Занятие в старшей группе "Как заполнять календарь природы?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Акулова Ольга Сергеевна
Занятие в старшей группе "Как заполнять календарь природы?"

Программное содержание: познакомить детей со стра­ницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретами, аккуратно раскра­шивать квадратики дней недели; развивать интерес к наблюде­ниям за природой.

Материал: страница календаря за сентябрь, страница ка­лендаря с условными обозначениями, белая бумага (на каждого ребенка); трафареты значков, квад­ратиков дней недели, цветные карандаши.

Ход занятия

1-я часть. Воспитатель вызывает у детей интерес к осенним явлениям природы, используя стихи, загадки, музыку. Затем знакомит их со страницей календаря «Сентябрь», обращает вни­мание на разлиновку, клеточки дней недели, погоды, место для рисунка на тему «Живая природа». Рассказывает, что сегодня — в понедельник — начнутся наблюдения за природой на участке и что результаты наблюдений надо зарисовывать в календаре с по­мощью условных обозначений (значков).

2-я часть. Ознакомление детей со значками. Воспитатель демонстрирует страницу «Условные обозначения», уточняет по­следовательность дней недели, цвет каждого дня, рассматривает с детьми значки, обозначающие явления погоды,  животных.

Для уточнения понимания символики значков воспитатель проводит с детьми игровые упражнения типа: «Я загадала день недели, который обозначается голубым (желтым или др.) цветом. Какой это день? Покажите его в календаре». Или: «Я загадала воробья. Каким значком он обозначается? Покажите». И т. п.

3-я часть. Формирование практических умений в изобра­жении значков. Воспитатель предлагает детям с помощью трафа­рета нарисовать 3—4 квадратика — «дни недели», затем закра­сить контуры двумя способами — без трафарета и с ним. Обра­щает внимание на тщательность закрашивания, уточняет, какой день (по цвету) изобразил тот или иной ребенок.

Дети упражняются в рисовании значков, обозначающих по­годные явления, учатся рисовать фигурку человека, раскраши­вать этот значок в соответствии с погодой, изображать птиц, насекомых.

Дети рисуют новые квадратики и учатся изображать в них солнечную или дождливую погоду, пробуют рисовать значками птиц.

На прогулке воспитатель организует наблюдение за погодой. Предлагает всем рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь. Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Затем дети определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Воспита­тель дает другое определение погоды: ветреная (тихая). В заклю­чение обсуждаются температурные особенности погоды. Воспита­тель обращает внимание детей на их одежду, на ее соответ­ствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холод­ная). Подводится итог, например: сегодня погода солнечная, тихая, теплая. Воспитатель предлагает детям запомнить это оп­ределение, чтобы после прогулки зафиксировать результаты на­блюдения в календаре природы.

В группе все собираются возле календаря, выясняют, какими значками и где следует отметить погоду. Воспитатель помогает тем, кто захочет, нарисовать значки, закрасить клеточку по­недельника.

 

Вторник

Организуя наблюдения, воспитатель может воспользоваться приемом сравнения: «Дети, вы, конечно, помните, какая вчера была погода и как мы ее отметили в календаре. Интересно, сегодня такая же погода или другая? Посмотрите на небо и скажите, какое оно было вчера и какое сегодня... Правильно, вчера небо было голубое, чистое, погода стояла солнечная, а сегодня небо в облаках, белесое, голубизны совсем не видно. Про такую погоду можно сказать, что она пасмурная. Теперь определите, есть ли ветер, и сравните со вчерашней погодой». Дети ищут и называют признаки ветра, сравнивают погоду. Воспитатель подводит итог: «Да, сегодня сильный ветер, про такую погоду говорят, что она ветреная. Теперь скажите, тепло сегодня или прохладно и как вы одеты — так же, как вчера, или иначе. Может быть, сегодня мамы одели вас теплее, чем вчера?» Воспитатель по­могает детям выяснить, какие изменения произошли в их одежде. Дает общее определение погоды: «Ну вот мы с вами и выяснили: сегодня погода пасмурная, ветреная, прохладная. Запомните это, потому что мы будем опять отмечать погоду в календаре».

В группе после прогулки повторяется процедура заполнения календаря: воспитатель уточняет с детьми день недели, помо­гает найти нужную клеточку на странице календаря, определить, какими значками следует отметить погоду сегодняшнего дня, заполнить соответствующие клеточки. Все вместе рассматривают календарь, сравнивают по значкам погоду понедельника и втор­ника.

Среда

Для того чтобы детям и самому воспитателю было интересно, в наблюдении за погодой используется новый прием — игровой. Собирая детей на прогулку, педагог предлагает взять с собой кого-нибудь из кукол: «Дети, ваш любимый зайчик шепнул мне, что он тоже хотел бы погулять. Возьмем его с собой!»

Наблюдение проводится так же, как и в предыдущие дни (по той же схеме). Дети рассказывают зайчику, который раньше никогда не бывал на улице и ничего не знает и не умеет, как по небу, ветру, одежде определять состояние погоды.

Воспитатель побуждает детей к самостоятельным суждениям и высказываниям. В такой же функции зайчик используется и при заполнении календаря. Прием даст хороший результат, и дети будут вовлечены в ситуацию обучения зайчика лишь в том случае, если воспитатель разыграет его роль, произнося от его имени реплики, вопросы, совершая несложные действия."

Четверг

Стремясь повысить уровень активности детей, воспитатель использует новый прием: в начале прогулки дает всем задание самостоятельно понаблюдать за погодой, чтобы потом в группе рассказать о ней и правильно заполнить календарь.

