Творческий проект "Времена года"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Перепелицына Наталья Альбертовна

В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического

мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия

формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически

грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vremena_goda.odt30.6 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта:

«Времена года»

Подтемы проекта

«Ах, лето», «Осень разноцветная», «Волшебница – зима», «Весна-красна».

                                                                                                                               (подпроекты)

Тип проекта

Информационно – практико -  ориентированный

Возраст детей

Младший дошкольный возраст 3-5 лет

Исполнители

Дети младшей разновозрастной группы, воспитатели, родители

Продолжительность

Долгосрочный: 1.09.2018 – 1.09.2019 г.

Раздел программы

Программа  «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,  ОО«Познавательное

развитие»

Тематическое поле

Экология. Формирование основ экологической культуры.

Актуальность

В   период   дошкольного   детства   формируются   первоосновы   экологического

мышления, сознания, экологической культуры. Необходимо создавать условия

формирования  у  ребенка  элементов  экологической  культуры,  экологически

грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны

Цель:

Формирование начальных представлений о временах года

Задачи(ФГОС ДО)

1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.

п.2.6):

2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка  со взрослыми и сверстниками.

  1. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.

Этапы реализации:

1 этап – организационно — диагностический

 15.09.2018-30.09.2018 г.

  2 этап -  формирующий (блочный)

1 блок – «Осень разноцветная» - 01.09.2018-30.11.2018 г                  

  2 блок - «Волшебница – зима» - 01.12.2018 – 29.02.2019 г.                

  3 блок – «Весна-красна» - 01.03.2019 – 30.04.2019 г.                        

    4 блок – «Ах, лето» -  01.06.2019-31.08.2019 г.        

      3 этап - обобщающий  01.05.2019-15.05.2019 г.        

Результат

Фотографии,  рисунки,  исследовательские  работы, выставки,дидактические экологические игры, комнатные цветы.        

Презентация проекта:

Праздник «Времена года».

                

Фотоотчеты: «Непоседы осенью»,

  «Непоседы зимой»,

 « Непоседы весной»,                          

 Стенгазета «Как мы провели лето»

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

 У младших дошкольников не достаточно сформированы представления о временах года;

 Не достаточно сформированы представления о труде взрослых в разное время года;

  • Не имеют достаточных представлений о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные  воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности экологического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы основ ЭКО воспитания потребовало новых подходов к  организации воспитательно-образовательного процесса. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Задача ДОУ – научить любить Родину через любовь к окружающему миру.

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только  дошкольном возрасте. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.  Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических  психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как   начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.

Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического воспитания

Большинство современных детей недостаточно общается с природой. ЭКО образование начинается со  знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке, селе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья  травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Необходимо научить  ребенка жить в гармонии с природой, научить оберегать и защищать природный мир.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

  • Повышение качества образовательного процесса по экологическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
  • Создание методической копилки по экологическому воспитанию.
  • Создание   в группе детского сада   условий для обобщения материала по формированию основ

экологической культуры у старших дошкольников

  •         Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников

экологическому воспитанию через проектную деятельность, конкурсы, выставки.

  •         Укрепление связи семьи и ДОУ.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к основам экологической культуры, повышению интереса ближайшему окружению

ЦЕЛЬ

Формирование начальных представлений о временах года

ЗАДАЧИ

1. Формирование первичных представлений об особенностях природы.

2. Формирование позитивных установок к различным видам труда.

3. Развитие общения и взаимодействия ребёнка  со взрослыми и сверстниками.

4. Владение речью как средством общения, развитие связной речи.

  • ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • мы предполагаем, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае  если:                                                                                                           Формировать  представления   и  вести  наблюдения  за   объектами  живой  и  неживой  природы  объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не  только в ДОУ, но и в семье.                                                                              
  • Экологическое  образование  будет  строиться  на  материале,  близком,  понятном  и  эмоционально
  • значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
  •  Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
  •  Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически планомерно.
  • НОВИЗНА
  • Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.
  • В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального  Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) возрастает как  на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за  результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская  общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих  детей (ФГОС ДО ч. 1 п. 1.6 п. п. 9). Совместная работа по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

мы предполагаем, что процесс экологического воспитания будет более эффективным в том случае  если:                                                                                                           Формировать  представления   и  вести  наблюдения  за   объектами  живой  и  неживой  природы  объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы, необходимо не  только в ДОУ, но и в семье.                                                                              

  • Экологическое  образование  будет  строиться  на  материале,  близком,  понятном  и  эмоционально

значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.

 Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.

 Деятельность детей по формированию ЭКО воспитания осуществлять систематически планомерно.

НОВИЗНА

Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению ребёнка к экологическому воспитанию в условиях ДОУ.

В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации Федерального  Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) возрастает как  на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за  результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская  общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих  детей (ФГОС ДО ч. 1 п. 1.6 п. п. 9). Совместная работа по экологическому воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество экологического воспитания.

План работы

2018-2019 год.

1 Блок. «Осень разноцветная»

      Сентябрь 2018- Ноябрь 2018год.

Программное содержание: формирование первичных представлений об осени и его признаках; помочь детям

увидеть красоту и разнообразие осенний  природы; развитие познавательной активности, логического  мышления,

воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Сроки

проведения

Мероприятия

Участники

Сентябрь ( листопад)

1 неделя

Определить уровень знания детей о природе, временах года. Мониторинг.

воспитатели

2 неделя

Определение целей и задач.

Воспитатели

3 неделя

Беседа на прогулке: «Осень  осень в гости просим»

ЧХЛ: И.Бунин «листопад»

П/И «Листья»

Воспитатели

4 неделя

Беседа: «Прогулка в осенний лес»

Дидактическая игра: «Что нам осень принесла»

Лепка «Осенние дерево»

Экскурсия на участок.

Воситатель

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Октябрь (у природы нет плохой погоды)

1 неделя

ЧХЛ : З .Александрова «Дождик»

Пальчиковая игра: «Вышел дождик на прогулку»

Аппликация: «Дождик»

Воспитатели

2 неделя

Беседа: «Веселые капельки»

Консультация на тему: «Природа осенью»

Трудовой десант: родители с детьми (Сбор урожая, посадка деревьев,подрезание,уборка мусора на участках, .

Воспитатели

Родители

Дети

3 неделя

Беседа: «Золотая пора осень»

Буклет: « Осенние прогулки»

ЧХЛ:«Огуречик- огуречик», «Дождик- дождик», «Репка»

Рисование: «Плачит тучка»

Д/И « Времена года -осень»

Воспитатели

Родители

4 неделя

Беседа: «Удивительный лес лес»

ЧХЛ: «Грибок-теремок» В.Усачев.

Д/И : «Грибы съедобные и несъедобные»

Лепка: «Мухомор»

Выставка работ: «Осень золотая»

Воспитатели

Родители

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие

Ноябрь (животные)

1 неделя

 Занятие-беседа : «Овощи и фрукты»

Буклет: «Осень наблюдаем с детьми»

Д/И «Домашние животные»

Рисование «Зайчик»

Театрализованная деятельность: «Теремок»

Воспитатели

Родители

2 неделя

Беседа :«Грибное царство»

Д/И : «Грибы ягоды»

ЧХЛ: Стихотворение К. Бальмонт «Осень», И. Бунин «Листопад», И. Токмакова «Осенние листья».

Воспитатели

3 неделя

Беседа: «Что такое природа»

Д/И «Что растет в саду?», «Во саду ли во городе»,

ЧХЛ: «Падают листья» М. И. Венсен, «Дождик» Е. Благинина, «Осенью» Плещеев

Лепка «Улитка»

Воспитатели.

4 неделя

Консультация: «Знакомство с птичьим двором»

Д/И «Дикие животные»

ЧХЛ: А.Блок «Зайчик»

Рисование: раскрасим зайчику морковку.

