.
- Продумать подведение итогов. Для детей младшего возраста важен не столько результат, сколько сам процесс игры, но итоговое слово воспитателя должно служить средством поощрения малышей, стимулировать дальнейшее участие в подобных играх, а также обобщить полученные знания.
Дидактическая игра состоит из следующих компонентов:
- Сообщение игровой задачи. Нередко её содержит само название игры: «Найди детёнышей», «Посадим огород», «Сварим компот».
- Игровая задача - это краткое описание последующих игровых действий и их результата.
- Сообщение правил игры. Даже самым маленьким необходимо чётко сообщать правила, чтобы они учились слушать их и следовать им. На сообщение игровой задачи и правил в целом уходит около 1 минуты.
- Основная часть игры. Состоит из ряда последовательных действий, необходимых для достижения результата. Длится от 5 до 7 минут.
- Итоговая часть, обсуждение результата. Воспитателю следует подчеркнуть, что задача игры выполнена, похвалить малышей и подчеркнуть важность достигнутого. Длится недолго, до полуминуты, но играет важную роль: дети учатся доводить начатое до конца и видеть результат своих действий.
Использовать дидактические игры можно на прогулках, в организованной образовательной деятельности, а также в свободное время.
В играх детей младшего дошкольного возраста, как уже упоминалось, вся инициатива в организации и проведении игры принадлежит педагогу. У детей четвёртого года жизни появляется желание играть самостоятельно, которое развивается постепенно, проходя три этапа.
- Дети изучают игру, участвуя в ней под полным контролем воспитателя, выполняют действия по озвученным им правилам.
- Роль педагога в игре снижается, он может даже не выполнять действия в ней, но следит за её ходом и направляет детей.
- Дети самостоятельно или по предложению воспитателя играют в дидактическую игру (возможно, по слегка упрощённым правилам). На этом этапе важно не столько выполнение дидактической задачи, сколько развитие самостоятельности и интереса к такой деятельности, поэтому не стоит прерывать детей, если они видоизменяют игру или просто переходят к рассматриванию картинок и материалов. Остановить их следует в том случае, если малыши разбрасывают игровое оборудование или совершают много ошибок. В таком случае игру следует повторить под контролем воспитателя, чтобы закрепить её правила и действия.
Творческие игры по экологии.
Творческими называют игры, в которых присутствует преобразование, изменение реальности, внесение элементов сказочности и волшебства. Научной информации они, как правило, не сообщают. Поэтому образовательных задач по ознакомлению с миром природы они выполнять не могут, но всё же играют важную роль в воспитании любви к окружающему миру, умения видеть и ценить его красоту, сопереживать, чувствовать и понимать других людей.
Длительность организованных творческих игр:
- во второй младшей - 10–15 минут.
Спонтанно возникшую в свободное от других видов деятельности самостоятельную творческую игру регламентировать нельзя, она длится ровно столько, сколько будет вызывать интерес ребёнка или группы детей.
Тематика творческих игр для детей младшего дошкольного возраста опирается на опыт малышей, на увиденное в природной среде или дома, в деревне у бабушки: «Поможем бабушке покормить курочек», «Посадим огород», «Соберём урожай в корзинки», «Посадим сад», «Польём клумбы, порадуем цветочки». Чтобы эти игры вызвали заинтересованность детей и желание к ним вернуться, воспитатель должен создать в детском саду игровую развивающую среду. В ней необходимо наличие всевозможных игрушек, изображающих диких и домашних животных с детёнышами, в том числе птиц и рыб; также нужны ведёрки, лейки, корзинки, корытца, макеты деревьев, зданий, оград, уменьшенные копии инструментов для посадки урожая, макеты овощей и фруктов.
Дети с удовольствием устроят в группе маленькую ферму - нужно только дать им фигурки животных.
Для строительных игр на прогулке можно использовать природный материал (веточки, камушки, песок); если дворник недавно подстригал кусты, можно использовать обрезанные зелёные веточки, но обязательно подчеркнуть, что их нельзя отламывать от кустов и деревьев, можно только поднимать с земли упавшие.
Но особенно нравится детям самим изображать животных - птиц, рыбок, зверей. Умело организовав игру, воспитатель способствует осуществлению сразу нескольких воспитательных целей: и прививает любовь к живой природе, и даёт детям возможность посочувствовать живому существу, «стать им» на эмоциональном уровне («покажите, как зайчик радуется и прыгает по первому снежку, как он испугался волка и дрожит; представьте себя птичками, которым мы принесли корм в кормушку, и они весело чирикают»).
Ребёнку несложно вообразить себя и снежинкой, и осенним листочком
Таким образом, игры экологической направленности являются эффективным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует переживанию детей, расширению их представлений о мире.
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 4-е изд., испр. и доп.- М.: Москва – Синтез, 2006.
2. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
4.Николаева, С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Как научить ребенка беречь природу"
Экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Если с самого детства вы будете воспитывать их в ключе любви и уважения к природе, то и в б...
"Как научить ребенка беречь природу?" (папка-передвижка)
Консультация для родителей на тему "Как научить ребена беречь природу?", оформленная в виде папки-передвижки....
Консультация для родителей: « Как научить ребенка беречь природу»
Консультация для родителей: " Как научить ребенка беречь природу"...
Как научить ребенка беречь природу.
Воспитание в детях бережного отношения к природе, любви к Родине....
Как научить ребенка беречь природу.
Как научить ребенка беречь природу....
Консультация для педагогов "Как научить ребенка беречь и любить природу родного края"
Особая роль в воспитании отводится природе, так как родная природа постоянно окружает ребёнка и понятна ему. Дети учатся сопереживать природе, олицетворять её. Как же приучить их беречь и охранять при...
Консультация для родителей ."Как научить детей беречь и любить природу."
Все -мы дети Природы.И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить ,оберегать....