Конспект НОД "Извержение вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Здравствуйте, ребята, сегодня я решила прийти к вам в гости. Мне сказали, что в этом детском саду есть очень умные, очень любознательные ребята, которые много знаю и хотят знать еще больше.
Мы с вами живем на удивительной планете, которая называется. Земля. А мы можем увидеть всю землю целиком? Нет! Она очень большая. Чтобы увидеть всю землю целиком люди создали макет планеты Земля. И я принесла вам сегодня такой макет. Кто знает, как он называется? (Глобус.)
Ребята! Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? (ответы детей). Почему вы так думаете? Молодцы, вы правильно догадались! (синим – моря и океаны, зеленым – леса, коричневый - горы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vulkan.docx | 608.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Общество с ограниченной ответственностью
«Детский сад 7 гномов»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему: «Извержение вулкана»
для детей второй младшей группы.
Подготовила воспитатель:
Аскерханова М.Г.
г. Нефтеюганск
2021г.
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:
•Образовательные:
1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);
4. упражнять детей в чтении схем-моделей.
•Развивающие:
1. стимулировать желание детей экспериментировать;
2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
3.в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
•Воспитывающие:
1. воспитывать бережное отношение к природе;
2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Интеграция образовательных областей:
1. Познание
2. Коммуникация
4. Безопасность
Технологии, используемые педагогом в мероприятии
1.Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
• педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
• опора на субъектный опыт ребенка.
2.Игровые технологии:
• игровые задания и упражнения.
3.Технологии поисковой деятельности:
• создание проблемной ситуации;
• детское экспериментирование.
4.Здоровьесберегающие технологии:
• физикультминутка;
• игровое упражнение на равновесие.
5.Мультимедийные технологии:
• показ презентации.
6. Технологии критического мышления
отгадывание кроссворда
Активизация словаря: лава, пемза, магма.
Методы и приемы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический, сюрпризный момент.
Материалы и оборудование: глобус, гелиевые шары, макет вулкана подносе, презентация «Вулканы», тропинка с препятствиями, видео «Природа вулканов», вода, уксус, моющее средство для посуды, гуашь красного цвета, 4 чайные ложки, столовая ложка, графин, 5 стаканов.
Предварительная работа.
Изготовление макета горы вулканического происхождения:
Для изготовления и формирования макета горы нам понадобится:
• глубокий поднос
• двух литровая банка,
• лист ватмана,
• степлер,
• обойный клейстер,
• манка,
• гуашь разных оттенков,
• клей ПВА.
Двухлитровую банку установить на поднос и обернуть листом ватмана таким образом, чтобы получился конус. Швы закрепить клеем и степлером. Лишнюю бумагу обрезать. На двух литровую банку надеть готовый конус. Обрезать верхушку конуса таким образом, чтобы в образованное отверстие, не проваливаясь, помещался пластиковый стаканчик – это будет жерло вулкана. Развести густой обойный клей (лучше с комочками, нанести его на поверхность конуса с помощью комочков придать горе рельеф. Обильно осыпать покрытую клеем гору манной крупой и дать высохнуть. Высохшую неровную поверхность горы раскрасить гуашью серо-коричневого цвета имитируя натуральную поверхность горы, дать просохнуть и покрыть тонким слоем клея ПВА.
Ход занятия
Организационный момент
Здравствуйте, ребята, сегодня я решила прийти к вам в гости. Мне сказали, что в этом детском саду есть очень умные, очень любознательные ребята, которые много знаю и хотят знать еще больше.
Мы с вами живем на удивительной планете, которая называется. Земля. А мы можем увидеть всю землю целиком? Нет! Она очень большая. Чтобы увидеть всю землю целиком люди создали макет планеты Земля. И я принесла вам сегодня такой макет. Кто знает, как он называется? (Глобус.)
Ребята! Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? (ответы детей). Почему вы так думаете? Молодцы, вы правильно догадались! (синим – моря и океаны, зеленым – леса, коричневый - горы).
Воспитатель: Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит проснулся грозный… (вулкан).
Воспитатель: Молодцы, отгадали. Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан
Ребята, вспомните, что такое - вулкан?
(Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава).
- А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом?
Воспитатель: Я вам расскажу легенду о вулкане, которую вы еще не слышали.
“Жил на свете бог по имени Вулкан. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан. Понравилась? (Да)
Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня».
Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через много лет, археологам (уточнить знания детей о профессии археолога, удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, им удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.
Физкультминутка «Вулкан»
Вулканы начали «вулканить» -
Из жерла лаву извергать. Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать. ( Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ)
Последний раз огнём дыхнул (Сидя в приседе, долгий сильный выдох.) Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают, спят»)
Воспитатель: Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи.
Вулканологи пользуются специальным защитным снаряжением. Они носят одежду и обувь, которая не горит и не нагревается от высокой температуры. На голову надевают защитные каски. Для защиты от газов используют противогазы. В работе применяют специальные приборы для измерения температуры лавы, пепла, газов, видеокамеры и фотоаппараты, ведут хронологические записи. Эта работа очень важная и нужная. Вулканологи узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется», предупреждают людей об опасности.
7. Вред и польза
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана? (ответы детей)
Воспитатель: Ничто не в силах удержать вулкан. Извержение вулканов угрожает жизни людей
(Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. Раскаленные облака – самая большая опасность. Укрыться от раскаленных облаков из газа и камней практически не возможно. Единственный способ спасения – эвакуация.
Воспитатель: Ребята! Представьте, что нас ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении вулкана через неделю. Как вы думаете, что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место).
Воспитатель: И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).
Воспитатель: Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия теперь? (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла крыши домов, чтобы они не обрушились).
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? (ответы детей)
Воспитатель: Извержения порождают горную породу, используемую в строительстве, а так же дарят человеку горячую воду, энергию и даже драгоценные камни. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль!
Ребята, давайте с вами сами сделаем извержение вулкана!
Совместное экспериментирование «Извержение вулкана» Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.
На столе, на подносе стоит макет вулкана. Дети встают вокруг стола. Вначале объясняю детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенную схему – модель с последовательностью проведения опыта. После чего, еще раз проговариваем последовательность проведения опыта.
Последовательность проведения эксперимента. (во время проведения опыта дети проговаривают что и сколько добавляют)
Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две столовые ложки соды.
Второй ребенок: налить полстакана воды.
Третий ребенок: добавить в нее столовую ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.
Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.
Воспитатель: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода).
Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.
Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
Ребятки! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт?
А сейчас подойдите к столам. На столах стоят мини-макеты вулкана. Вы делаете опыт по схеме и в конце я добавлю уксус если вы все сделаете правильно, то ваши вулканы начнут извергаться.
Детское экспериментирование с вулканом.
Заключительная часть
Рефлексия. Похвала детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Вулканы"
Конспект открытого НОД в подготовительной группе "Вулканы"....
Конспект НОД "Вулканы"
Конспект по окружающему миру в подготовительной группе на тему "Вулканы"...
Конспект НОД "Вулканы" подготовительная группа
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности рекомендуется для детей подготовительной группы. Позволяет в увлекательной форме, в процессе детского экспериментирования, ...
Конспект ООД "Вулканы"
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему "Вулканы"...
Конспект НОД "Вулканы Камчатки"
Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы. В ходе которой ребята, используя схему, последовательности проведения опыта, под чутким присмотром ...
Конспект ООД "Вулканы"
Конспект ООД "Вулканы"...
Конспект занятия "Вулканы"
Занятие направлено на расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулканаhttps://www.youtube.com/watch?reload=9&v=EJDgaaYkHiU ...