Воспитатель

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Блок № 2 «Волшебница - зима»

декабрь 2018 – февраль 2019 год.

 Программное содержание: формирование первичных представлений о зиме и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Декабрь (Пришла зима)

1неделя

Беседа: «Как зимуют звери в лесу».

 Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».

Аппликация: «Снеговик»

Воспитатели

2 неделя

Беседа: «Зимушка-зима!»

ЧХЛ: С. Есенин «Береза»

Буклет: «Зимние забавы»

Рисование: «Снежинка»

Воситатели

Родители

3 неделя

Беседа «Зима в лесу»

ЧХЛ:Г.Скребицкий «Четыре художника»

Д/И «Времена года .Зима»

Рисование пластинография: «Рябинка»

Воспитатели

4 неделя

Беседа: «Чудеса на новый год»

ЧХЛ: Лиса Патрикеевна

Конкурс: «Лучшая Новогодняя елочка своими руками»

Воситатели

Родители

Дети

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Итоговое мероприятие: Итоговое мероприятие: Выставка «Лучшая Новогодняя ёлочка своими руками». Новогодний утренник.

Январь(Зимующие птицы)

1 неделя

Д\И «Что зимой бывает», «Кто спрятался в снегу».

ЧХЛ : Сказка «Чей дом лучше?»

Лепка: «кормушка для птиц»

Воспитатели

2 неделя

Беседа: «Зима-зима веселится детвора»

Буклет: «Зимняя одежда»

Д/И «Сколько снежинок?» «Большие и маленькие снежинки»

Аппликация: «Падают снежинки»

Воспитатели

Родители

3 неделя

Консультация: «Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке»

ЧХЛ: Н.Пикулевой «Ежик».

Театрализованная деятельность: « Заюшкина избушка»

Лепка : «Сасульки»

Воспитатель

4 неделя

Беседа: «Скользкая дорога»

Памятка: «Витамины зимай»

ЧХЛ: «Рукавички»

Рисование: «Разукрасим ёлочку»

Воспитатель

Родители

Интеграция О.О.: Художественно-эстетическое развитие,Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Февраль (Зимние забавы)

1 неделя

Беседа: «Зимние забавы»

ЧХЛ: «Морозко» «Двенадцать месяцев»

Д/И : «Лото»

Рисование: «Зимнее деревце»

Воспитатели

2 неделя

Беседа:«Февраль- месяц частых метелей и сильных ветров» ».

Д/И «Зимние слова» «Кто спрятался в лесу?»

ЧХЛ:

Лепка: «Ягоды рябины»

Воспитател

Родители

3 неделя

.Беседа по картине: «Как зимуют звери».

ЧХЛ: «Снег идёт» Н.Познанская.

Д/И «Собери снеговика» , «Что бывает белым»

Аппликация: «Снигирь»

Воспитатели

4 неделя

Беседа:«Птицы нашего края».

Д/И «Лото-Зима»

ЧХЛ: «Зима» Суриков

М.Пришвин «Лесные доктора»

Воспитатели

Интеграция О.О.: Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие,

Блок № 3 «Весна-красна»

 март 2019 – Май 2019 год.

 Программное содержание: формирование первичных представлений о весне и её признаках; помочь детям увидеть красоту и разнообразие весенней природы; развитие познавательной активности, логического мышления, воображения, речи; воспитание любви и бережного отношения к родной природе. Пути реализации

Март (Весна пришла)

1 неделя

Беседа : « Признаки весны»

Буклет: ««Весна. Наблюдаем с детьми младшего дошкольного возраста»

ЧХЛ: В.Алферов «Март».

Рисование: «Подснежник» (пластинография)

Воспитатели

Родители

2 неделя

Беседа: «Беседа о Весне»

Д/И «Чудесный мешочек»

(домашние животные)

Театрализованная деятельность: «Зайкина избушка»

Рисование: «Одуванчик»

Воспитатели

3 неделя

Беседа: « Какие птицы прилетают весной»

Памятка: «Весенние прогулки в лесу.