Во время прогулки со всеми детьми проводится наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием. Воспи­татель обстоятельно рассматривает с дошкольниками одно из деревьев (затем оно будет зарисовано в календаре), выясняя, как называется дерево, какого цвета у него листья, каких листьев больше — желтых или зеленых, где расположены желтые листья и где зеленые, есть ли под деревом опавшие листья и какого они цвета, где листьев больше — на дереве или под ним, красиво ли выглядит дерево с разноцветными листьями. Затем обсуждаются другие деревья и кустарники участка и отыскиваются признаки осени.

Важно, чтобы воспитатель обращал внимание детей на красоту осенних красок и побуждал их самостоятельно находить красивое в природе, например: «Дети, давайте отойдем подальше, чтобы посмотреть на деревья издали. Полюбуйтесь ими и скажите, кому какое дерево нравится и почему, что вы заметили прекрас­ного». Ответы детей надо внимательно выслушать, а затем сказать примерно следующее: «Я вам тоже расскажу о том, что мне нравится. Я каждый день любуюсь рябиной. Она очень наряд­ная, с гроздьями ярких ягод и чуть краснеющими, резными, как кружева, листьями. Березка красива по-другому: ее мелкие листоч­ки начали желтеть на макушке. Как будто шапочку осеннюю надела! А вот нижние ветки по-прежнему свисают зелеными косами. И стоит русская красавица на белой ножке в зеленом сарафане и желтой шапочке!»

Затем рассматривается растительный покров земли, опреде­ляется его сезонное состояние. Надо обратить внимание детей на то, что трава еще зеленая, на ней ярко выделяются опавшие листья, они еще не пожухли и имеют чистую желтую окраску, что много цветущих растений. Пусть дети рассмотрят и назовут их.

В группе со всеми детьми проводится занятие по изодеятель-ности — каждый ребенок рисует дерево, которое рассматривалось особенно подробно, и покров земли. Формат бумаги, на которой рисуют дети, соответствует размерам графы «Живая природа» в календаре. Воспитатель дает детям установку нарисовать как можно точнее и правдоподобнее то, что они наблюдали,— самый похожий рисунок будет помещен в календаре. Техника рисования и материалы могут быть любые, главное — сходство в передаче объектов природы. По окончании занятия все рассматривают рисунки и сообща выбирают наиболее удачный. Для уточнения правильности изображения рисунок можно сравнить (из окна комнаты или на прогулке) с натурой. Воспитатель в присутствии детей подправляет рисунок и помещает его в календарь.

Пятница

Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель дает им задание выяснить, какие в этот период сентября (в начале осени) встре­чаются животные, т. е. каких можно увидеть птиц, обнаружить насекомых, червей, улиток. Просит детей понаблюдать за живот­ными — уточнить, в каком месте они найдены, что делают (на­пример, в отношении насекомых — активно передвигаются или замерли). Небольшой группе детей (3—4 человека) поручает понаблюдать за погодой.

В конце прогулки воспитатель обсуждает со всей группой самостоятельные наблюдения детей — выясняет, каких и где они встретили животных, и что эти животные делали. Хвалит тех, кто не забыл выполнить задание. Потом предлагает послушать детей, которым было предложено наблюдать за погодой. Де­ти рассказывают, воспитатель помогает им выдерживать после- :< довательность, привлекает всех остальных к оценке правиль­ности наблюдений и рассказа. В заключение делает обобщение: «Сегодня пятница. Мы с вами пять дней подряд наблюдали за погодой. Она каждый день была разная. Сегодня, как пра­вильно подметили ребята, облачная, ветреная, прохладная погода. Такая погода часто бывает осенью».

В группе те, кто наблюдал за погодой, отмечают ее в ка­лендаре. Воспитатель помогает им все сделать правильно. Осталь­ных детей он просит изобразить в графе «Живая природа» животных, которых они обнаружили на участке.

Вечером все вместе рассматривают страницу календаря. Выясняется, что до конца недели осталось два дня — суббота и воскресенье. Воспитатель предлагает детям самостоятельно по­наблюдать в эти дни за погодой и рассказать о ней в понедель­ник.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию навыков сотрудничества для детей старшей группы. Тема: «Календарь ожиданий»

Цель:Формировать навыки сотрудничества детей старшего дошкольного возраста при выполнении продуктивной деятельности.Задачи:Учить детей объединяться в пары «по симпатии»;Научить распределять действия м...

Конспект НОД по познавательному развитию детей в старшей группе "Синичкин календарь".

Цель занятия.Задачи.Подробный ход с использованием презентации....

Конспект НОД по экологии старший дошкольный возраст "Учимся заполнять календарь погоды"

С детьми старшего дошкольного возраста в течение года ведётся календарь наблюдения за погодой, птицами, насекомыми. Конспект НОД "Учимся заполнять календарь погоды" поможет Вам грамотно позн...

Конспект занятия в старшей группе «Составление календаря интересных событий»

Активизировать познавательной и творческой деятельности детей в непринужденной обстановке....

Итоговое занятии в старшей группе Тема: «По страничкам календаря»

Занятие по духовно - нравственному воспитанию (8 марта, Пасха, День победы, Троица, Новый год)...

Образовательное событие в старшей группе «Учимся заполнять календарь природы»

С детьми старшего дошкольного возраста в течение года ведётся календарь наблюдения за погодой, птицами, насекомыми. Конспект НОД "Учимся заполнять календарь погоды" поможет Вам грамотно позн...