ЧХЛ: М.Полянская «Одуванчик»

Аппликация: «Подснежник»

Воспитатели

Родители

4 неделя

Беседа: «Насекомые»

Д/И «Лото-Весна».

ЧХЛ: «Сельская песенка « А.Плещеев.

Аппликация: «Божья коровка»

Воситатели

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Апрель (Прилет птиц)

1 неделя

Беседа: «Домашние животные»

Д/И: «Чудесный мешочек»

(домашняя птица)

ЧХЛ: М.Горький, «Воробьишко»

Аппликация: Ципленок

Воспитатели

Родители

2 неделя

Беседа: « Космос»

Д/И: Чудесный мешочек

( что посадим в огород?)

Лепка: Овощи.

ЧХЛ: «Три медведя»

Воспитатели

3 неделя

Беседа:«Дождик дождик веселей»

Д/И: «Сложи картинку»

ЧХЛ: Л.Толстой «Пришла весна»

Лепка: «Веселая неваляшка»

Воспитатели

4 неделя

Беседа: «Труд людей весной»

Д/И: «Кто где живет»

ЧХЛ: Скребицкий Г. «Весна в лесу»

Аппликация: «Солнышко»

Воспитатели

Интеграция О.О.: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Май

1 неделя

Беседа: «Весенний лес»

Д/И : «Что такое хорошо и что такое плохо»

ЧХЛ :  Г. Ладанщиков, «Весна»

Лепка: «Весенний цветок»

Воспитатели

2 неделя

Беседа: «Природа и человек»

Д/И: «Чудесный мешочек»

(Дикие животные)

ЧХЛ:  Скребицкий Г. «Весна в лесу»

Рисование: «Ландыши»

Воспитатели

3 неделя

«Деревья и кустарники весной»

Д/И:Лото «Времена года»

Аппликация:Ветка серени

Воспитатели

4 неделя

Итог проекта: Лэпбук «Времена года»

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Коллективно творческие работы на тему «Времена года» выполненные в нетрадиционных техниках рисования и аппликации"

Презентация знакомит с опытом работы воспитателя  д/с № 390  города Волгорада  Богатырёвой М.В.   Создание коллективно творческих работ по теме:" Времена года". В презентации ...

Использование конструктивных игр в развитии творческого мышления детей шестого года жизни

В настоящее время все больше педагогов начинают ставить целью воспитания и развития не просто накопление знаний и овладение навыками и умениями, но и решение более важных задач – развитие у дете...

Творческий отчет лауреата районного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года»

Творческий отчет лауреата районного конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года» (выступление на августовской секции воспитателей вторых младших и средних групп) ...

проект"ВРЕМЕНА ГОДА"Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интеграции художественно-творческой деятельности".

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:Изучение парциальных программ  развития творчества в различных видах деятельности (“Красота – радость – творчество” Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной; “Радость творчества...

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОНКУРСЕ «ПЕДАГОГ ГОДА ПОДМОСКОВЬЯ- 2017», НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА» ТВОРЧЕСКАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯНАКОНКУРСЕ «ПЕДАГОГ ГОДА ПОДМОСКОВЬЯ- 2017», НОМИНАЦИЯ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА» ТВОРЧЕСКАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ[[{"type":"media","view_mode":"media_large","f...

Творческий проект Новогодняя игрушка возраст детей 3-4 года (детско-взрослый, творческий, краткосрочный)

Основная идея проекта Приобщение к атмосфере всеобщего волшебства в предновогодние дни, это прекрасные условия для развития художественно-эстетических способностей, воспитание нравственных качест...

Поэтапно-творческий перспективный план педагога Бадретдиновой Рамили Салихяновны МАДОУ № 86 на 2017-2021 учебные годы по теме " Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию поэтапно- творческий перспективный план на тему: "Экологические игры как средство развития познавательных и творческих способностей дошкольников". Данный материал б...